Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки зрения современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.01.2016

Статья просмотрена: 2916 раз

Библиографическое описание:

Болтаева, З. З. Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки зрения современного образования / З. З. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 774-777. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25056/ (дата обращения: 18.11.2024).



 

Важное место в профессиональном образовании, как и в необходимом сейчас обучении на протяжении всей жизни, наряду с традиционными концепциями преподавания и обучения, получают так называемые конструктивистские концепции. Базовым принципом традиционных концепции преподавания и обучения является то, что преподаватель активно передаёт знания, а обучающийся пассивно их воспринимает. И именно такое положение вещей и является слабым местом традиционных концепций преподавания и обучения, так как: «Тот, кто учится только рецептивно, линейно, систематично и под внешним руководством, не только постепенно утрачивает мотивацию и интерес, но и во многих случаях приобретает инертные знания, которые изучаются теоретически, но не применяются в реальных ситуациях».

Отсюда следует, что активная позиция в ситуативных и креативных сферах обучения играет ключевую роль в приобретении вышеописанных «мягких» умений и навыков. Существует ряд типичных различий между традиционными и конструктивистскими концепциями преподавания и обучения. Они относятся к соответствующему месту преподавателя и обучающегося, к процессу, содержанию, целям и оценке самого процесса обучения. В таблице 1 показано, как противопоставлены эти типичные различия с идеальной точки зрения.

 

Таблица 1

Традиционная и конструктивистская концепции обучения.

Традиционная концепция обучения

Конструктивистская концепция обучения

                    Посыл к процессу преподавания:

В процессе преподавания происходит «передача знаний», в конце которой обучающийся владеет точно таким же фрагментом знания, как и преподаватель. Зарекомендовавшие себя методы преподавания могут использоваться повторно вне зависимости от содержания, контекста, времени и личных характеристик.

                    Посыл к процессу преподавания:

Смысл преподавания — дать обучающемуся стимул, поддержку и совет. Индивидуальные различия обучающихся и специфика каждой отдельной ситуации уменьшают возможность повторного использования зарекомендовавших себя методов преподавания.

                    Посыл к позиции преподавателя:

Преподаватель берёт на себя роль «дидактического лидера»; его функция — представлять и объяснять новые знания, руководить обучающимися, контролировать и обеспечивать учебный процесс.

                    Посыл к позиции преподавателя:

Задача преподавателя — представить проблему и дать «инструменты» для её решения, при необходимости реагировать на потребности обучающихся; он — консультант и соавтор учебных процессов.

                    Посыл к процессу обучения:

Обучение — в основном рецептивный процесс; оно протекает в линейной и систематичной форме.

                    Посыл к процессу обучения:

Обучение — активный, конструктивный процесс, который всегда протекает в определённом контексте и, следовательно, является ситуационным, многосторонним и систематичным. Результаты обучения невозможно предсказать, поскольку его построение зависит от индивидуальных и ситуативных условий.

                    Посыл к позиции обучающегося:

Обучающиеся занимают скорее пассивную позицию; ими надо руководить и контролировать извне.

                    Посыл к позиции обучающегося:

Обучающиеся занимают активную и самостоятельную позицию и прикладывают собственные конструктивные усилия

                    Посыл к содержанию и целям процесса обучения:

Содержанием обучения являются законченные и чётко — структурируемые системы знаний. Главная цель — достижение обучающимися установленных критериев успеваемости.

                    Посыл к содержанию и целям процесса обучения:

Знание не является закрытой системой и зависит от индивидуального и социального контекстов. Цель преподавания — в итоге научить обучающихся думать и действовать как эксперты; причём специфические цели возникают в результате работы с аутентичными заданиями.

                    Посыл к оценке:

Большое значение имеет проверка результатов обучения. Разнообразные методы контроля успеваемости позволяют «измерить» результаты обучения и, следовательно, их прогнозировать. Преподавание и оценка отделены друг от друга

                    Посыл к оценке:

Предметом оценки является, скорее, не результат, а сам процесс обучения, причём целью является вовлечение обучающегося в процесс оценки вплоть до самооценки. Будучи неотъемлемой составной частью преподавания, процесс оценки требует наличия надёжных экологических инструментов для учёта применения знаний, которые, однако, пока что ещё не разработаны теоретически и не проверены на практике.

 

Сильной стороной конструктивистской концепции обучения является то, что любой человек, активно и конструктивно генерирующий знания в ходе социального общения, учитывая при этом контекст, самоорганизацию и сотрудничество, имеет шанс преодолеть слабости, характерные для традиционных концепций обучения. Конструктивистская концепция обучения рассматривает процесс обучения как направленный на проблему процесс, в котором преподаватель является не «дидактическим лидером», а консультантом и соавтором учебных процессов, чья задача — представить проблемную ситуацию и дать «инструменты» для её решения, при необходимости реагируя на потребности обучающихся.

Таким образом, конструктивистский подход к обучению связан с процессом обучения, приобретения знаний, процессом оптимизации требуемых для обучения условий и окружения, в то время как традиционный образ действий поощряет, прежде всего, пассивное, рецептивное усвоение знаний, в данном случае производится «инертное» знание, вследствие чего сомнительно применение изученного в практических ситуациях. Учитывая сказанное, обучение наиболее эффективно проходит в реальных интерактивных учебных ситуациях. Они характеризуются идентичностью учебной среды (реальные задания, заставляющие обучающихся вести себя, думать и действовать как эксперты); ситуационным контекстом применения (например, презентация эпизодов и историй при помощи новых технических средств обучения и видеоматериалов); множеством контекстов и перспектив (гибкое применение знаний; многообразие перспектив, поощряющих понимание и самостоятельно направляемое обучение) и социальными контекстами (знания, приобретаемые благодаря сотрудничеству между самими обучающимися или же обучающимися и экспертами во время их совместной проработки; разработка разнообразных перспектив и поддержка социальных и коммуникативных навыков). Всё это имеет особое отношение к обучению при помощи новых технических средств.

Это, прежде всего гипермедиа и виртуальная реальность. Если с помощью мультимедиа можно интегрировать и синхронизировать разные коды и способы выражения в единое целое, то, например, такое гипермедиальное средство, как Всемирная паутина, идёт значительно дальше. Благодаря Интернету возможна работа в интерактивном режиме и нелинейное соединение различных технических средств, что, в свою очередь, ведёт к формированию индивидуальных, обусловленных контекстом информации и знаний. Хотя гипермедиа сегодня широко распространены и используются в учебных заведениях, это не относится к виртуальной реальности, эта технология развивается достаточно быстро, но всё ещё не готова для массового применения. В то же время она обещает важные, совершенно новые возможности с использованием звука, изображения и даже осязания. При помощи перчатки, шлема или даже костюма для обработки данных можно создать полное аудиовизуальное пространственное ощущение и включить действия пользователя в кибернетическое пространство. Такая технология кибернетического пространства уже используется в тренажёрах. Каков же потенциал новых технических средств для процесса обучения? Современные информационные технологии позволяют использовать и интегрировать, как было сказано выше, текст, графику, скульптуру, фильм и т. д. Результатом является появление мультимедиа в смысле интегрированного сочетания самых разных технических средств обучения, одновременно воздействующих на различные органы чувств пользователя, что приводит к ориентированной на пользователя подаче учебной информации, поскольку, таким образом, принимается во внимание разная восприимчивость обучающихся. Кроме того, локальные и глобальные компьютерные сети закладывают основу для общения и сотрудничества независимо от времени и пространства. Интернет является, пожалуй, наиболее известной из существующих сейчас компьютерных сетей. Так называемое «скоростное шоссе для данных» является иносказанием для тех новых и быстрых возможностей контактов в будущем, которые сделают возможным обучение без границ. Компьютерные системы становятся всё более умными, в результате количество интерактивных возможностей и способов деятельности пользователя постоянно растёт, таким образом, становится возможным комплексное и разностороннее обучение. Цель — не только гипермедиа, как например, Интернет, а виртуальные миры, где, как сказано выше, можно имитировать собственные действия в кажущемся реальным окружении.

Как же сформировать среду обучения с использованием новых технических средств? По сути своей принципы не отличаются от тех, что используются при применении традиционных средств обучения. Обучение должно происходить ситуативно и основываться на реальных проблемах. Сущность этого принципа — связать обучение с аутентичными проблемами, то есть такой постановкой проблем, которая, учитывая её реальное содержание и значимость, мотивирует к получению новых знаний или новых навыков. Итак, среда обучения должна быть сформирована так, чтобы дать толчок и возможность справиться с реалистичными проблемами и подлинными ситуациями.

Более того, обучение должно происходить в многообразных контекстах и перспективах. Идея в данном случае заключается в том, что предмет изучения не должен быть привязан к определённой ситуации. Этого лучше всего достичь, если одно и то же содержание изучается в разных контекстах и рассматривается с разных сторон. Поэтому среда обучения должна быть устроена так, чтобы знания и умения изучались и использовались по-разному, и их можно было бы перенести и на другие проблемы. Преимуществом является то, что множественность контекстов и перспектив гарантируют большую гибкость в использовании изученного. Таким образом, возникла крайняя необходимость внедрять в учебный процесс самостоятельное обучение.

Для того чтобы полностью использовать позитивное влияние понятия самостоятельно направляемого обучения, необходимы следующие основные требования и дополнительные факторы:

                    развитие новой культуры преподавания и обучения в период обязательного обучения;

                    больше образовательных консультаций;

                    доступность интересного и эффективного дополнительного обеспечения (вводные курсы, рабочие группы, дискуссионные форумы и т. д.), которые учитывают социальные и коммуникативные интересы и навыки;

                    дополнительные курсы более низкого уровня, с использованием апробированных методов и приёмов обучения групп, которые особенно трудно мотивировать.

Далее перечислим некоторые подходы, которые могут оказывать поддержку самостоятельно направляемому обучению:

                    целенаправленная подготовка всех учреждений общего и профессионального, начального и непрерывного образования к обучению, направляемому самими обучающимися; что требует большего внимания и непосредственного участия в процессе обучения, а не только просто обучения и чтения лекции;

                    подготовка и переподготовка преподавателей для их новой роли — фасилитаторов (направляющих) обучения, стимуляторов учёбы, модераторов и консультантов в обучении;

                    содействие экспериментальным и модельным проектам по самостоятельно направляемому обучению, например через обмен опытом, предоставление образовательных консультаций и проведение исследований, а также через осуществление связи между самостоятельно направляемым обучением и организационным развитием в учреждениях непрерывного образования;

                    содействие развитию открытых учебных центров, предоставляющих информацию и руководство, учебные материалы, экспертов и учебных партнёров с задачей охвата широкого спектра учебных целей через предложение нестандартных учебных ситуаций и поддержку разнообразного самостоятельно направляемого обучения путём выставок, обеспечения техническими средствами коммуникациями, дискуссий и проведения культурных мероприятий.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать следующее:

                    Новые технические средства дают возможность для активного самостоятельного направляемого, конструктивистского и ситуативного обучения, они требуют именно такого обучения;

                    Новые подходы в обучении повышают гибкость учебных процессов и делают их более доступными и самостоятельными.

 

Литература:

 

  1.                А. В. Шитин «Перспективы и тенденции в образовании». Издательство А. В. К. Санкт-Петербург. 2000 год.
  2.                В. П. Беспалько «Педагогика и прогрессивные технологии обучения». Москва. 1995 год.
  3.                М. А. Чошанов «Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения». Издательство «Педагогика». 1997 год.
  4.                Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии». Москва. «Народное образование». 1998 год.
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, процесс обучения, направляемое обучение, Посыл, знание, конструктивистская концепция обучения, обучающийся, процесс преподавания, среда обучения, традиционная концепция преподавания.


Задать вопрос