Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Баштырева С. В. Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 529-532. — URL https://moluch.ru/archive/137/38233/ (дата обращения: 21.04.2018).



Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение событий истории и их отражение в искусстве.

Задачи:

Познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, живописи, поэзии, музыки;

Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство;

Формировать восприятие, образное мышление, повышать общий уровень речевой культуры.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, презентация, документальные и художественные фильмы, стихотворения поэтов, песни о Сталинграде.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть.

Ведущий.

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Сталинградская битва, ставшая переломным моментом в ходе войны, — без сомнения, одно из самых кровопролитных и грандиозных сражений. Бои за город продолжались с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года: целых 200 дней. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели, поэты, художники и музыканты. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу

И в их числе любой из нас готов

Назвать наш Волгоград по праву.

Давно ушли суровые года,

Но боевая слава — легендарна.

О том, что ты героем был тогда,

Расскажет быль о Сталинграде.

  1. Основная часть.

Ведущий.

Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной культуры дают возможность нам, современникам, еще и еще раз пройти фронтовыми дорогами, преклониться перед силой духа живых и мертвых и через чудодейственную силу искусства стать сопричастными к подвигам защитников Отечества.

Сталинград: живопись играфика.

Ведущий. Первыми, кто запечатлел мощь и масштаб сражения, были художники-графики. Речь, прежде всего, шла о художниках, создававших фронтовые рисунки, а также карикатуры для агитплакатов, листовок и газеты. Фронтовые художники внимательно изучали поведение каждого увиденного ими человека, их рисунки сохранили для истории не только портреты всем известных героев, но и образы сотен обычных людей, волею обстоятельств оказавшихся на фронте.

Среди фронтовых рисунков особо выделяется сталинградская серия Константина Финогенова. Художник неоднократно выезжал на места боев под Москвой, на Орловско-Курскую дугу, в Сталинград. Его рисунки были напечатаны в «Окнах ТАСС», газете «Правда».

Не остались в стороне от темы Сталинграда и карикатуристы: Кукрыниксы, Борис Ефимов и др.

Одним из примеров героизации Сталинградской битвы стало создание художественной панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» Музея-панорамы «Сталинградская битва». Правда, от первых замыслов 1943–1944 годов до ее открытия 8 июля 1982 года прошло долгих четыре десятилетия.

Сталинград. Художественная литература.

Ведущий. К битве за Сталинград обращались и многие писатели. Через год после окончания войны увидела свет одна из правдивейших и вместе с тем самых тонких повестей о Великой Отечественной войне — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. В основу повести лег фронтовой дневник автора, участвовавшего в битве; от начала и до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны.

Одним из первых произведений о Сталинградской битве стали «Дни и ночи» Константина Симонова, написанные в 1942 году и «Сталинград». В них создается своего рода документально- поэтическая хроника событий Сталинградской битвы.

Писатель Василий Гроссман просто не мог не написать о битве: он был в Сталинграде с первых до последних дней сражения. Сталинградские очерки Гроссмана «Волга — Сталинград», «Душа красноармейца», «Сталинградская битва», «Глазами Чехова» и «Направление главного удара» печатали во время войны. Замысел первой части дилогии Гроссмана, впоследствии получившей название «Жизнь и судьба», родился в 1943 году. В 1949 году роман «Сталинград» был закончен, книга дилогии увидела свет в 1952 году.

Одно из наиболее значительных произведений о войне — роман Юрия Бондарева «Горячий снег», который вышел в 1970 году. События романа разворачиваются под Сталинградом, южнее позиций 6-й армии генерала Паулюса, блокированной советскими войсками, в декабре 1942 года. «Мне хотелось одни и те же события или один и тот же эпизод увидеть глазами командующего армией, и командира батареи, и глазами солдата, для того чтобы эти одинаковые эпизоды, высвеченные неодинаковыми людьми, вроде бы не совпадали по своей сути, но в то же время несли необходимую психологическую нагрузку, уже как эпическое произведение, оценивавшее битву в масштабе всей войны», — писал о романе Бондарев.

Историческое сражение не перестает волновать умы писателей и в наши дни. Среди отечественных писателей о Сталинграде в последнее время писали Сергей Алексеев, Александр Золототрубов, Владимир Карпов, Владимир Першанин и др. В 1993 году вышел роман Михаила Алексеева «Мой Сталинград», получивший в 1995-м Международную премию имени Шолохова.

Ведущий. Вдохновляла Сталинградская битва и поэтов. В битве на Волге действительность открыла перед ними слова: мужество, самопожертвование, благородство человеческих характеров. Поэзия о войне развивалась в двух направлениях: стихи из окопов и тема памяти, благодарности и гордости, звучащая в стихах наших современников. Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943) — русский советский поэт, командир миномётного взвода погиб в бою за Сталинград. Самыми известным стихотворением Михаила Кульчицкого являются строки, написанные им незадолго до гибели.

На бойцах и пуговиц вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена,

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Стихотворение Евгения Долматовского «Теперь от Дона вражьим духом веет» 1942 года, затрагивает одну из пронзительных тем русской поэзии — тему Родины, Родины-матери:

Обучающийся читает стихотворение.

Теперь от Дона вражьим духом веет,

В опасности сегодня Сталинград.

Я говорю тебе: мой сын не смеет

Ни шагу дальше отойти назад!

Ты на меня обидишься, быть может,

Но я всегда в своих словах пряма.

Запомни — всем нам Родина дороже,

Чем сын родной, чем наша жизнь сама.

Прости меня, что говорю с укором,

Слова — как рана у меня в груди,

И если ты домой придешь с позором,

Так лучше уж совсем не приходи.

Так укрепи мою любовь и веру.

Сыновье обещание сдержи,

Не отягчай тоски и горя меру,

Себя в жестокой битве покажи.

В тебя я верю, мальчик ясноглазый,

Я говорю — победа или смерть,

В окопе, рядом с боевым приказом,

Лежал неловко склеенный конверт.

Ведущий. История создания известной песни «Случайный вальс» тоже отголосок Сталинградской битвы. Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили на военный совет, вручили заслуженные боевые награды — ордена Красной Звезды и предложили написать песню «Офицерский вальс». Не секрет, что кроме военных действий на фронте шла идеологическая борьба. Вальс должен был усыпить бдительную немецкую пропаганду. Так родилась песня:

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

Звучит песня «Случайный вальс».

Ведущий. Советская поэтесса Ольга Берггольц увековечила события ВОВ в стихах, исполненных истинного трагизма и «неслыханной простоты». Стихотворение «Сталинграду» было написано 24 ноября 1942 года, когда началось наше наступление на Сталинградском фронте:

Обучающийся читает стихотворение.

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе.

Тобою начиналось наше утро. В заботах дня десятки раз подряд, Сжимая зубы, затаив дыханье, Твердили мы: — Мужайся, Сталинград! – Сквозь наше сердце шло твое страданье. Сквозь нашу кровь струился горячо Поток твоих немыслимых пожаров. Нам так хотелось стать к плечу плечом И на себя принять хоть часть ударов!

Ведущий. В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган. Защитники Сталинграда называли его главной высотой России. Одно из самых знаменитых стихотворений-песен, посвященных Мамаеву кургану, принадлежит Виктору Фёдоровичу Бокову. Вот какова история создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».

«Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане — тишина…» и родились другие строки».

Звучит песня «На Мамаевом кургане –тишина»

Ведущий. Хочется отметить творчество зарубежных поэтов, написавших произведения о Сталинградской битве: Чилийский поэт Пабло Неруда написавший поэму «Песнь любви к Сталинграду», югославский поэт Петар Джуранович с поэмой «Мамаев курган», болгарский поэт Любомир Левчев, стихотворение «Мамаев Курган». Слушаешь этих поэтов и ощущаешь тесную связь между произведениями, которых объединяет торжественное и благоговейное отношение к событиям Сталинградской битвы.

Песнь любви кСталинграду Пабло Неруда читает обучающийся.

Ты врагов наказал. За твоими холмами Не одна затерялась могила солдата.

Так со всяким случится, кто злыми руками

Прикоснется к челу Сталинграда.

Слава всем сталинградцам! Да будут священны

Материнских волос побелевшие пряди!

Сыновьям твоим — слава, героям военным,

И младенцам, родившимся в Сталинграде!

Сталинград вкинематографе.

Ведущий. Особое место занимает тема военного Сталинграда в отечественном кино: первые фильмы о Сталинграде появились уже в конце войны благодаря произведениям Константина Симонова и Виктора Некрасова.

Это «Дни и ночи» режиссера Александра Столпера по сценарию Константина Симонова (1944 г.), «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера (1945), «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова, «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949) по повести Виктора Некрасова.

Первый цветной фильм про Сталинград, «Горячий снег» по одноименному роману Юрия Бондарева, снял Гавриил Егиазаров в 1972 году.

В 1976 году Сергей Бондарчук создал фильм «Они сражались за Родину», где действие разворачивается на подступах к Сталинграду. Во время съемок этой картины умер Василий Шукшин.

С конца 60-х годов ХХ века кинорежиссер Юрий Озеров начал снимать грандиозную эпопею о Великой Отечественной войне. Одной из ее частей стал фильм «Сталинград» (1989), в котором сыграл молодой Федор Бондарчук. Последний, уже будучи известным режиссером, выпустил в 2013 году свой «Сталинград», впервые в России сняв фильм по технологии IMAX.

Годом раньше на ТВ вышла экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», сделанная режиссером Сергеем Урсуляком. Фильм пользовался большим успехом у зрителей и был выдвинут на телевизионную премию «Эмми». Сценарий написал Эдуард Володарский; в картине снялись Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Полина Агуреева, Анна Михалкова.

К теме Сталинградской битвы обращались и иностранные режиссеры. Так, в 1993 году баварец Йозеф Фильсмайер в выдающемся фильме «Сталинград» рассказал историю молодых немецких солдат, а Жан-Жак Анно в блокбастере «Враг у ворот» (2001) создал европейско-американскую версию приключений советского снайпера, которого сыграл Джуд Лоу.

Интерес к этой трагической и великой странице истории нашей страны не утихает, трагедия Сталинграда и героизм его защитников находят отклик у все новых и новых авторов.

Фрагменты фильма «Сталинград» Федора Бондарчука.

  1. Итог.

Ведущий. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. С каждым годом становится все меньше участников страшных событий, и наш долг — сохранить и рассказать следующим поколениям память о нашей могучей стране, Великой победе.

Пройдут годы и десятилетия, но сюда, к величайшему монументу Победы, будут приходить люди — внуки и правнуки героев, будут приносить цветы и приводить детей. Здесь люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

Стихотворение Р. Рождественского «Помните».

Помните, какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,-

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, — помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли, Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда,-

Заклинаю-

ПОМНИТЕ!

Литература:

1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. — М.: АСТ, 2001.

2. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство, 2003.

3. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004.

4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития. //Воспитание школьников. — 2002. — № 7.

5. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.

6. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. 2005. — № 3.

7. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. Москва. Народное образование, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): Сталинградской битвы, «На Мамаевом кургане, Константина Симонова, Великой Отечественной, Великой Отечественной войны, Сталинградской битве, Великой Отечественной войне, «Сталинградская битва», Виктора Некрасова, героизации Сталинградской битвы, Сталинградской битвы местом, событий Сталинградской битвы, Сталинградская битва, событиям Сталинградской битвы, ночи» Константина Симонова, теме Сталинградской битвы, роману Константина Симонова, Юрия Бондарева, сценарию Константина Симонова, произведениям Константина Симонова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос