Автор: Дашкевич Любовь Валентиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.10.2016

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Дашкевич Л. В. Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 680-682.



Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, вырабатываются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. Из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

Ключевые слова: социокультурное развитие, задачи, содержание, технология работы, дети дошкольного возраста, любовь к родному городу

Изучение социукультурных основ проблемы требует определения метода методологии, на базе которой разработано содержание и технология ознакомления детей с родным краем.

В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:

– Обогащение чувственно — эмоционального опыта освоения детьми знаний и развитие на основе интереса к миру и процессу познания;

– Создание основы практического владения речью в разных ситуациях (в пределах конкретных сфер общения, в учебной, игровой деятельности и. т.д.);

– Развитие общей культуры ребенка, включающей воспитание языковой культуры, а также культуры общения в равных условиях.

В результате осуществления этих задач ребенок приобретает такие ценностные установки, которые существенно влияют на становление его личности. В личности формируется отношение к познанию как ценности, к средствам познания и общения как важному личному достижению. Происходит развитие личностной познавательной и коммуникативной активности.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Данная методология базируется на конкретных научных подходах.

  1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии представлен на разных условиях.:

– окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

– усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор деятельность человека);

– усвоение детьми знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

  1. Диалектический подход — подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания.Обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении в развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, а так же любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отображающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей, это способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира.
  2. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления природных (естественных) факторов и культуры (искусственных), а поиска взаимовлияния, взаимосвязи. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения:

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

Энциклопедичность — обеспечивает отбор содержания знаний и разных областей действительности (природа социальный мир, культура и т. д.).

Уникальность места — как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности.

Интеграция знаний (Н.Ф Виноградова)- установление соотношений между информацией естественно — научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

Единство содержания и методов — работа с детьми, которая нашла свое отображение в структурном построении непосредственно образовательной деятельности.

Динамика преемственных связей — на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Комплексность — содержание концентрируется в темах и комплексах «Природа», «Достопримечательности города», «История Городца и Нижегородской области», «Труд людей» и т. д. [5]

Особого внимания педагога требует информационная часть НОД, поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.

Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предложений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей — должна осуществляется по основным существенным линиям и направлениям.

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Волшебный мешочек», где основной задачей является формирование у детей умения формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования.

В заключительной части, условно названой «символизация» (по Л. А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации. Проявив себя в разных видах деятельности (изобразительная деятельность, песня, танец и т. д.)

Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, а исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии. Кроме того, при построении непосредственно образовательной деятельности (НОД) широко используется элементы системы ТРИЗ.

ТРИЗ — это такая система в обучении детей которая оказывает практическую помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Пример: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Таким образом, познание ближайшего окружения превращалось в интересный, захватывающий процесс совместного с взрослым «открытия» мира. Идея социокультурного воспитания (патриотизма и гражданственности), приобретает все больше значение в обществе.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., КозловаС. А. Наша родина. М.,1984
  2. Добролюбов Н. А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Избр. пед. соч. -М., 198610. История педагогики. -М., 1998.
  3. Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — М.: Политиздат, 1986
  4. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития, М.: «Детство- пресс», 2004
  5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Поддьяков, А. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / А. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12

7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет.М.,2014

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, родным краем, отбор содержания знаний, ознакомления детей, детьми знаний, развития детей дошкольного, важнейшее условие, технология ознакомления детей, усвоение детьми знаний, освоения детьми знаний, технологии ознакомления детей, окружающего мира, детей разного дошкольного, технология работы, Патриотическое воспитание детей, дошкольного возраста взаимодействия, умственной активности детей, образовательной деятельности, развитие личностной познавательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос