Библиографическое описание:

Самсоненко И. В. Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 62-64.

«Моя малая родина…

У каждого человека она своя,

но для всех является той,

путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда

Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если самим не проникнуться этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.

Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.

Для достижения этой цели решала следующие задачи:

– организовала развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музеи в группе, макеты и карты детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

– через разные виды деятельности формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Лабинска.

– знакомила детей с достопримечательностями Лабинска, развивала желание как можно лучше узнать свой город.

– развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу; способствовала становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

– воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

– воспитываю бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам; побуждаю детей сохранять красоту города для будущих поколений.

При построении системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников учитывала следующие принципы:

Принцип дифференциации. Создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, ; в естественном включении краеведческого материала в региональную программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Лабинска(с его малой Родиной).

Для реализации системы работы разработала перспективный план.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.

Начиная работу в средней группе, поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи приняли участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

На этом же этапе происходит знакомство с казачьими пословицами, загадками. Обращаю внимание на предметы казачьей одежды, быта. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной музыкой, поют кубанские песни, играют в игры народного характера (« Перетяжка», «веревочка»). Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор)

• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.

• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».

В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.

На занятия по ознакомлению с природой своего города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Работа по воспитанию патриотизма, становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители моих воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, были поставлены задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.

Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина – Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Моя любимая песня», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, малой Родины, родным городом, Ознакомление детей дошкольного, детей дошкольного возраста, развития речи детей, примере лексической темы, лексической темы «Знакомство, родным городом», чувство гордости, малой Родиной, воспитание детей, бережное отношение, чувство любви, детьми малой Родины, Похожая статья, патриотическому воспитанию, маленьких граждан, людям труда, воспитанием любви детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос