Формирование профессиональной компетенции аниматора в области нормативно-правового и программно-методического обеспечения деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Примак, М. А. Формирование профессиональной компетенции аниматора в области нормативно-правового и программно-методического обеспечения деятельности / М. А. Примак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 340-344. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79496/ (дата обращения: 16.12.2024).



На современном этапе развития общества особую значимость приобретает такая сфера услуг, как анимация. Данный вид деятельности подразумевает восстановление и воспроизводство жизненных сил личности посредством досуговых мероприятий и оздоровительного туризма [1, 2]. Для будущего специалиста-аниматора очень важно обладать достаточным уровнем профессиональной компетенции в области нормативно-правового и программно-методического обеспечения анимационной деятельности. Профессиональная компетентность аниматора отражает весь спектр требований, предъявляемых государством и обществом к современному специалисту-аниматору в области спортивно-оздоровительной анимации. Особенно важно обладать надлежащим уровнем компетенции при организации детского досуга, когда сохранение здоровья и безопасности жизни ребенка является первоочередным требованием.

Цель исследования заключалась в разработке и опытно-экспериментальной апробации диагностической модели контроля профессиональной компетенции аниматора в сфере спортивно-оздоровительной анимации на основе нормативно-правовых и программно-методических знаний. В исследовании приняли участи 10 педагогов-аниматоров, имеющих опыт практической деятельности по организации летнего отдыха детей. Гипотеза исследования основывалась на том предположении, что эффективная модель формирования профессиональной компетенции будет способствовать формированию готовности аниматора к деятельности в сфере спортивно-оздоровительной анимации. Для реализации опытно-экспериментальной работы нами была разработана диагностическая модель, представленная на рисунке 1.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе подобраны оптимальные методики тестирования и разработана диагностическая модель контроля профессиональной компетенции аниматора в сфере нормативно-правовых и программно-методических знаний. На втором этапе реализована эмпирическая часть исследования, которая включает выявление уровня профессиональной компетентности аниматоров в сфере нормативно-правовых и программно-методических требований. На третьем этапе результаты диагностики проанализированы и иллюстрированы расчетно-графическим методом.

Диагностическая модель формирования нормативно-правовых и программно-методических знаний аниматора

Рис. 1. Диагностическая модель формирования нормативно-правовых и программно-методических знаний аниматора

Используя методики субъективно-экспертной оценки профессиональной компетенции, адаптированные в соответствие с особенностями деятельности аниматора в сфере спортивно-оздоровительной анимации, мы выявили уровень компетенций обследованных аниматоров. Как с точки зрения экспертов (Методика 1), так и в контексте субъективного восприятия (Методика 2). Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели готовности аниматоров на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (М±m)

Показатели компетенций

Методика 1

Методика 2

1 Личностная компетентность аниматора

4,04±0,08

4,06±0,11

2 Компетенция в области методологии и целеполагания

4,13±0,12

4,69±0,16

3 Мотивационная компетентность

4,18±0,15

4,04±0,13

4. Информационная (нормативно-правовая) компетентность

4,08±0,12

4,11±0,13

5 Программно-методическая компетентность

4,19±0,22

4,03±0,14

6 Коммуникативно-деятельностная компетентность

4,15±0,21

4,01±0,12

Таким образом, на основании представленных сводных данных, становится очевидным, что наличие опыта анимационной деятельности влияет на развитие тех или иных компонентов, составляющих содержание ключевых профессиональных компетенций аниматора. Мы видим, что по всем ключевым компетенциям выявлен достаточный уровень профессиональной готовности и знаний у обследованных аниматоров.

Далее мы проанализировали, как распределяется уровень готовности в группе. Результат представлен на рисунке 2.

Распределение аниматоров по уровням профессиональной компетентности

Рис 2. Распределение аниматоров по уровням профессиональной компетентности

Как мы видим, большинство аниматоров (64 %) показали средний уровень сформированности педагогической компетентности. При этом, по эмоционально-ценностному компоненту у 36 % аниматоров выявлен высокий уровень сформированности компетентности и у 34 % — средний. По когнитивному компоненту большинство аниматоров (40 %) показали высокий уровень компетентности. И по коммуникативно-деятельностному компоненту 64 % аниматоров продемонстрировали средний уровень сформированности компетентности. Полученный результат свидетельствует об эффективности разработанной модели.

Далее мы провели тестирование, направленное непосредственно на выявление нормативно-правовых и программно-методических знаний в области анимационной деятельности при организации детского досуга. Тест содержал 10 вопросов, за правильный ответ на каждый из которых выставлялся 1 балл. Результаты тестирования группы представлены на рисунке 3.

Результаты тестирования уровня нормативно-правовых и программно-методических знаний аниматоров

Рис. 3. Результаты тестирования уровня нормативно-правовых и программно-методических знаний аниматоров

По результатам тестирования мы выявили, что 70 % аниматоров показали достаточный уровень владения нормативно-правовыми и программно-методическими знаниями в сфере своей деятельности. Это является достаточно хорошим показателем эффективности, разработанной нами модели формирования профессиональной готовности. Высокий уровень знаний выявлен у одного обследуемого (10 %) и низкий — у 20 % (2 человека).

И в завершении опытно-экспериментальной работы мы провели анкетирование, целью которого было выявление осведомленности аниматоров в сфере нормативно-правового и программно-методического обеспечения своей профессиональной деятельности и готовности применения данных знаний в практической деятельности. Анализ анкет позволил нам прийти к определенному выводу. Мы выяснили, что большинство аниматоров восприимчивы к передовому опыту, постоянно занимаются самообразованием и видят перспективу своей деятельности. При этом обследованные отмечают, что в достаточной степени владеют информацией о содержании новых программно-методических и нормативно-правовых требований в сфере анимационной деятельности, умеют отработать содержание мероприятия в соответствии с поставленными задачами, используют элементы современных педагогических технологий и анализируют свою деятельность, но испытывают некоторые затруднения с применением эффективных методик организации деятельности. По мнению большинства аниматоров, возникшие трудности вызваны отсутствием практического опыта. Все обследованные аниматоры активно готовы заниматься самообразованием и повышением квалификации. Учитывая вышесказанное можно предположить, что практический опыт деятельности, систематическое самообразование и повышение квалификации в области программно-методических и нормативно-правовых знаний и являются определяющими факторами формирования готовности к деятельности в сфере спортивно-оздоровительной анимации.

Таким образом, по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие выводы:

  1. Наличие опыта анимационной деятельности влияет на развитие ключевых профессиональных компетенций аниматора, так как у всех аниматоров выявлен достаточный уровень профессиональной готовности.
  2. Большинство аниматоров (64 %) показали средний уровень сформированности педагогической компетентности. При этом, по эмоционально-ценностному компоненту у 36 % аниматоров выявлен высокий уровень сформированности компетентности и у 34 % — средний. По когнитивному компоненту большинство аниматоров (40 %) показали высокий уровень компетентности. И по коммуникативно-деятельностному компоненту 64 % аниматоров продемонстрировали средний уровень сформированности компетентности. Полученный результат свидетельствует об эффективности разработанной модели.
  3. По результатам тестирования, целью которого было выявление уровня собственно нормативно-правовых и программно-методических знаний в сфере своей деятельности мы выявили, что 70 % аниматоров показали достаточный уровень владения нормативно-правовыми и программно-методическими знаниями. Это является достаточно хорошим показателем эффективности, разработанной нами диагностической модели формирования профессиональной готовности. Высокий уровень знаний выявлен у одного обследуемого (10 %) и низкий — у 20 % (2 человека).
  4. По результатам анкетирования, целью которого было выявление осведомленности аниматоров в сфере нормативно-правового и программно-методического обеспечения своей профессиональной деятельности, сделаны следующие обобщения. Мы выяснили, что большинство аниматоров восприимчивы к передовому опыту, постоянно занимаются самообразованием и видят перспективу своей деятельности. При этом обследованные отмечают, что в достаточной степени владеют информацией о содержании новых программно-методических и нормативно-правовых требований в сфере анимационной деятельности, умеют отработать содержание мероприятия в соответствии с поставленными задачами, используют элементы современных педагогических технологий и анализируют свою деятельность, но испытывают некоторые затруднения с применением эффективных методик организации деятельности. По мнению большинства аниматоров, возникшие трудности вызваны отсутствием практического опыта. Все обследованные аниматоры активно готовы заниматься самообразованием и повышением квалификации. Учитывая вышесказанное можно предположить, что практический опыт деятельности, систематическое самообразование и повышение квалификации в области программно-методических и нормативно-правовых знаний и являются определяющими факторами формирования готовности к деятельности в сфере спортивно-оздоровительной анимации.

Литература:

  1. Зеленова Г. В. Спортивно-оздоровительная анимация как один из ресурсов формирования здорового образа жизни / Г. В. Зеленова // Казанская наука. 2010. № 8. С. 635–638.
  2. Зеленова, Г. В. Профессиональное становление специалиста в сфере спортивно-оздоровительной анимации / Г. В. Зеленова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1 (44). С. 158–161.
Основные термины (генерируются автоматически): анимационная деятельность, большинство аниматоров, спортивно-оздоровительная анимация, аниматор, опытно-экспериментальная работа, повышение квалификации, профессиональная готовность, профессиональная компетенция аниматора, сфера, достаточный уровень.


Похожие статьи

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Похожие статьи

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Задать вопрос