Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Данилович Т. Г. Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 63-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5335/ (дата обращения: 21.09.2018).

Ключевые слова: краеведение, социальная адаптация, среда, формы работы, опыт.

С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные, индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни или вырабатываются человеком специально, преднамеренно Комплексно и в то же время нетрадиционно решить поставленные задачи по социализации у детей старшего дошкольного возраста помогает целенаправленная работа по краеведению, интеграция различных видов деятельности и проектный метод.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни — наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своим городом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для более сложных социальных чувств.

Мы живем в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного лесосибирца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

Совместно с родителями мы запустили проект «Мой город на карте», который включал в себя несколько этапов:

-       беседы о родном городе и людях, прославивших его;

-       рассказы на исторические темы;

-       работа с картой города;

-       экскурсии по городу, в музей леса; просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, фотоальбомов; игры наших родителей;

-       детские работы на тему «Мой город»; совместные работы детей и родителей;

-       создание мини-музея.

Мероприятия в рамках проекта: КВН для родителей «Знатоки родного города»; интегрированное занятие «Енисей».

Принципы проекта следующие:

1.                  Реализация задач всестороннего развития детей.

2.                  Проведение работы в разных видах деятельности — учебной, бытовой трудовой, игровой.

3.                  Работу начинаю с ближнего окружения, постепенно горизонты расширяю.

4.                  Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых этапах проекта.

В нашей группе стало традицией отмечать праздник День города. Это мероприятие и подготовка к нему расширяют детский кругозор, решают задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В работе по ознакомлению детей с городом помогают родители. Для закрепления знаний совершили экскурсию по городу. В качестве домашнего задания родители сделали фотографии, совместные с детьми рисунки. На основе собранного материала появился альбом «Мы и наш город». Затем появился альбом «Где я бывал, что видал» (фото и рассказы детей об отдыхе в других городах).

В нашей группе открыт мини-музей. Здесь собран материал о нашем городе. Игры созданные детьми и их родителями, художественная литература о нашем городе, крае, стихи местных поэтов, карты, макеты, загадки, считалки. Иногда мы приглашаем родителей, детей других групп и проводим для них экскурсию (в роли экскурсовода — ребёнок). Родители помогают экспонатами (рассказы о них) — самодельные плетеные коврики, вязаные салфетки, деревянные ложки, плетеные корзинки, фотографии с видами г. Лесосибирска, книжки о городе.

Так появилась благотворительная акция «Из бабушкиного сундучка», а точнее из прабабушкиного сундука, т. к. многие родители детей ещё молоды и для них самих многое открытие.

Деятельность музея способствует приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию патриотизма и любви к родному краю, городу.

Через музеи люди выражают свое отношение к историческому наследию. Одним из разделов является ознакомление с государственной символикой России: каждый город имеет свой собственный герб, где пытается вместить: героические страницы истории; те профессии и ремесла, которыми он исстари славился; уникальные природные объекты, то чем город гордиться.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, — человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине.

Основные термины (генерируются автоматически): город, родитель, родной город, родной край, социальная адаптация, художественная литература, ребенок.

Похожие статьи

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы о родном...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура, народное искусство.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал.

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная действительность, история района, район, программа, Сетунь, Переделкино, родной край, общественно-полезная деятельность, культурно-историческая ценность района.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край...

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви... дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Дети, с которыми проводится работа по социальной адаптации, не знали о детстве своих родителей.

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы о родном...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура, народное искусство.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал.

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная действительность, история района, район, программа, Сетунь, Переделкино, родной край, общественно-полезная деятельность, культурно-историческая ценность района.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край...

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви... дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Дети, с которыми проводится работа по социальной адаптации, не знали о детстве своих родителей.

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Задать вопрос