Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Берникова Л. С. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 25-30. — URL https://moluch.ru/archive/149/41596/ (дата обращения: 18.06.2018).



Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: нравственность, ответственность, патриотическое воспитание, ознакомление с родным городом, приобщение к культурному наследию, чувство Родины, чувство патриотизма

В настоящее время государство уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения с позиции формирования у воспитанников нравственности, ответственности. В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путин определил стратегические ориентиры воспитания детей: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Эти направления закреплены в нормативных документах: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

С 01.09.2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 01. 01.2014 года вступил в действие ФГОС, где основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых в разных формулировках и объемах представлены подходы к патриотическому воспитанию. Разработаны программы и пособия по патриотическому воспитанию детей, среди них Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», «Патриотическое воспитание детей 4–6 и 6–7 лет» Н. Г. Комратовой, Л. Ф. Грибовой и др.

Поэтому целью в работе педагогов нашего Бюджетного учреждения по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с родным городом является приобщение к культурному наследию многонационального города Самары; формирование представлений о его истории и современности, гордости за то, что они являются жителями Самары.

Практика работы педагогов по данному направлению показала, что ознакомление старших дошкольников с родным городом будет для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической и др.).

IMG_7460

Рис. 1. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара

При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка.

Какие задачи по ознакомлению с Самарой можно определить, организуя те или иные виды детской деятельности:

  1. Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста представления:

− об истории Самары;

− о разнообразии и уникальности природы Самарского региона: его растительном и животном мире:

− о традициях народов, населяющих город;

− об особенностях архитектуры города;

− о принадлежности Самары к космической отрасли:

  1. Знакомить детей с возможностями Самары как крупного промышленного города; с биографией заслуженных людей, имена которых носят улицы, площади города.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Семейное изучение своей родословной следует осуществлять в контексте осмысления важных моментов: традиции семьи и национальные традиции; судьбы членов семьи через призму судьбы страны.

Педагоги нашего Бюджетного учреждения знакомство с городом начинают со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад. Важная задача стоит перед педагогом показать своим воспитанникам, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

IMG_7473

Рис. 2. Встреча воспитанников МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара с представителями общества ветеранов Куйбышевского района

Можно в образовательной деятельности со старшими дошкольниками организовывать экскурсии (в том числе виртуальные, через интернет), которые позволят ярко представить историю, природу Самары и Самарского края.

IMG_7463

Рис. 3. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара

Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметно — пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки, уголки и т. д. Важно, чтобы они были доступны и понятны воспитанникам.

Организация жизнедеятельности воспитанников по реализации и содержанию работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  1. Совместной деятельности взрослого и детей.
  2. Самостоятельной деятельности воспитанников.

Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде организационно — образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Организационно — образовательный процесс реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

− игровой;

− двигательной;

− познавательно-исследовательской;

− коммуникативной;

− продуктивной;

− музыкально-художественной;

− трудовой;

− чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Сложность решения педагогических условий воспитания любви к родному городу у старших дошкольников связано, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

IMG_7503

Рис. 4. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к родному городу является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления воспитанников о родной стране.

Воспитатель должен стараться быть образцом для подражания, показывая воспитанника свою любовь к родному городу.

Средствами воспитания любви к родному городу старших дошкольников является само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в городе и в Бюджетном учреждении.

IMG_4182

Рис. 5. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара пригласили к себе в гости воспитанников МБДОУ «Детский сад № 466» г. о. Самара на встречу с представителями общества ветеранов Куйбышевского района

Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Такие важные понятия, как «Долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг» и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи — участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

IMG_0290

Рис. 6. Встреча воспитанников МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара с ветераном ВОВ Юрьевой Е. В.

Задача педагога воспитывать у воспитанников чувство привязанности, о какой-то части родного города по отношению к старшим дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, например: «Струковский сад», «парк Победы», «парк имени Ю. Гагарина», о памятниках таких, как «Бюст А. Пушкина», «Монумент Славы», Памятник ракета — носителю «СОЮЗ», Памятник самолету — штурмовику «Ил-2» и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен воспитанникам, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Воспитывая у старших дошкольников любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: — повсюду люди трудятся для всех (учителя, воспитатели, врачи, шофера), везде соблюдаются традиции: Победа нашего народа над фашизмом, тематика для воспитанников может быть следующая: «Вечная память», «Дети герои ВОВ» «Мой город во время ВОВ». Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Внимание старших дошкольников нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, Дом культуры «Нефтяник» и рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) должны рассказывать о городе, показывать его. Дети вместе с родителями по рекомендации педагога посещают достопримечательности родного города. В традиции должны быть экскурсии организованные дошкольным учреждением. Родители, педагоги рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с детьми, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад, вечерняя улица совсем иная. Так ребенок с помощью взрослых всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Педагог может провести беседы о памятниках, театрах «Самарская площадь», Самарский театр для детей и молодежи «Витражи» и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

IMG_7510

Рис. 7. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г. о. Самара

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт.

Основной формой воспитания любви к родному городу у старших дошкольников является:

  1. Реализация проектной деятельности на пример: «Эхо Великой войны в сердце моей семьи», «Моя малая родина» «Россия — Родина моя»;
  2. творческая деятельность воспитателей, детей и родителей: «День города», «День Защитников отечества», «мамин день», «День Победы»;
  3. физкультура и здоровье: «Дни Здоровья», праздник «Веселые старты», «папа, мама, я — спортивная семья»;
  4. акции: «Памятник», «Покормите птиц зимой», «Озеленение территории детского сада»;
  5. оснащение предметно-развивающей среды возрастной группы, помещения дошкольного образовательного учреждения: изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Космонавты», «Пожарные», «Моряки» и т. д.;
  6. работа с родителями (законными представителями): анкетирование родителей, оказание помощи в организации экскурсий, встреч, походов в музеи;
  7. социальное развитие: Встречи с почетными гражданами города, экскурсии, и т. д.

Важно, чтобы все это повышало детскую мыслительную активность, а этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать воспитанников старшего дошкольного возраста самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у воспитанников внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему образовательные области, где не только социально-коммуникативное развитие, но и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Учет возрастных особенностей воспитанников требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Большой интерес вызывают у старших дошкольников игры в «путешествия».

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания воспитанников, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

И в заключении хочется сказать, что эта тема для педагогов нашего Бюджетного учреждения будет актуальна всегда. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации. Ознакомление с методической и психолого-педагогической литературой по изучаемой проблеме:

  1. Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов;
  2. процесс ознакомления ребенка с родным городом, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами — сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников. Воспитатель, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу;
  3. старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города;

Однако, не следует ждать от детей «взрослыхформ» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы дети старшего дошкольного возраста будет располагать знаниями о названии страны, названии своего города, географии своего города, страны, о природе родного города, своей страны, символике страны и своего города. Если старшему дошкольнику известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину наш город, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, создавать творческие произведения самостоятельно и с помощью взрослых, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Литература:

  1. Сырова И. А., Чеховских О. Г. Я живу в Самаре. — Самара, 2015. — 74 с.
  2. Севенюк С. А., Павловская О. Н. и др. Ребенок — патриот и гражданин своей Родины! — Самара, 2015. — 85 с.
  3. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4–7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. — Волгоград: Учитель, 2016. — 116 с.
  4. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников. — Режим доступа: www.vseodetishkax. — Заглавие с экрана.
  5. Патриотическое воспитание детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: http://www.maam.ru/dets. — Заглавие с экрана.
  6. Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности через воспитание любви к родному городу: http://diplomba.ru/work/10 — Заглавие с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.


Ключевые слова

чувство Родины, нравственность, ответственность, патриотическое воспитание, чувство патриотизма, ознакомление с родным городом, приобщение к культурному наследию

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос