Авторы: Попугаева Лариса Валерьевна, Кудряшова Ирина Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 22.04.2017

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Попугаева Л. В., Кудряшова И. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 484-487. — URL https://moluch.ru/archive/150/42391/ (дата обращения: 22.01.2018).



Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, стр. 116].

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине [2, стр. 19].Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, ведь именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность [6, стр. 594].

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям [3, стр. 233]. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями, которые формировались на протяжении многих столетий и непосредственно повлияли на ход современной жизни.

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из страшных событий XX века — Сталинградская битва, предрешившая исход Второй мировой войны, продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. От города военных лет остались только руины, и он был отстроен заново, с чистого листа, но, несмотря на это, каждый его уголок хранит память о той великой народной трагедии. И очень важно, чтобы дети с малых лет знали цену каждой жизни, отданной за город, в котором они родились и живут — чтобы в сердцах их на долгие годы сохранились гордость и уважение к героям своей страны, своей малой Родины.

Поэтому наш проект направлен на решение следующих задач:

‒ создание условий для изучения истории своего края;

‒ воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества;

‒ создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина.

Дошкольники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения не вызывают должного отзыва в их сердцах, поэтому мы отдаем предпочтение активным формам и методам работы, таким как:

‒ знакомство с картинами и иллюстрациями о защитниках Родины,

‒ просмотр фотографий военных лет, фотографий военного Сталинграда,

‒ беседы (о маршалах Сталинградской битвы — Чуйкове и Шумилове,о Родине, о маршалах Победы, о детях — героях войны

‒ экскурсии к памятникам защитникам Отечества,

‒ просмотр видеопрезентаций «Сталинградская битва», «День Победы», «Сталинград» и др.,

‒ просмотр орденов и медалей военных лет,

‒ экскурсии на выставку-подборку фотографий военных лет «У войны не детское лицо»,

‒ оформление уголка памяти в группе,

‒ оформление стенда «Мы помним» — совместная работа с детьми,

‒ изучение пословиц о Родине,

‒ чтение художественной литературы (А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Сестра», «Вперед танкисты», «Важное сообщение» и др.),

‒ слушание песен и стихов о войне.

‒ подготовка военно-патриотического праздника, посвящённого 70-летию Сталинградской битвы (разучивание песен, стихов, военный вальс),

‒ встречи с ветеранами,

‒ экскурсии на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»), к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина, в музей «Панорама Сталинградской битвы», к Вечному огню и на Мамаев курган;возложение цветов к памятнику воинам ВОВ,

‒ чтение стихотворений наизусть (Е. Благинина «Шинель», Т. Белозеров «Майский праздник — День Победы» и др.),

‒ конкурс рисунков («Солдат на посту», «Мы за мир»),

‒ изготовление открыток ко Дню Победы (старший дошкольный возраст) и использование раскрасок на тему «Наши солдаты», «Военная техника» (младший дошкольный возраст),

‒ создание аппликаций («Цветы для неизвестного солдата», «Парад Победы»).

‒ встречи с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда» и др.

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. Поэтому важным условием патриотического воспитания, по нашему мнению, является тесная взаимосвязь детей с родителями и активное участие последних в различных воспитательных мероприятиях. В данном проекте мы поставили перед собой следующие цели: привлечь родителей к участию в дне «Памяти павших…», творческому изготовлению Звезды памяти, оформлению фотовыставки «Дети войны».

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной войны путем приобщения детей к истории их родного города-героя Волгограда. Реализация проекта носит целостный, систематический характер: начиная с младшей группы (3–4 года), педагоги приобщают детей к культуре и истории своего народа. Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной групп (Таблица 1).

Таблица 1

Планирование мероприятий

Занятия

Месяц

Количество занятий

Старшая группа

1

«22 июня, ровно в 4 часа…»

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

октябрь

2 занятия

2

«Брестская крепость»

Цель: Рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал — Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

октябрь

1 занятие

3

Экскурсия к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина

ноябрь

1 занятие

4

«Песни военных лет»

Цель: Прослушивание песен времён войны. Беседа.

ноябрь

1 занятие

6

Цикл занятий «Пионеры — герои»

Цель: Рассказать о подвиге пионеров — героев. Чтение книг из одноимённой серии.

Прослушивание песен военных лет.

декабрь

2 занятия

7

Экскурсия на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»).

январь

1 занятие

7

«Город — герой Сталинград»

Цель: Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ о героях Сталинградской битвы. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

январь

2 занятия

8

Дети — герои Сталинградской битвы.

Цель: познакомить с детьми, совершившими подвиги во время сражения под Сталинградом — Володей Дубининым, Ваней Цыганковым, Витей Громовым, Сашей Филипповым, Люсей Ремизовой и др.

февраль

1 занятие

9

Труженики тыла.

Цель: дать знания о тружениках тыла, о важности их вклада в победу.

февраль

1 занятие

10

Утренник, посвящённый Победе в Сталинградской битве.

февраль

1 занятие

11

Конкурс рисунков

Цель: Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе «Чтобы помнили…».

март

1 занятие

12

Изготовление открыток для ветеранов.

апрель

1 занятие

13

Экскурсия на Площадь Павших борцов к Вечному огню.

Цель: Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

май

1 занятие

Подготовительная группа

14

Экскурсия в Музей «Панорама сталинградской битвы»

Цель: Рассматривание панорамы сражения, «находок» времен Великой Отечественной Войны.

октябрь

1 занятие

15

Дети — последние свидетели войны.

Встреча с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда».

ноябрь

1 занятие

16

Дом Павлова.

Цель: рассказать детям о героических защитниках дома. Воспитывать уважение и гордость за свой народ.

декабрь

1 занятие

17

Сталинград. У ворот ада.

Просмотр видеопрезентации. Беседа.

январь

1 занятие

18

Экскурсия в музей «Память» (ЦУМ)- к месту пленения фельдмаршала Паулюса.

февраль

1 занятие

19

Герои сталинградской битвы.

Цель: познакомить детей с героями сталинградской битвы — Матвеем Путиловым, Михаилом Паникахой, Василием Зайцевым, Гулей Королёвой.

март

1 занятие

20

Маршалы Победы.

Цель: познакомить детей с маршалами Чуйковым В. И. и Шумиловым М. С., защищавшим наш город.

март

1 занятие

21

Конкурс стихов, посвящённый 70-летию Победы

Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

апрель

1 занятие

1 занятие

22

Изготовление открыток ветеранам

апрель

1 занятие

23

Вместе с родителями подготовить рассказ о членах своей семьи. Сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла.

апрель

1 занятие.

24

Итоговая экскурсия на Мамаев курган.

май

1 занятие

25

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май

1 занятие

При знакомстве детей с событиями тех страшных времён мы часто обращаемся к стихотворениям и песням, хранившим в себе боль и страдания, вызванные потерей миллионов жизней и тысяч уничтоженных городов и сёл; рассказываем о героических поступках не только наших солдат, но и женщин, и детей, и всего народа; включаем в беседу подробности битвы, страшные цифры, обозначающие число войск врага, его оружия, количество смертей… — всё это не оставило равнодушным ни одного ребенка и повлияло на его отношение к войне и ценности жизни.

Некогда экспериментальный проект незамедлительно принял долгосрочный характер, так как его эффективность подтвердилась уже при первом опыте его реализации: активно формировался когнитивный аспект воспитательной деятельности — дети стали трансляторами полученных знаний среди младших групп, а также инициаторами семейных походов по памятным местам города; большая часть воспитанников вместе с родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк». Каждый ребенок в разной степени показал свою заинтересованность в истории военных лет — деятельность педагогов никого не оставила равнодушным. Поэтому с каждым годом мы развиваем проект патриотического воспитания, осознавая его значимость и актуальность для подрастающего поколения.

Литература:

  1. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. З6–46.
  2. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10.
  3. Колесниченко Ю. Ю. Мини — музей как средство патриотического воспитания дошкольников. / Ю. Ю. Колесниченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч. — практ. конф. — № 4. Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2011. — С 231–235.
  4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
  5. Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. — № 9–2. — С. 91–95.
  6. Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — № 25. — С. 593–596.
  7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, Патриотическое воспитание, Патриотическое воспитание детей, патриотического воспитания детей, патриотического воспитания дошкольников, чувства любви, проект патриотического воспитания, условием патриотического воспитания, Молодой ученый, традиционного российского патриотического, Проблема гражданско-патриотического воспитания, важной задачей воспитания, воспитание чувства любви, Великой Отечественной, Патриотическое воспитание младших, дошкольный возраст, священного чувства любви, тесная взаимосвязь детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос