Авторы: Елизарова Наталья Михайловна, Колесникова Оксана Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 450-452.



Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства.

Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная проблема все больше начинает проникать в наше российское общество.

Родина — одно из основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.

Беседы с детьми о легендарных героях войны и труда, знаменитых земляках о родном крае, природе, чтение книг на патриотические темы, дидактические игры, утренники, посвященные «красным датам» календаря; экскурсии в краеведческий музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ, воинам, погибшим а Афганистане; по живописным местам родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами российской армии, шествие в «Бессмертном полке» в день Победы с фотографией своего прадеда и, конечно личный пример воспитателя и родителей являются основой патриотического воспитания.

C:\Users\Галина\Desktop\DSCN0974.JPG

Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.

Дошкольные учреждения — это начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т. е. во время прогулок.

Для дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС была разработана парциальная образовательная программа Белгород ведение». Наш детский сад принимает активное участие в апробации этой программы. Курс «Белгород ведение» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

C:\Users\Галина\Desktop\IMG_9844.JPG

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей дошкольной группы, воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом, селом, Белгородским краем.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Также важнейшим аспектом краеведения является его консолидирующая роль. Родной край — это не только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа — горожанами, односельчанами. Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально — территориальных образований.

Таким образом, краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
  2. Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород ведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций
  3. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. — 96 с.
  4. «Звонница». Белгородский общественно-политический литературно-художественный и научный журнал № 23, 2014г
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, патриотического воспитания дошкольников, Вершиной патриотического воспитания, основой патриотического воспитания, малой родины, родного края, формирования патриотического сознания, всеобъемлющим фактором патриотического, дошкольников основ краеведческой, Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, краеведческой культуры дошкольников, краеведческая работа, формирование понятия Родина, формированию познавательных интересов, средств воспитания гражданственности, местам родного края, ознакомление дошкольников, формированию высоких моральных, важнейшим аспектом краеведения, этап становления познавательного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос