Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Спецвыпуск
17.03.2019
1440
Поделиться
Библиографическое описание
Златокрылец, Н. П. Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста / Н. П. Златокрылец, Н. А. Рахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56822/.


В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их формирования в процессе реализации управленческого проекта.

Почти в каждой группе ДОУ есть ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок [1].

По словам Сухомлинского В. А. «одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». Поэтому мы считаем, что одной из задач современного образования, в условиях все большего смещения приоритетов в сторону личностно-ориентированного подхода и индивидуализации, является ориентация на выявление и поддержку одаренных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель — так построить весь образовательно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми. В конечном итоге именно на педагога возложена основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он в большей степени несет ответственность за ее результаты.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблеме профессиональной и личностной подготовки педагогов, специалистов и управленцев образования для работы с одаренными детьми [2]. Сегодня востребованными становятся педагогические кадры, способные создавать условия для построения и реализации воспитанниками собственных индивидуальных образовательных маршрутов, готовые осуществлять его поддержку и сопровождение на любом возрастном этапе и в любой форме.

В результате проведенного мониторинга нами было выявлено, что на сегодняшний день недостаточно систематизирована работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в ДОУ. Были обозначены основные трудности, которые значительно снижают эффективность данной работы: отсутствие инструментария педагогической диагностики для выявления одаренности у детей дошкольного возраста, низкий уровень у педагогов и специалистов мотивационной готовности, творческого потенциала и профессиональной компетентности в вопросах развития задатков, склонностей, способностей дошкольника.

В реальной практике ДОУ остро ощущалась необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу необходимо было включить родителей, социальные институты, широкую общественность.

В связи с этим в ДОУ была создана рабочая группа по разработке проекта организационно-методического сопровождениюпедагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Цель разрабатываемого проекта:охарактеризовать комплекс мероприятий, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Задачи, которые мы ставили перед собой:

− Совместно с рабочей группой педагогов ДОУ разработать и апробировать План организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста внутри ДОУ.

− Оценить степень эффективности комплекса мероприятий, направленных на поддержку педагогов.

Реализация данного проекта будет способствовать созданию системы по развитию общей одаренности у детей дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает целенаправленное обучение педагогов, создание определенных условий для повышения качества воспитательно — образовательного процесса, что является важным условием развития детей.

Этапы работы над проектом.

На подготовительном этапе были определены цели и задачи программы сопровождения, субъекты образовательного процесса, задействованные в программе, функции и содержание работы каждого субъекта программы сопровождения. Разработаны нормативные акты (положения, приказы), подготовлен курс лекций и бесед по проблемам одаренности.

На этапе реализации проекта проводился постоянно действующий семинар «Одаренный ребенок», на котором педагоги активно делились своими наработками по теме, работала творческая группа воспитателей и специалистов. Был апробирован комплекс диагностических методик, построены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей. В результате плодотворной работы активно наполнялся методический портфель по работе с одаренными детьми.

На аналитическом этапе была проведена оценка степени эффективности комплекса мероприятий, направленных на поддержку педагогов, осуществлен контроль эффективности работы специалистов по выявлению и сопровождению одаренных детей, обозначены перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В результате работы над проектом был разработан четкий план организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста; разработан комплекс мероприятий для выявления, поддержки и развития одаренных детей (методический портфель); педагоги выстраивают и успешно реализуют индивидуальные образовательные маршруты одаренных дошкольников;

В нашем детском саду работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Ведь при создании в ДОУ благоприятных условий, ребенок за период дошкольного детства может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

В результате реализации проекта в практике педагогов произошли существенные изменения. В ходе проведения консультаций, семинаров — практикумов, посещения региональных семинаров педагоги усвоили теоретические основы и практические умения технологий работы с одаренными детьми («Сократические странствия», образовательная картография, технология портфолио и др.). В образовательной деятельности успешно прошел адаптацию комплекс диагностических методик интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика одаренности детей) [3]. Повысился уровень индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности. В ДОУ продолжает развиваться система дополнительного образования.

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделила следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. Риск реализации проекта и возможные способы их минимизации представлены в таблице.

Риски

Меры по минимизации рисков

Отсутствие

заинтересованности,

недостаточная

готовность и формальное

отношение

педагогических

работников к реализации

проекта.

 разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов

проекта для всех субъектов образования;

 проведение обучающих семинаров, мастер-

классов, круглых столов для участников рабочих групп;

 индивидуальная работа с педагогами;

 оптимизация процесса выполнения задания

рабочими группами для повышения

заинтересованности в промежуточных и конечных результатах.

Недостаточная

квалификация или

отсутствие узких

специалистов

 повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Отказ партнеров от

сотрудничества

 Привлечение других организаций и партнеров.

Выводы: организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста предполагает:

− Наличие Плана организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.

− Разработка отдельных нормативных актов (положений, инструкций).

− Система методической работы по повышению квалификации педагогических кадров.

− Информационно-методическое сопровождение.

Педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление реализацией проекта в дошкольном учреждении:

− работе с одаренными детьми придается целенаправленность и системность;

− система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;

− реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности;

− реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

План организационно-методического сопровождения педагогов по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.

Мероприятия

Показатель

Срок

Ответственный

1

Разработка локальных нормативных актов (положения, приказы)

Положения, приказы

2

Создание творческой группы из педагогов ДОУ по организации работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

Сформированная творческая группа, утвержденная приказом

3

Разработка творческой группой программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Уточнение критериев одаренности.

Программа

4

Подбор и апробация комплекса диагностических методик.

диагностические методики

5

Первичная диагностика с целью выявления талантливых и одаренных детей.

Результаты

мониторинга

6

Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми, планов — программ по дополнительному образованию.

Планы работы

7

Составление индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ) развития талантливых и одаренных детей.

Индивидуальные образовательные маршруты

8

Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Методические рекомендации

9

Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.

Программы семинаров, протоколы педсоветов

10

Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы.

Положения, приказы об

организации и проведении

мероприятий, мероприятия

11

Функционирование кружков и секций.

Планы работы кружков, журнал посещаемости

12

Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах.

Дипломы,

грамоты

13

Проведение промежуточной диагностики.

Результаты диагностики

14

Корректировка программы сопровождения (ИОМ) одаренных детей в соответствии с выявленными проблемами.

Внесение изменений в программу

15

Итоговая диагностика воспитанников.

Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем.

Результаты диагностики; протокол заседания творческой группы

16

Оценка степени эффективности Плана организационно-методического сопровождения педагогов по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Количество и качество реализованных ИОМ, количество педагогов, работающих с одаренными детьми.

16

Создание методической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Методические разработки

17

Распространение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми. Популяризация профессиональных достижений педагогов в работе с одаренными детьми через средства массовой информации.

Выступления на городских семинарах, статьи в печатных изданиях

18

Построение системы социального партнерства, кооперативных связей с другими субъектами: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество;

Договоры

Литература:

  1. Е. В. Голубничая — Педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4. — С. 977–981.
  2. С. Морозова, О. Ф. Григорьева — Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации // Изд-во КРИПКиПРО, 2012. — С. 45
  3. http://konkurs-rf.ru/catalog/ot-teorii-k-praktike/odarennie-deti-metodiki-viyavleniya-odarennosti
  4. http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
  5. http://net-edu.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.1. 90-94):
Спецвыпуск Спецвыпуск (стр.1-161)
Расположение в файле:
стр. 1стр. Т.1. 90-94стр. 161

Молодой учёный