Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 2615 раз

Библиографическое описание:

Бикеева, Т. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» / Т. В. Бикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39201/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является одной из ключевых идей для всей нашей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях каждой образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе и в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых».

В связи с этим в ДДТ № 2 г. Читы возникла необходимость создания инновационного проекта «Формирование культуры здоровья педагогов в условиях дополнительного образования детей», автором которого является методист ДДТ № 2 г. Читы-Девяткина Татьяна Александровна.

В ходе реализации данного проекта было проведено исследование на базе ДДТ № 2 г. Читы, цель которого — теоретически обосновать и разработать модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога». В ходе работы рассматривались здоровьесберегающие аспекты в практике деятельности образовательного учреждения на этапе подготовки введения профессионального стандарта педагога.

В ряде научно-педагогических исследований здоровьесберегающая компетентность рассматривается с различных позиций. Так, одним из направлений является ориентация здоровьесберегающей деятельности на оптимизацию личного здоровья педагога (Н. Г. Аникеева, Р. В. Безрукавый, И. А. Зимняя, В. В. Стригин, Е. И. Финогенко и др.), другое направление — соотносит с осуществлением профессиональной здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе (А. Г. Бусыгин, Ю. В. Лукашин, И. В. Патрушева, Е. А. Шатрова и др.).

Опираясь на изученные подходы, мы рассматриваем здоровьесберегающую компетентность педагога дополнительного образования как интегративную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, развития профессионально-значимых качеств личности. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями, но и реализует знания и умения на практике.

Теоретический анализ проблемы исследования и обоснование ее предпосылок позволили создать и апробировать модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога».

Представленная модель позволяет определить методологические подходы, содержание деятельности педагога по выявлению ценностей, потребностей, мотивов здоровьесберегающей деятельности; сформировать знания, необходимые для данного вида деятельности. Создать условия для практической отработки здоровьесберегающих умений и навыков и развития необходимых качеств личности педагога; подобрать комплекс форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для формирования здоровьесберегающей компетентности педагога. Апробация модели в МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы способствует совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагогов дополнительного образования в процессе методической работы.

Для реализации данного проекта также было организовано повышение квалификации педагогов. Был разработан курс семинаров по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях дополнительного образования детей у всех участников образовательного процесса «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».Модуль рассчитан на 36 часов, включая 14 часов лекций, 10 часов семинарских занятий и 12 часов практических занятий. Основная цель — сохранение и развитие здоровья детей и подростков, формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности педагогов как субъектов профессиональной деятельности, основанной на актуализации внутреннего потенциала (внутренних ресурсов) педагогов в условиях «Дом детского творчества № 2» г. Читы.

В ходе работы семинаров была проведена диагностика здоровьесберегающей деятельности педагога по авторским методикам. С целью определения самооценки педагогом-образа жизни с точки зрения здоровья было проведено анкетирование В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. Результаты помогли педагогам определиться в сфере отношения к собственному здоровью, и может быть, изменить его в лучшую сторону.

В рамках семинара была проведена диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (автор — Л. Н. Бережнова). Саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

При организации мониторинга здоровья — педагогам была предложена экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для обучающихся 5–8-х, 9–11-х классов (Науменко Ю. В.), с помощью которой проверяется отношение к здоровью как явлению человеческой жизни. В результате проведения диагностики были выявлены следующие уровни:

– высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно-ориентированный тип);

– уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип);

– недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);

– отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.

Для изучения режима дня обучающегося в Доме детского творчества № 2 педагогам была представлена анкета. Для рациональной организации режима дня детей и подростков педагоги познакомились с рекомендациями Института возрастной физиологии РАО, требованиями СанПиН.

По теме «Алгоритм целеполагания и построение жизненной перспективы человека как индивида и личности» педагоги дополнительного образования детей познакомились с авторской программой «Думай о будущем», автор — О. В. Смолянинова.

Особую значимость отметили педагоги семинара по теме «Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста», т. к. понимание психофизиологических основ развития детей позволяет варьировать методики и технологии обучения, а значит, наиболее эффективно выстраивать педагогический процесс.

Кроме этого, большое внимание уделялось определению затруднений педагогов в осуществлении здоровьесберегающей деятельности и их причин; выявлению информационных потребностей участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения и безопасности; созданию на занятиях оптимальных условий для сохранения здоровья обучающихся (снятию перегрузки и функционального напряжения, профилактике утомления, оптимальному чередованию труда и отдыха, повышению эффективности обучения).

Модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта» едагога»

Рассмотрение проблемы здоровья обусловливается анализом состояния здоровья обучающихся в условиях различных образовательных учреждений, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. Сложившаяся ситуация в России настоятельно требует не только пересмотра основных нормативных документов по охране здоровья детей, но и выработки новой научно обоснованной стратегии здоровьесберегающей деятельности, осуществлять которую будет педагог, обладающий высоким уровнем здоровьесберегающей компетентностью. Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания педагога в области основ культуры здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий. В данном случае педагог должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть практическими умениями.

Реализация модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» в ДДТ № 2 г. Читы позволяет определить методологические подходы в вопросах сохранения здоровья обучающихся; подобрать комплекс форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для формирования здоровьесберегающей компетентности педагога.

Литература:

  1. Блинов В. И. Профессиональный станадарт: от разработки к применению // Высшее образование в России.-2015.-№ 4. С.5–14.
  2. Ломов А. И. Должностные инструкции, учитывающие требования профессионального стандарта педагога // Практика административной работы в школе.-2014.-№ 5. С.47–52.
  3. Методические и организационно-педагогические аспекты проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений /Э. В. Працун, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров: сб. науч. тр. / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьева и Г. Н. Жукова. — Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2013. — Вып. 7. — С. 255–265.
  4. Правовые основы разработки и внедрения профессионального стандарта педагога // Нормативные документы образовательного учреждения.- 2014.- № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентность педагогов, методическая работа, аспект требований, дополнительное образование детей, образовательный процесс, детское творчество, компетентность педагога, модель совершенствования, педагог, высокий уровень.


Похожие статьи

Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Стратегия развития образовательной системы и информационная компетентность выпускника

Особенности компетенций педагога-профессионала

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп

Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО

Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования

Похожие статьи

Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Стратегия развития образовательной системы и информационная компетентность выпускника

Особенности компетенций педагога-профессионала

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп

Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО

Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования

Задать вопрос