Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога
Авторы: Капранова Елена Михайловна, Капранова Ирина Михайловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 30.03.2016
Статья просмотрена: 1517 раз
Библиографическое описание:
Капранова, Е. М. Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога / Е. М. Капранова, И. М. Капранова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10091/ (дата обращения: 16.12.2024).
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов [5].
Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматриваются образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п.
Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме [4].
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Общая характеристика исследовательской и проектной деятельности:
1. Практически значимые цели и задачи;
2. Структура деятельности:
– анализ актуальности проводимого исследования;
– целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
– планирование, определение последовательности и сроков работы;
– проведение исследования;
– оформление результатов работ в соответствующем использованию виде;
3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Итогом проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности [2].
В результате организации исследовательской деятельности дети приобретают, наряду с исследовательскими, мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать. Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев. Проверять предположения, доказывать. Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах [1].
Качественным считается образование, которое не просто представляет собой сумму знаний, усвоенных человеком на репродуктивном уровне, а включает помимо этих знаний еще и навыки активных действий в информационном поле Земли. Умение находить необходимую информацию, подвергать ее анализу и находить решения поставленных задач — это те навыки, которые важно развивать при обучении школьников разным предметам.
Возможность реализовать проектные и исследовательские технологии на уроке дает методика web-квестов.
Методика web-квестов универсальна и доступна, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.
Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Алгоритм работы с web-квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательски-ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
Задания web-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.
На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему.
При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведенного исследования.
Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала и представление ее в виде слайд-шоу (PowerPoint), буклета (Publisher), анимации (Flash), постера или фоторепортажа. Возможно объединение нескольких работ при условии согласия и желания всех авторов.
Обсуждение результатов работы над web-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
Работа с web-квестом может быть предложена как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, ее можно проводить и с классом при наличии сдвоенных уроков или во время дополнительных занятий с одаренными детьми. Педагог по своему усмотрению может составлять задания, рассчитанные на разный уровень познавательных способностей учащихся и в соответствии с отведенным на выполнение работы временем [3].
Применение проектных и исследовательских технологий во внеурочной работе, с 2001 года, дает положительные результаты: подготовлено 12 лауреатов школьных и муниципальных НПК НОУ; 2 лауреата и 5 участников региональных НПК НОУ («Поиск», «Летопись сибирских деревень», «Белая береза»), два участника Летней Академии НОУ «Поиск», семь дипломантов Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»; два дипломанта Всероссийского фестиваля педагогического творчества в номинации «Проектные и исследовательские работы учащихся». Победитель отборочного и первого (заочных) туров XV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Лауреат III степени Всероссийского открытого конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Юность, Наука, Культура- XXIV».
Опыт работы над этой проблемой был обобщен на муниципальном уровне. На международном уровне в 2008 году, в рамках международной НПК VI Чередовские чтения; «VIII Чередовские чтения» в 2010 г; «IX Чередовские чтения» в 2011 г; X Международной НПК «Инновационные образовательные технологии в деятельности современного педагога» в 2014 г. На региональном уровне, в 2009 году, в рамках заочной НПК для победителей ПНПО. На всероссийском уровне, в рамках Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее», где был получен диплом лауреата I степени (2009 г). В 2012 году — диплом лауреата I степени Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России». Конкурс проводился Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Литература:
- Андреева М. П. Проектные уроки как форма интеграции знаний.// Химия в школе, № 7, 2002,-с.51
- Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, — Омск: Изд-во ОМГУ, 2005.-с.57
- Нечитайлова Е. В. Об использовании web-квестов в процессе обучения.// Химия в школе № 6,2007,-с.43
- Ширшина Н. В. Деятельностный подход в обучении: проектная технология.//Химия в школе № 6,2007,-с.24
- www.standart.edu.ru