Теоретическая модель интенсивного графического образования в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зойиров, К. А. Теоретическая модель интенсивного графического образования в системе высшего образования / К. А. Зойиров, О. Ш. Боймирзаева, У. Ш. Худойназарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 826-829. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25526/ (дата обращения: 19.10.2024).



 

В Национальной программе по подготовке кадров Узбекистана предусмотрено решение широкого комплекса проблем, от которых зависит повышение качества подготовки специалистов. Среди них — внедрение в систему образования Республики Узбекистан прогрессивных педагогических технологии. О чем в НППК записано: «… интенсифицировать обучение студентов с использованием новых педагогических и информационных технологии» [1.6.].

Интенсификация графического образования в современных условиях является одной из актуальных проблем подготовке специалистов в системе высшего образования. Переходный характер модели графического образования остро ставит проблему повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Интенсификация этого процесса возможно только при использовании новых прогрессивных педагогических идей, методов, средств, техники и технологий.

Процесс интенсификации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающих среди, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала современного графического образования для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к техническому мышлению, формирование умений разрабатывать стратегию поиска как учебных, так и практических задач. Тем самым он позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирование изучаемых объектов, явлении, взаимосвязей между ними.

Ядром концепции интенсивного графического образования(ИГО) служит система ведущих идей: информатизации, компьютеризации, технологизации — введение в графико-образовательный процесс компьютерных технологий обучения, новых информационных и педагогических технологий: интеграции предлагающей интегративность содержания, единство средств, форм и методов обучения; дифференциации –позволяющей охватить разные стороны изучаемых объектов; оптимизации достижение оптимальных результатов обучения; непрерывности — формирующей целостность мировосприятия студентов; гуманизации реализуется путем ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие личности; индивидуализации достижение оптимальных результатов обучения путем установления индивидуального режима усвоения материала, а также принципов адекватных закономерностям процессов компьютеризации.

Среди закономерностей процесса компьютеризации графического образования следует отметить:

                   появление и использование процесса компьютерных средств в графического образования как результат социально-технических изменений в обществе, науке и образовании;

                   теоретическое осмысление и практическая реализации образовательных методик и технологии обучения графике в соответствии с применением современной компьютерной техники;

                   качественные изменения в графическом образовании под влиянием компьютерных средств и технологий обучения.

В последние годы компьютеризации обучения приобрела особенно широких размах. Это связано в первую очередь с тем, что возникло потребность в специалистах, владеющих компьютерной грамотой, особенно в областях, связанных с выполнением графических изображений. Поэтому неудивительно и вполне обосновано появление такой дисциплины, как инженерная и компьютерная графика. Студент с первых лет обучения знакомится с принципами получения графических изображений на компьютере. Он получает общее представление о графических редакторах, а также навыки работы с ними.

Это одна сторона вопроса. Другая сторона раскрывается в том, как мы можем использовать компьютерные технологии в учебном процессе для повышения качества преподавания инженерной графики. Необходимо рассмотреть все преимущества компьютеризации учебного процесса, а также учесть недостатки, негативные моменты и выявить пути их преодоления.

Эти вопрос, который будет рассмотрен в данной статье — это непосредственная компьютеризация учебного процесса и использование ее возможностей при изучении инженерной графики. Несомненно, использование компьютера имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. В том числе возможность в ходе занятий оценивать результат усвоения знаний студентов, варьировать способы передачи информации и самое главное –позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности студентов, а значит, оптимальным образом сочетать фронтальную работу с индивидуальной. Но для того, чтобы использовать все эти преимущества могут превратиться в свою противоположность. То есть проблема состоит в том, чтобы иметь достаточно подготовленный преподавательский состав. Кроме того, не всегда можно получить технические средства надлежащего уровня и свободный доступ к ним.

Учитывая специфику предмета “Инженерная графика”, можно применять следующие формы работы с применением компьютера: компьютерное тестирование; обучающие программы; элементы геометрического моделирования; электронные учебные пособия.

Нами были разработаны компьютерные тесты по таким разделам инженерная графика, как нанесение размеров, виды, разрезы и сечения. Каждый вариант теста оформлен в виде WEB –страницы, попасть на которую можно из титульного листа при помощи гиперссылки.

Очень важно при подготовке инженерно-конструкторских кадров такая область применения компьютерных средств, как геометрическое моделирование. Геометрическое моделирование — это процесс создания геометрической модели предмета или объекта для решения графических задач, связанных с его изготовлением и функционированием. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, но элементы геометрического моделирования можно и нужно вводить уже на начальных курсах обучения, особенно при подготовке инженеров-конструкторов. Для этого используются средства машинной или компьютерной графики, тем более, что будущим конструкторам в профессиональной деятельности необходимо хорошее знание компьютера.

В графическом редакторе AutoCAD существует возможность твёрдотельного моделирования — это создание пространственного, объемного изображения предмета, используя такие геометрические тела, как конус, цилиндр, призма и т. д. При этом студент конструирует внешнюю форму детали какой — либо плоскостью, а также виды, т. е. проекции этой детали. Таким образом, он может сопоставить пространственное изображение с плоскими проекциями, увидеть их взаимосвязь, что на первых порах обучения представляет значительную трудность.

Являясь мощным рычагом управления учебно-воспитательного процесса, научно-методической работой студентов и преподавателей, современная компьютерная техника имеет большое значение и в управлении всей деятельностью ВУЗ приобщая будущих специалистов к реальным условиям работы в современная автоматизированного производство. Подводя итоги можно сказать, что это далеко не полный перечень возможного использования компьютерной технологии при изучении инженерной графики. С каждым годом мы видим возникновение все новых программных средств и дидактических методик. Все они приносят огромные положительные результаты в плане повышения качества образования.

Разработанная нами концепция интенсивного графического образования раскрывается следующими методическими положениями:

  1.              Интенсивного графического образования осуществляется на основе единстве следующих методологических подходов к обучению: информационного, интегративного, оптимизационного, деятельностного, личностно-ориентировочного.
  2.              Интенсивного графического образования — процесс обеспечение сферы графического образования теорией и практикой разработки и использования современных компьютерных средств и технологий, ориентированных на реализации целей обучения, воспитания и развития студентов.
  3.              Информационный подход как средство введения в современный графико-образовательный процесс компьютерного обучения обеспечивается реализацией в практике теоретической модели ИГО.
  4.              Структура ИГО представляет собой: цели обучения графики, предметно-графический и информационно-компьютерный блок содержания обучения, процесса обучения графики, организационно-методический комплекс, субъекты образовательной деятельности, новообразования в свойствах личности, как результат интенсивного графического образования.
  5.              Специфика ИГО обусловлена посредством реализации принципов информатизации, компьютеризации, интеграции, технологизации, дифференциации, непрерывности, гуманизации и индивидуализации.
  6.              Эффективность графической подготовки при обучении графики устанавливается посредством адекватных критериев, показателей и параметров, определяющих полноту, системность, направленность, интегративный характер знаний и умений, опыта творческой деятельности, формирование графической культуры посредством комплексной методики оценки результатов ИГО.

Разработка концепции и содержания обучения проводилась с учетом следующих дидактических требований:

                   последовательности изложения (в содержании обучения используется принцип построения от простого к сложному, соблюдается последовательность изложения и взаимосвязь каждой темы);

                   наглядности (при изучении объектов применяются различные модели, графические изображение и др.);

                   доступности (излагаемый материал представляется в соответствии с психологическими особенностями восприятия студентов);

                   научности (формы организации дидактического процесса направлены на то, чтобы занятия носили поисковый характер).

Рис. 1. Теоретическая модель интенсивного графического образования

 

В соответствии с концепцией разработана теоретическая модель ИГО (рис.1.), структура и функционирование которой обеспечивается целостностью целевого, содержательного, организационно-методического, процессуального и результативно-оценочного компонентов. К модели ИГО нами выделены специфические цели, содержание, процесс, информационно-методический комплекс, субъекты и их деятельность, результаты. Разработанная модель создает возможность развития знаний, умений и навыков в учебном процессе, возможность улучшения качеств знаний, а также развития творческих способностей.

 

Литература:

 

  1.              Национальная программа по подготовке кадров. — Ташкент, «ШАРК». 1997.
  2.              Зайиров К. А. Проблемы интенсификации графической подготовки будущего специалиста / Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития. Материалы VI Международной конференции г.Минск, 2–3 октября 2008 г.-246–248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): графическое образование, интенсивное графическое образование, геометрическое моделирование, инженерная графика, учебный процесс, средство, теоретическая модель, компьютерная графика, современная компьютерная техника, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Теоретические основы понятия «информационные технологии обучения»

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Похожие статьи

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Теоретические основы понятия «информационные технологии обучения»

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Задать вопрос