Библиографическое описание:

Пособчук О. Н., Чехлыстова Т. В., Витязь Л. Н. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7607/ (дата обращения: 12.12.2017).

Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в целом — это воспитать человека. Воспитание духовно-нравственных качеств у детей это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым родным людям — к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к дому в котором он родился, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Семья является главным примером для ребенка-дошкольника, как первая ступень нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотизм — это высокое чувство любви и привязанности, преданности и ответственности, желания человека трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и средством программирования поведения людей. Он служит превращению граждан общества в подданных государства.

В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество — еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи гражданских объединений — быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.

На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага.

Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольников является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей, родной язык, историю, культуру края), вырастет духовно здоровым. Краеведение это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит народный опыт и память о деятельности предков. А это — патриотизм, воспитание которого — важнейшая задача.

С целью воспитания нравственно-патриотических чувств, начиная с младшего дошкольного возраста, на базе нашего детского сада ведется систематическая планомерная целенаправленная работа по краеведению.

Цель нашей работы ознакомление детей с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению своего родного края; приобщение к культуре своего народа, воспитание нравственно-патриотической личности средствами краеведения и туризма; выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным явлениям и объектам.

Задачи:

-          развивать у детей интерес к изучению истории и культуры родного края, интеллектуальные, творческие способности;

-          возрождать традиции и обычаи русского народа;

-          воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, городу, уважение к труду, нравственно-патриотические качества, чувство толерантности;

-          включать родителей в краеведческую деятельность (совместные экскурсии, соревнования, праздники).

Новизна работы заключается в том, что, образовательная деятельность по данной программе дает возможность, начиная с дошкольного возраста включать детей в активное познание родного края, воспитывать любовь к тому месту, где они родились и живут, способствует укреплению их здоровья. В последующие года обучения ребенок получает возможность углубить, дополнить, закрепить свои краеведческие знания, совершенствовать исследовательские навыки, а также развивать коммуникативные качества личности, творческие способности.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем делится на 4 блока: «Природа родного края», «Моя страна», «Мой город», Мой детский сад». Она построена с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, углубляя его знания, совершенствуя умения, навыки. В конце каждого года обучения проводится диагностика с целью выявления уровня знаний детей и определения степени проявления интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.

Наиболее приемлемыми формами организации образовательной работы с детьми являются беседы, целевые прогулки, экскурсии; подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры; развлечения, выставки, практические занятия.

Каждое занятие или экскурсия предусматривает три этапа работы: подготовку, непосредственно образовательная деятельность, подведение итогов. Подготовка включает изучение маршрута, чтение литературы по этому вопросу, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, игры. Во время непосредственно образовательной деятельности дошкольники наблюдают явления природы, знакомятся с экскурсионными объектами, осваивают туристские навыки и умения, играют на воздухе, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. При подведении итогов ребята рассказывают последовательно о прогулке, экскурсии, высказывают свои впечатления, отражают их в рисунках, поделках из природного, бросового материала. Работа проводится в игровой форме и направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей.

Основной формой работы по ознакомлению детей с родным краем является непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию. Важно активизировать детскую мыслительную деятельность. Для этого используются приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты. В процессе слушания познавательных рассказов исторического характера у детей формируется умение самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщать материал. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, которое необходимо подкреплять наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Начиная с младшей группы, используются информационно-коммуникационные технологии: презентации («Наш город», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа нашего края» и др.), виртуальные экскурсии по городу Старый Оскол («Достопримечательности города Старый Оскол», «Старый Оскол — город металлургов» и др.). В процессе рассказа, необходимо обращаться к детям с вопросами по данной теме, что способствует активизации их внимания, развивает диалогическую речь, побуждает к логическому мышлению.

Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В детском саду создан музей «Русская изба», где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок. В старших и подготовительных группах важное место занимают экскурсии в городские музеи, в ходе которых дети знакомятся с историей создания и развития предприятий района, с выпускаемой ими продукцией, узнают о лучших тружениках. Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Почта» и т. д.) Был разработан ряд дидактических игр по ознакомлению с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), своей семьей («Мой дом — моя семья», «Профессии наших мам и пап», «Как мы помогаем дома маме», «Праздники в нашей семье»), природой Белгородской земли («Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу?» и др.).

Продуктивная творческая деятельность — это одна из форм работы с детьми, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд с использованием нетрадиционной техники. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок. Эмоционально положительный настрой играет значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Краеведческая викторина, народные праздники (Рождество, Масленица и др.), тематическое развлечение (день города, о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды: организации экскурсий, туристических походов, краеведческих фотовыставок, создании мини-музеев, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок декоративно-прикладного искусства.

Результаты организации краеведческой работы с детьми указывают на то, что воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках, активное желание участвовать во всех мероприятиях детского сада, которые проводятся в тесном сотрудничестве и взаимопонимании с родителями. Наличие всех вышеуказанных признаков свидетельствует о том, что у дошкольников значительно повысился уровень нравственно-патриотического воспитания.

В заключении, хочется сказать, что начинать работу по формированию основ личности и нравственно-патриотического качеств необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших детей: «Это потерянное поколение».

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-патриотического воспитания, родного края, нравственно-патриотических чувств, дошкольного возраста, образовательная деятельность, работы с детьми, детского сада, нравственно-патриотического воспитания детей, нравственно-патриотического воспитания дошкольников, воспитания нравственно-патриотических чувств, с родным краем, осуществления нравственно-патриотического воспитания, уровень нравственно-патриотического воспитания, современного патриотического воспитания, благо родного края, работы ознакомление детей, познание родного края, Воспитание нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с родным, основных проблем воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос