Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Сысоева, С. А. Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога / С. А. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1660/ (дата обращения: 16.12.2024).

Психологическое здоровье педагога общеобразовательной школы мы понимаем как степень его ценностной, компетентностной, личностной, творче­ской и социальной самореализации в профессии. Это позволило нам разработать эффективную психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы, включающую:

- методологические подходы к изучению и развитию психологического здоровья педагога (системный, личностный, деятельностный, гуманистический, акмеологический);

- структурно-содержательные компоненты (ценностная, компетентностная, личностная, творческая и социальная сферы самореализации);

- критерии (стремление к самоактуализации, гармоничность; готовность к достижению психологического здоровья, прогностичность; стрессоустойчивость, адекватная Я-концепция, креативность, субъектность; социабельность, интернальность);

- уровни (низкий, средний, высокий) психологического здоровья педагога;

- психолого-акмеологические детерминанты:

факторы – конгруэнтность, коммуникативность, стрессоустойчивость, своевременность, ответственность;

условия – наличие здоровьесберегающих знаний, компетенций, стратегий, акмеологической здоровьесберегающей среды, ситуаций личностной самореализации;

содержательно-технологическое обеспечение процесса развития психологического здоровья педагога в виде психологического тренинга; прогнозируемый результат – достижение педагогом более высокого уровня психологического здоровья.

Повышение уровня психологического здоровья педагога достигалась посредством психологического тренинга «Акмеологиче­ская теория и практика развития психологического здоровья педагога» (60 часов).

Целью тренинга являлось развитие психологического здоровья педагога общеобразовательной школы на основе совершенствования ценностной, компетентностной, личностной, творческой, социальной сфер самореализации личности педагога. В ходе тренинга решались следующие задачи:

- подведение педагогов к осознанию ценности, значимости психологического здоровья и повышение мотивации достижения его высшего уровня;

- стимулирование у педагогов стремления к самореализации в ценностях, профессиональных знаниях и умениях, качествах и отношениях, творчестве;

- формирование совокупности психолого-акмеологических знаний, необходимых для достижения высокого уровня психологического здоровья его проявления;

- создание условий для овладения и отработки педагогами целесообразных умений достижения, сохранения и развития здоровья;

- совершенствование способов и приемов саморегуляции и самокоррекции;

- создание условий для формирования адекватной Я-концепции педагога;

- стимулирование проявления гармоничности педагогов в ориентации на себя и окружающих;

- развитие коммуникативных способностей;

- стимулирование активности, инициативности и ответственности педагогов;

- стимулирование творчества, новаторства в профессиональной деятельности;

- совершенствование педагогами личностных качеств – целеустремленности, прогностичности, проницательности, ответственности, толерантности.

Психологический тренинг включал три этапа:

- диагностический – был направлен на констатацию состояния сформированности психологического здоровья, определение личностно-значимых характеристик педагога, его смысложизненных ориентаций, потребности быть психологически здоровым;

- реализующий, цель которого заключалась в совершенствовании выявленных компонентов, критериев и уровней психологического здо­ровья с учетом эмпирически выделенных факторов;

- аналитический был направлен на обсуждение и анализ результатов в области преобразования основных составляющих и уровней психоло­гического здоровья педагога, совершенствования профессионально-важ­ных и личностно-значимых качеств. Его структура, содержание и средства проведения непосредственно повлияли на достижение педагогами прогнозируемого результата,  реализацию не только приоритетов личностной, субъектной, компетентностной и др. ее составляющих, но и проявились в прогрессивной, неманипулятивной направленности, интенсивности, открытости новому уровню развития и достижений, где акмеологическая технология, как «небольшая помощь взрослому», в виде универсальности для всех или индивидуальности для каждого (Л.С. Выготский), составляет сложную, интересную и перспективную акмеологическую составляющую процесса, в том числе, и постдипломного образования педагога общеобразовательной школы.

На успешность процесса развития психологического здоровья педагога, а именно его направленность, динамику, результативность и др. оказали влияние использованные групповые психологические процедуры и упражнения (ролевые и деловые игры, упражнения, моделирование жизненных и профессиональных ситуаций и др.)

Каждое занятие тренинга включало: информирование, тренинговую работу, процедуру подведения итогов занятия, практическую работу, направленную на диагностику, осмысление, анализ, коррекцию и развитие личностных характеристик педагога, самостоятельную работу.

 Так, например, педагоги обсуждали роль общечеловеческих и профессиональных ценностей для развития психологического здоровья; диагностировали ценностные ориентации, стремление к актуализации, уровень субъективного контроля, личностные характеристики; обсуждали и анализировали результаты диагностики.

По результатам дискуссии стало ясно, что большинство педагогов (57%) ориентированы сознательно или бессознательно на самоосуществление в профессии, жизнедеятельности.

В ходе тренинга педагоги стремились к более глубокому осознанию уровня сформированности собственных смысложизненных установок, ценностей психологического здоровья – самоактуализации в профессии, гуманизма, гармонии, профессиональной перспективности; тренировались в выборе стратегий достижения высшего уровня собственного психологического здоровья. Для этого педагоги активно участвовали в дискуссиях, выполняли разнообразные психологические процедуры и упражнения, рефлексировали и др.

 В процессе психологического тренинга у педагогов произошли статистически значимые прогрессивные изменения в ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной сферах самореализации. Принципиальное значение представляют воз­росшие результаты показателей самоактуализации личности педагога, что подтверждает увеличение степени его социальной самореализации во взаимодействии с учащимися и коллегами.

Произошли измене­ния средних значений (баллы) по таким шкалам как: «ценности» (с 9 до 10), «потребность в позна­нии» (с 8 до 9), «спонтанность» (с 6 до 7). Рост показателей по шкале «гибкость в общении» (с 7 до 8), свидетельствует о повышении способ­ности педагога к самораскрытию, установлению более прочных и добро­желательных отношений, что следует рассматривать как рост его социа­бельности. По изменениям значений в сторону увеличения по шкале «ау­тосимпатия» (с 7 до 8), можно говорить о значительной тенденции ут­верждения большинством педагогов позитивной «Я-концепции» в актах самооценивания, самоотношения, взаимодействия с окружающими, что нашло позитивное отражение в ценностной, компетентностной и соци­альной сферах самореализации личности педагога (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Динамика изменения показателей самоактуализации личности пе­дагога

 

Важные результаты в содержании социальной самореализации пе­дагога показали исследования локуса контроля педагогов, которые отра­зились у большинства из них возросшими показателями интернально­сти в межличностном общении (с 8,9 до 9,6), в здоровье (с 3,4 до 3,8), в достижениях (с 7,6 до 8). Результаты свидетельствуют о том, что у педа­гогов повысилась компетентность в межличностном общении, перспек­тивность, а также наблюдается рост активности, повышающий веру пе­дагогов и возможность собственного влияния на достижение высших уровней  психологического здоровья и свидетельствует о готовности пе­дагога к более активной самореализации во всех проявлениях психоло­гического здоровья (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика изменения локус-контроля пе­дагога

 

Прогрессивными оказались качественные изменения, произошедшие в структуре личности педагога в виде роста фиксируемых показателей эмоциональной устойчивости, самоконтроля, адекватности самооценки, как проявление личностной самореализации (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Динамика изменения личностных характеристик пе­дагога

      

Анализ полученных данных после тренинга подвергался сравнению ранговым критерием U Манна-Уитни при p<0,05 и выявил зависимость высокого уровня психологического здоровья от сформированности смысложизненных ценностей (7,585), потребности в познании (7,533), автономности (6,307), гибкости в общении (7,406), эмоциональной устойчивости (7,207), самоконтроля (7,147), что эмпирически подтверждает выявленные в исследовании критерии психологического здоровья педагога.

Результаты статистически подтвержденного ис­следования свидетельствуют о продуктивном росте и качественном пре­образовании уровней психологического здоровья, динамика развития ко­торых, определялась по совокупности преобразованных структурных компонентов и критериев психологического здоровья педагога.

Это дало основание педагогам по-новому оценить уровень собственного психоло­гического здоровья (рис.4).

 

 

Рис. 4. Уровни психологического здоровья педагога (самооценка педаго­гов)

 

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье педагога, психологическое здоровье, общеобразовательная школа, психологический тренинг, высокий уровень, социальная самореализация, социальная сфера, высший уровень, личностная самореализация, межличностное общение.


Похожие статьи

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Похожие статьи

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Задать вопрос