Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 8240 раз

Библиографическое описание:

Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И. С. Пологрудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 366-367. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4627/ (дата обращения: 19.10.2024).

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л. И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как мощный побудитель активности личности;

- и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Н.Р. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.)

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Таким образом, анализ современных психолого-педагогических исследований, позволяет определить познавательный интерес как ценное личностное образование, формирование и развитие которого необходимо начинать с раннего возраста, являющегося сензитивным периодом для данного процесса.


Литература:

  1. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1969. - 264 с.

  2. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Ананьев Б.Г. и др. 3-е изд. - СПб.: Питер., 2001. - 282с.

  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989.

  5. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, окружающий мир, познавательная деятельность, деятельность, интерес, психический процесс человека, Щукино.


Похожие статьи

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников

Первые попытки теоретической концептуализации проблемы конфликта в отечественной и зарубежной педагогике

Оценка сформированности концепта «язык» в языковом сознании учащихся 5-6 классов средней школы

Теоретико-экспериментальное исследование подкрепления в учении с позиций деятельностного подхода

Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии

К вопросу о семантике понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической науке

Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин и женщин в обществе

О роли некоторых видов оценок в тексте аргументативного дискурса

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Похожие статьи

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников

Первые попытки теоретической концептуализации проблемы конфликта в отечественной и зарубежной педагогике

Оценка сформированности концепта «язык» в языковом сознании учащихся 5-6 классов средней школы

Теоретико-экспериментальное исследование подкрепления в учении с позиций деятельностного подхода

Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии

К вопросу о семантике понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической науке

Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин и женщин в обществе

О роли некоторых видов оценок в тексте аргументативного дискурса

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Задать вопрос