Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Огородник С. И., Асянова М. Н. Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2105/ (дата обращения: 27.05.2018).



Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье приводятся примеры из организации патриотического воспитания в г. Арзамасе Нижегородской области.

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание

Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.

В настоящее время большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей данного возраста есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного нравственного воспитания.

Так же, в этом возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.

За последние 20 лет, вследствие продолжающихся кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу, многих воспитателей дошкольных учреждений, вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим на сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые аспекты и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса становления личности.

В дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу. Все это составляет понятие «патриотизм». В общем контексте патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [6, с.1].

Хромова М. Н. под патриотическим воспитанием понимает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4, с.706].

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ к основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся:

‒ формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

‒ формирование духовно-нравственных отношений;

‒ формирование любви к культурному наследию своего народа;

‒ воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

‒ чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

‒ толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям [5, с.2].

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию стало создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Лыкова Т. Р. считает, что задачами педагогического сопровождения развития чувства патриотизма у дошкольников являются:

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

‒ сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

‒ формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

‒ обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

‒ обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

‒ обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

‒ определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) [3, с.1].

Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Значимым является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений.

Зеленова Н. Г. подчеркивала, что воспитание у дошкольников чувств является педагогической задачей не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной действительности. Поэтому воспитательное воздействие на ребенка оказывают не всякие знания, а лишь те, которые им пережиты, прочувствованы, к которым сформировано определенное отношение [1, с.11].

В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, выставки, беседы… Но, к данному виду воспитания необходимо привлекать и родителей, так как они являются главными субъектами воспитания и образования детей. Дети совместно с родителями могут подготавливать исследовательские работы про свою фамилию, родословную, профессии своих родителей, название улицы, на которой живет ребенок, достопримечательности города и т. д.

Так же уже во многих детских садах ко Дню Победы проводится акция «Бессмертный полк», где дети рассказывают о своих родственниках, которые воевали в Великой отечественной войне или трудились в тылу.

Многие детские сады г. Арзамаса Нижегородской области в вариативную часть общеобразовательной программы детского сада выбрали парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы. О. Л. Князева, М. Д. Маханева).

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно — патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно — эстетическому, физическому, социально — коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно — патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития [2, с.8].

В детских садах есть мини-музеи «Русского народного быта», «Русской народной игрушки», «Русской народной одежды» и т. д. Воспитатели стараются дать знания детям не только в сфере своей народности, но и познакомить с особенностями других соседних народностей: мордвы, чувашей, калмыков, татар, марийцев. Что позволяет воспитать в детях чувства толерантности и эмпатии. Многие детские сады проводят русские праздники: Масленицу, Пасху, Рождество… Что позволяет лучше узнать историю России.

Таким образом, в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию.

Конечно, в патриотическом воспитании большое значение имеет воспитательный потенциал детского сада и личностный потенциал воспитателя. Только заинтересованный в этом воспитатель сможет доходчиво все объяснить, донести основную мысль до детей, своим примером показать значимость той или иной деятельности.

Литература:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). — М.: Просвещение, 2010. — 93с.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. — М.: Детство-Пресс, 2016 г. — 304 с.

3. Савуляк А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. / http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/7951-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie.html

4. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 706.

5. Шадрина И. Ю. Патриотическое воспитание. / http://ext.spb.ru/2011–03–29–09–03–14/48–2011–03–29–09–06–29/10882-Patrioticheskoe_vospitanie.html.

6. Шевцова О. С. Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание. / http://www.informio.ru/publications/id1117/Duhovno-nravstvennoe-razvitie-i-patrioticheskoe-vospitanie.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, патриотического воспитания детей, патриотическое воспитание, организации патриотического воспитания, дошкольного возраста, воспитания детей дошкольного, патриотического воспитания дошкольников, проблема патриотического воспитания, дошкольном возрасте, патриотического воспитания граждан, патриотического сознания, патриотическому воспитанию, детских садах, истокам русской народной, русской народной культуры», патриотического сознания детей, патриотическое воспитание дошкольников, воспитанию детей дошкольного, последовательного нравственного воспитания, дошкольного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос