Организация проектной деятельности по формированию профессионально-личностной готовности педагогов ДОУ к решению проблем по обеспечению безопасности и качества образовательного процесса
Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 12.11.2013
Статья просмотрена: 923 раза
Библиографическое описание:
Ахмедулина, Л. Г. Организация проектной деятельности по формированию профессионально-личностной готовности педагогов ДОУ к решению проблем по обеспечению безопасности и качества образовательного процесса / Л. Г. Ахмедулина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4518/ (дата обращения: 17.12.2024).
Безопасность образовательного пространства как средства повышения качества образования напрямую зависит от уровня профессиональной компетенции педагогов и их соответствующей подготовки. Поэтому, одной из главных задач методической работы детского сада является разработка системы повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, создание такой системы деятельности, которая обеспечила бы доступ воспитателя различным каналам методического и научного обеспечения, обеспечения, создание благоприятных условий для совместного творчества, компетентности и ответственности педагогов для достижения требуемого качества образования.
По мнению А. К. Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании детей.
Жизненный опыт взрослых положительно влияет на качество усваиваемых знаний, содействует более глубокому пониманию изучаемого содержания, повышает оценку его значимости (при условии, что данное содержание отвечает потребностям и запросам взрослых).
Однако, как показывают многочисленные исследования, влияние профессионального опыта на воспитание и обучение детей является противоречивым. Зачастую педагог на практике неоднократно апробированные способы и приемы действий, но эти же приемы могут стать стереотипными, мешающими на пути инновационных преобразований в профессиональной деятельности. Кроме того, у педагогов с большим стажем работы нередко возникает психологическое неприятие теоретического материала, непонимание его смысла, что усложняет организацию методической работы.
Пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности, формы проявления и меру творческой активности, отношение к труду определяет его психологическое здоровье. Снижение уровня самооценки проявляется в нежелании аттестоваться на повышенные категории, участвовать в презентации достижений в собственной педагогической деятельности, отказе в проведении открытых мероприятий, участие в профессиональных конкурсах и т. п. Все это, как следствие, является барьером на пути творческой самореализации.
Практика работы с педагогами показывает, что преодоление стереотипности поведения является трудной задачей, которую нельзя решить традиционными (лекционными, семинарскими) методами профессиональной подготовки. Для повышения профессиональной компетентности педагогов должны использоваться формы работы, ориентированные на развитие «субъект — субъектных» способов получения необходимой информации.
В практике нашего дошкольного учреждения такой формой работы стал долгосрочный практико — ориентированный проект для педагогов «Академия дошкольника», который направлен на формирование профессионально — личностной готовности к работе с детьми по образовательной области «Познание».
Проект предполагает учет потребностей и возможностей воспитателей, привлечение их к совместному планированию методической работы, к сотрудничеству при определении целей и оптимальных путей их достижения.
Итак, перед нами стал вопрос: соответствует ли уровень профессиональной компетенции педагогов нашего детского сада современным требованиям? Изменение подходов к организации методической работы — процесс длительный, связанный с разрушением стереотипов, преодолением противоречий и недостатков, введением новшеств. Поэтому мы предложили педагогам принять участие в Круглом столе «Завтрашний день нашего детского сада» по вопросам:
- Какие идеи вы можете принести в копилку размышления о нашем будущем?
- Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?
Затем состоялось обсуждение этих и возникших по ходу обсуждения других вопросов. Наиболее интересные идеи, вошли в коллективный банк идей по развитию детского сада, в том числе, проект «Академия дошкольника», предложенный педагогами. Была создана творческая группа для разработки перспективных идей и составления плана проекта.
Целью проекта стало:
Создание условий для качественного преобразования образовательной среды дошкольного учреждения с целью эффективной деятельности педагогов по формированию стойкой учебной мотивации дошкольников.
Задачи проекта:
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах развития математических способностей, а именно:
- создание условия для овладения педагогами теоретическими знаниями, методами и принципами развития интеллектуального потенциала детей;
- развитие проблемности мышления педагогов, критичности ума, способности принимать ответственные независимые и продуманные решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
- стимулирование целеустремленности и настойчивости педагогов, способности к организации гибкого режима с целью обеспечения безопасного воспитания и обучения детей;
- развитие у педагогов способности генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих
- идей на практике, быть готовым к инновациям, достигать качественных результатов в образовательном процессе;
2. Приведение систему методической базы по познавательному развитию; систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию интеллектуального потенциала дошкольников.
3. Создание единой системы мониторинга развития познавательных способностей (анкетирование, тестирование, программы наблюдения) для всех участников педагогического процесса.
4. Использование возможностей методической системы всех уровней для пропаганды опыта работы педагогического коллектива.
Этапы реализации проекта
1 этап: ориентационно-диагностический
Разработка проекта, выбор целей, задач, изучение психолого-педагогического портрета образовательного пространства:
- изучение потенциальных возможностей педагогов, степень готовности педагогического коллектива преобразованиям.
- Выявление факторов, препятствующих стимулированию инновационной деятельности педагогов.
- Выявление, анализ и оценка качества образования в ДОУ, результатов образовательного процесса, выявление достижений.
- Формирование взаимопонимания в деятельности педагогического коллектива.
- Обеспечение мотивации в получении педагогами теоретических и психологических знаний.
- Создание условий, дающих воспитателям возможность проявлять творчество, новаторство, возможность самореализации личностного потенциала.
- Выявление педагогических условий, способствующих развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
II этап: поисково-теоретический
- Изучение теоретических аспектов развития интеллектуального потенциала дошкольников.
- Изучение программ, технологий, методик, направленных на развитие интеллектуального потенциала дошкольников.
- Развитие инициативы педагогического коллектива путем включения воспитателей в творческие группы, предоставление возможностей самореализации личностного потенциала.
- Преобразование и обогащение образовательной среды учреждения.
III этап: практический
- Создание условий для организации педагогической деятельности по развитию познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей.
- Реализация мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, повышения профессионального уровня педагогических кадров.
- Совершенствование навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышение уровня аналитико-прогностической деятельности педагогов, рефлексивной культуры.
- Углубление теоретических знаний о развитии познавательных способностей дошкольников, овладение педагогами методами и технологиями.
IV этап: заключительно-обобщающий
- Обобщение результатов работы по данному проекту и разработка пакета документов по организации педагогической деятельности, развивающей математические способности воспитанников.
- Уточнение теоретических положений и практических выводов.
- Подведение итогов, анализ результатов.
- Соотнесение результатов направления проекта с поставленными целями.
Вывод: наш опыт подтверждает, что выбирая данный вариант методической работы в ДОУ и современные формы его реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, раскрыть творческие возможности.
Итогами работы по реализации проекта явились следующие достижения:
1. Созданы условия, дающие воспитателям проявлять творчество, возможность для самореализации личностного потенциала. Накоплены и систематизированы организационно-практические, диагностические материалы, используемые в практической деятельности в соответствии с замыслом проекта.
2. Отработана модель интегрированных занятий по формированию элементарных математических представлений разных возрастных групп и создана адаптированная программа «Играем, считаем, развиваемся» в соответствии с ФГТ.
3. Педагоги ДОУ овладели методами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
В ДОУ в течение 2 — х лет осуществлялся проект «Мое любимое Прибайкалье». В настоящее время творческая группа педагогов ДОУ, формулирует цели и задачи одноименной программы, ищет формы и методы для её адаптации в педагогическом процессе.
Литература:
1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ — М.: Сфера, 2005г.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду — М.: Айрис — Пресс, 2008г.
3. Водопьянов Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
4. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании — М.: Линка — Пресс, 1998г.
5. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества — М.: Просвещение, 1976г.
6. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Г. Геометрия для малышей — М.: Просвещение, 1996г.
7. Зайцева О. Ю., Н. Г. Даниленко Современные стратегии реализации содержания дошкольного образования — Иркутск: Репроцентр,2007г.
8. Звонкин А. Малыш и математика, не похожая на математику / Звонкин А. // Знание — сила, 1985г, стр.41–44.
9. Корнева Г. А., Мусебеева Т. А. Методические указания к изучению кура «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» — М.:Просвещение, 2000г.
10. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Просвещение, 1990г.
11. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
12. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. — 1986.
13. Урбанович И. А., Устюгова О. Б. Методическое пособие «Проектирование образовательной программы ДОУ» — Иркутск: ВСГАО, 2011г.