Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Альмушева Е. Н., Григорьева Е. М. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11953/ (дата обращения: 21.06.2018).



В последнее время вновь стал актуален вопрос — «С чего начинается Родина?», «Как прививать интерес и любовь к родному краю, людям, живущим рядом?», «Когда лучше начинать?». Любой педагог ответит, что начинать надо в дошкольном возрасте, так как это период усиленного развития, воспитания и обучения. Именно в это время у детей формируется интерес к своей малой родине (её природе, природным объектам, достопримечательностям), развивается чувство гордости за свою страну, появляется чувство ответственности перед родителями, любви к людям, окружающим ребенка, а в будущем чувство долга перед народом.

Формирование любви к Родине у детей происходит благодаря постепенному накоплению ими социального опыта жизни в своем городе, усвоению принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщению к миру культуры, природы. Родина для маленького человека — это всё то, что его окружает: его близкие, природа вокруг его дома, растительный и животный мир его края, достопримечательности города.Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.

В своей работе мы решаем задачи примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Вераксы: «Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети». А для решения задач регионального компонента используем Программу патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» и «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Лучше всего накопление социального опыта происходит в деятельности, имеющей практическую направленность, что помогает получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию о родном городе и участвовать в его жизни.

В связи с этим, в рамках годового календарно-тематического планирования нами были выделены темы, которые соответствуют решению задач регионального компонента.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Включение родителей в образовательный процесс обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его формировании. Необходимость тесного сотрудничества с семьей декларируется почти во всех нормативно-правовых и методических документах. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса.

К сожалению (в связи с постоянной занятостью родителей), семья часто выступает в качестве наблюдателя, а не участника образовательного процесса, либо объектом воздействия педагогической пропаганды. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В нашей группе работа по вовлечению родителей в деятельность ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников проводится в три этапа:

  1. Выявление потребностей родителей ввоспитании иобразовании детей (использование информационно-аналитических форм: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями)

По результатам анкетирования родителей в начале учебного года и в апреле-месяце, просматривается увеличение количества посещений детьми совместно с родителями достопримечательностей города, края с 15 % до 38 % (благодаря проделанной работе на 2 и 3 этапах).

  1. Педагогическое просвещение родителей (использование коллективных и индивидуальных форм: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми)

С родителями были проведены следующие мероприятия:

‒ родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;

‒ консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;

‒ семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности) «Назови лишнее»;

‒ устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы), «Формирование интереса у детей к речевому творчеству» (рассказыванию о достопримечательностях города, природных объектах; составление загадок с использованием ТРИЗ-технологии);

‒ педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала), «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);

встречи с интересными людьми (родителями — работниками Автозавода, ветеранами ВОВ)

3. Партнерство педагогов иродителей вдеятельности ДОУ (форма совместной деятельности педагогов и родителей: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, акции, выставки совместного творчества)

При активном участии родителей состоялись

‒ открытые просмотры различных видов деятельности детей на «Дне открытых дверей»,

‒ совместные досуги и праздники — «Папа, мама, я — спортивная семья», «Весна в родном краю», «Мы живем в Поволжье», «Поклонимся великим тем годам»;

‒ проектная деятельность — «Тольятти — Трижды Рожденный» (история города), «Жигули заповедные», «Их имена носят наши улицы»

‒ викторины — «Знатоки Тольятти», «О чем рассказала Красная книга»

‒ тематические вечера — «Люби и знай свой край»;

‒ акции — «Кормушка для пичужки», «Весенняя неделя добра», «Сбережем цветы-первоцветы»;

‒ выставки совместного творчества — поделки из природного и бросового материала, овощей и фруктов, костюмов народов Поволжья, «Автомобили нашего завода».

Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями мы выбрали квест. КВЕСТ в переводе с английского языка означает «Приключенческая игра». Важнейшим элементом этой игры является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий (а не скорости реакции или быстроты действий).

Квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:

  1. Упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с детьми.
  2. Даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.
  3. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  4. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности в прогулках к историческим местам.
  5. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
  6. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  7. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

Родителям и детям предлагается маршрутный лист игры. Обычно он сопровождается одинаковыми заданиями для каждого ребенка и его родителей. Например, в соответствии тематического плана в сентябре уделяем большее внимание истории города, его достопримечательностям, Автозаводу:

«Тольятти –мой город родной» (достопримечательности города, «Тольятти — автомобильная столица» — история завода, профессии автостроителей, достижения завода, марки автомобилей, создание коллекции автомобилей.

Задания могут быть такими:

‒ узнать, какая эмблема (логотип) у завода; почему имеет такой вид; где в городе можно встретить её изображение; нарисуй, машину модельного ряда которая тебе нравится; нарисуй машину будущего. Подумай — большое количество машин в городе, это хорошо или плохо? Докажи!

При посещении памятника В.Татищеву даются задания:

‒ узнать кому или какому событию посвящен; кто его автор; почему расположен на этом месте? Найти, как изменился город, расширились ли его границы? (отсылка к Краеведческому музею)

‒ какие спортивные объекты есть в городе, проходят ли в них соревнования и по какому виду спорта; Какие чемпионы начинали тренироваться в этих стенах? Каких результатов добились? (А.Герунов, А.Немов, В.Козлов, И.Брызгалов, В.Кошечкин, Д.Касаткина)

‒ при посещении детского парка или природных объектов просим принести листочек, плод, камень (самый крупный, самый яркий), провести какой-либо опыт с этим объектом, рассказать о своих впечатлениях, что в свою очередь положительно сказывается на развитии связной и образной речи.

После каждого этапа квеста дети готовят сообщения, фотоотчеты в которых делятся своими впечатлениями и новыми знаниями с друзьями («Мой родной край», «Прогулка по городу Тольятти», «Любимые места в городе», «Как я ходил к памятнику преданности»). Совместно с воспитателем сообщения оформляются в альбомы — «Известные спортсмены нашего города», «История рождения моего города», «Красная книга природы» и т. д. Конечно, за свои старания, дети вознаграждаются небольшими презентами: фишками, наклейками, книжками-раскрасками. Дома у многих есть «Доска успехов, достижений». Это еще больше стимулирует детей.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к познанию, мы привлекли родителей с помощью их же детей. Если жизнь детей в группе интересная, познавательная, содержательная, то ребенок обязательно поделится своими впечатлениями с родителями, задаст им интересующие его вопросы, попросит помочь найти на них правильные ответы, подготовить сообщение.

Наиболее активных, заинтересованных родителей и детей награждаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами, которые вручаем в праздничной обстановке на родительских собраниях, праздниках, помещаем в родительский уголок.

С большим желанием и интересом дети участвуют в городских и областных акциях, выставках, конкурсах. И получают награды различного уровня. Были участниками акций «Чистый город», «Кормушка для пичужки», «Весенняя неделя добра», «Дни экологической защиты», «Птицы Самарской Области», «Лис-Лисыч» — символ Заповедника, конкурса Экологических плакатов.

Итоговым мероприятием стала сценарно-режиссерская разработка с применением ЭОР «Край родной — навек любимый», в ходе которой закрепляется материал о родном городе, крае. На это мероприятие были приглашены и родители. Они смогли увидеть и высоко оценить результат совместной работы воспитателей и семьи по воспитанию любви к родному краю, убедиться в наличии у детей унифицированной базы знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе. Такие игры-занятия являются привлекательными для ребёнка и позволяют ему легко брать на себя роль экскурсовода и презентовать свой опыт и знания, демонстрировать навыки уверенного поведения в ходе выполнения заданий. Мы убедились, что такая форма работы повышает мотивацию и эффективно влияет на воспитание любви к родному краю.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос