Типологические и методологические аспекты изучения креолизованного гипертекста в языкознании и рекламоведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Т. Ф. Типологические и методологические аспекты изучения креолизованного гипертекста в языкознании и рекламоведении / Т. Ф. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/10/703/ (дата обращения: 19.11.2024).

I.                   Понятие "гипертекст" используется в настоящее время целым рядом наук.

1.      Информатика.

Термин гипертекст появился в 60-е гг. ХХ в. и вначале активно использовался только в информатике. Придумал его известный учёный Теодор Нельсон, автор проекта «Ксанду», который должен был стать альтернативой «Word»у, но не стал. Проект забыли, а термин получил широкое распространение. Наиболее удачное определение принадлежит Михаилу Визелю: «Гипертекст – это представление информации как связанной сети гнёзд, в которой читатель свободен прокладывать путь нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора  и читателя, расширенные работы с нечёткими границами и множественность путей чтения.

2.      Языкознание.

Гипертекстом в лингвистике можно признать любой структурированный текст, объединённый общей темой или системой отсылок. Например, всевозможные справочники и энциклопедии.

3.      Литературоведение.

Литературоведами выделены три понимания гипертекста:

a)      Произведения особого типа, где нет чёткой сюжетной линии и обозначенного смыслового предпочтения (например, Итало Кальвино "Тропа паучьих гнезд», Х. Касарес «Игра в классики»).

b)      Способ чтения любого произведения.

c)      Способ создания любого произведения (например, лекция).

4.      Теория коммуникации.

Теория коммуникации характеризует текст как универсальное средство обмена информацией. В условиях обилия информации и функциональной неоднородности общества принцип структурного единства нарушается. Информация часто воспринимается кусочками, с опорой на уже существующие тексты. Таким образом, гипертекст в теории коммуникации – конструкт, позволяющий описывать многоуровневый процесс производства и получения информации. Это новый, современный и, возможно, наиболее совершенный способ получения информации.

 

5.                  Семиотика.

В рамках семиотики как науки о знаковых системах под текстом понимается последовательность любых знаков. Гипертекст – это текст, состоящих из разнообразных элементов, определённым образом организованных и связанных. Такие тексты могут содержать различные цитаты и отсылки либо наряду с вербальными элементами иметь в своём составе невербальные (иконические) знаки.

Таким, образом, выделены три основных понимания гипертекста:

1. Гипертекст как нелинейная система информационных блоков.

2. Гипертекст как система текстовых отсылок.

3. Гипертекст как совокупность вербальных и иконических компонентов.

 

II. Рекламный текст как гипертекст

 

1.                 Рекламный текст существует как система сайтов, связанных отсылками и может быть исследован с точки зрения его организации, структуры, характера связей, удобства пользования и эффективности воздействия.

2.                 Рекламный текст может быть изучен как текст, содержащий отсылки. Это могут быть:

а) указания, прямые цитаты, аллюзии, реминисценции и т.д.

б) многосерийные рекламные проекты как гипертекстуальная сеть (Биг Бон, Малабар, Данон и т.д.);

в) узнаваемые и употребляемые в различных коммуникативных сферах устойчивые выражения (Ты где был? – Пиво пил).

 3. Рекламный текст в большинстве случаев использует знаки различных семиотических систем и может быть исследован с точки зрения его цельности и связности, модальности, темпоральности и локативности, с точки зрения его структуры и содержания, взаимодействия функций различных знаков [Анисимова, 2003: 63].

Прежде чем говорить об определении и типологических особенностях креолизованного гипертекста, отметим, что рост визуальной информации в современной коммуникации вызвал закономерный интерес к невербальным, или паралингвистическим, средствам, сопровождающим письменную речь, в частности, к графическому оформлению текста. Паралигвистические средства письменной коммуникации традиционно изучались в аспекте художественного оформления книги, обеспечения технических и эстетических характеристик издания. Систематическое изучение паралингвистических средств письменной коммуникации в лингвистике начинается лишь в 70-е гг., когда появляются первые стилистические исследования, посвящённые выразительным возможностям этих средств, их роли в создании целостности стилистической характеристики произведения, в реализации автором его художественного замысла [1].

В настоящее время паралингвистические средства, их содержание и прагматический потенциал интенсивно исследуются в русле параграфемики как особого  раздела лингвистики о письменном языке [2,3]. Невербальные, или параграфемные, средства определяются как средства, которые существуют около графических средств оформления текста и служат выражению различных коннотаций. Круг средств, которые можно отнести к параграфемным, до сих пор остаётся достаточно неопределённым.

В теории коммуникации существует понятие вербальной, невербальной и паравербальной коммуникации [4]. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. Её основные формы и способы – это кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. [4].

Паравербальная коммуникация основывается на тональных и тембровых особенностях языка и их использования в культуре. Паравербальные средства определяются как совокупность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в неё дополнительные значения. В рамках письменной коммуникации термины «невербальные средства» и «паралингвистические средства» используются параллельно. Реклама дала толчок к их изучению. Встал вопрос о роли паралингвистических средств в организации прагматического воздействия на адресата и необходимости более полного извлечения необходимой текстовой информации.

По отношению к письменному тексту паралингвистические средства образуют поле паралингвистических средств текста. В данное поле входят: графическая сегментация текста и его расположение на бумаге, длина строки, пробелы, шрифт, цвет, курсив, разрядка, линейки, графические знаки, цифры, вспомогательные знаки (например, №, @? #? %? & и т.д.), средства иконического языка (рисунок, фотография, карикатура, схема, чертёж и др.), необычная орфография слов и расстановка пунктуационных знаков, формат бумаги, ширина полей и другие средства, набор которых не является жёстко фиксированным и варьируется  в зависимости от характера конкретного текста.

В зависимости от характера текста функциональная нагрузка отдельных паралингвистических средств может изменяться, расширяться. Например, в драматургических текстах курсивное выделение применяется для обозначения авторских ремарок. В научном тексте рисунки, схемы служат научно-познавательным целям, рисунок в рекламе паралингвистических средств призваны заинтересовать адресата в иллюстрируемом предмете, например, продемонстрировать потребительские качества товара и тем самым побудить покупателя к его приобретению.

Роль паралингвистических средств в различных текстах не является однозначной. Если участие паралингвистических средств в тексте ограничено только планом выражения, внешним оформлением, то для типообразования этих текстов паралингвистические средства не релевантны (тексты рецензий, аннотаций, заявлений).

Если паралингвистические средства участвуют в организации плана выражения и содержания текстов, то их использование становится важным типообразующим признаком этих текстов, а сами они могут рассматриваться как паралингвистически активные тексты.

Особую группу паралингвистически активных текстов составляют креолизованные тексты [5],в структурировании которых задействованы знаковые коды различных семиотических систем. Применительно к письменной коммуникации к креолизованным относятся тексты, доминанту поля паралингвистических средств которых образуют иконические средства.

Мир креолизованных текстов чрезвычайно многообразен: газеты, журналы, научно-технические тексты, иллюстрированные художественные тексты, реклама и т.д. Роль этих креолизованных текстов стремительно возрастает, что знаменует собой новый этап развития речевой коммуникации, отвечающий потребностям современного общества.

Одним из аспектов изучения креолизованных текстов является выявление связей между вербальной и изобразительной частью, т.к. изображения и слова в поликодовом сообщении не являются суммой семиотических знаков, их значения интегрируются и образуют сложно построенный смысл.

Выявление видов связей в креолизованном тесте может базироваться на понятии парадигматических отношений, т.е. отношений сопоставления и противопоставления единиц на основе их сходства и различия [6].

Традиционно выделяются четыре типа отношений (в лексикологии они носят название оппозиций):

 

1. Тождество (нулевая оппозиция) – отношения отсутствия противопоставления на содержательном и формальном уровне.

2. Исключение (дизъюнктивная оппозиция) – отношения формального и содержательного различия.

3.                 Отношения частичного тождества:

а) включение (привативная оппозиция) – отношения преобладания формального или содержательного компонента;

б) пересечение (эквиполентная оппозиция) – отношения частичного совпадения формального и содержательного компонента.

Выделенные оппозиции, на наш взгляд, помогают проанализировать креолизованный рекламный текст и выявить соотношение вербальной и невербальной частей теста на уровне формы и содержания. 

В зависимости от референтной соотнесённости в креолизованном рекламном тексте можно выделить следующие типы соотношений между вербальной и невербальной частью:

1.      Параллельное соотношение, при котором содержание рисунка и вербальной части полностью совпадают

14

 

 

 

 

 

 

 

2.      Интерпретативное, при котором между содержанием вербальной и иконической частей связь устанавливается на ассоциативной основе.

21

 

 

 

 

 

 

 

3.      Субститутивное, при котором иконическая информация замещает вербальную.

 

18

4.      Комплиментарное, при котором содержание иконической и вербальной части частично перекрывают друг друга

 

15

 

 

По роли изображения среди креолизованных рекламных текстов выделяются:

  1. Репетиционные – изображение в основном повторяет вербальный текст.

 

 

  1. Интегративные – изображение встроено в вербальный текст или вербальный текст дополняет изображение в интересах совместной передачи информации.

27

 

  1. Изобразительно-центрические – роль изображения ведущая, вербальная часть лишь объясняет или конкретизирует его

 

 

Наличие негомогенных частей в структуре креолизованного рекламного текста является оптимальным способом создания коммуникативного напряжения в текстовом пространстве и усиления коммуникативного эффекта.

Таким образом, показаны чёткие основания для выделения определённых типов креолизованных рекламных текстов. Типы креолизованных рекламных текстов, в отличие от других видов креолизованных текстов [5], нельзя назвать многочисленными. Данное обстоятельство позволяет создавать и анализировать со значительной долей эффективности семиотически осложнённые рекламные тексты.

 

Литература

1.                              Арнольд И.В. Графические стилистические средства // Иностранные языки в школе. – 1973. - №3.

2.                              Баранов А.Г., Паршин Л.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере металингвистики // Проблемы эффективности речевой коммуникации. – М., 1981.

3.                              Клюканов И.Э. Структура и функции параграфемных элементов текста: Автореф. дис. …канд. филол. наук. – Саратов, 1983.

4.                              Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2004. – 288 с.

5.                              Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. –М.: AKADEMIA, 2003. -128 с.

6.                              Волкова Т.Ф. Реклама как гипертекст: Методическое пособие. – Томск: Изд-во ФГУ «Томский ЦНТИ», 2006. – 56 с.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, средство, рекламный текст, гипертекст, письменная коммуникация, теория коммуникации, вербальная часть, вербальный текст, знак, межкультурная коммуникация.


Похожие статьи

Понимание и интерпретация художественного текста в современной переводческой парадигме: когнитивный и психолингвистический аспекты

Явление музыкально-информационных технологий в историко-терминологическом аспекте

Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Когнитивная и лингвокультурологическая организация концепта

Актуальные проблемы формирования религиозного сознания: социологические аспекты

Теоретико-правовой анализ субъективного фактора в историческом процессе

Социально-политические концепции П. Сорокина и Д. Андреева сквозь призму компаративистики (теоретико-методологический аспект)

Похожие статьи

Понимание и интерпретация художественного текста в современной переводческой парадигме: когнитивный и психолингвистический аспекты

Явление музыкально-информационных технологий в историко-терминологическом аспекте

Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Когнитивная и лингвокультурологическая организация концепта

Актуальные проблемы формирования религиозного сознания: социологические аспекты

Теоретико-правовой анализ субъективного фактора в историческом процессе

Социально-политические концепции П. Сорокина и Д. Андреева сквозь призму компаративистики (теоретико-методологический аспект)

Задать вопрос