В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их формирования в процессе реализации управленческого проекта.
Почти в каждой группе ДОУ есть ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок [1].
По словам Сухомлинского В. А. «одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». Поэтому мы считаем, что одной из задач современного образования, в условиях все большего смещения приоритетов в сторону личностно-ориентированного подхода и индивидуализации, является ориентация на выявление и поддержку одаренных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель — так построить весь образовательно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми. В конечном итоге именно на педагога возложена основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он в большей степени несет ответственность за ее результаты.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблеме профессиональной и личностной подготовки педагогов, специалистов и управленцев образования для работы с одаренными детьми [2]. Сегодня востребованными становятся педагогические кадры, способные создавать условия для построения и реализации воспитанниками собственных индивидуальных образовательных маршрутов, готовые осуществлять его поддержку и сопровождение на любом возрастном этапе и в любой форме.
В результате проведенного мониторинга нами было выявлено, что на сегодняшний день недостаточно систематизирована работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в ДОУ. Были обозначены основные трудности, которые значительно снижают эффективность данной работы: отсутствие инструментария педагогической диагностики для выявления одаренности у детей дошкольного возраста, низкий уровень у педагогов и специалистов мотивационной готовности, творческого потенциала и профессиональной компетентности в вопросах развития задатков, склонностей, способностей дошкольника.
В реальной практике ДОУ остро ощущалась необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу необходимо было включить родителей, социальные институты, широкую общественность.
В связи с этим в ДОУ была создана рабочая группа по разработке проекта организационно-методического сопровождениюпедагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Цель разрабатываемого проекта:охарактеризовать комплекс мероприятий, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Задачи, которые мы ставили перед собой:
− Совместно с рабочей группой педагогов ДОУ разработать и апробировать План организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста внутри ДОУ.
− Оценить степень эффективности комплекса мероприятий, направленных на поддержку педагогов.
Реализация данного проекта будет способствовать созданию системы по развитию общей одаренности у детей дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает целенаправленное обучение педагогов, создание определенных условий для повышения качества воспитательно — образовательного процесса, что является важным условием развития детей.
Этапы работы над проектом.
На подготовительном этапе были определены цели и задачи программы сопровождения, субъекты образовательного процесса, задействованные в программе, функции и содержание работы каждого субъекта программы сопровождения. Разработаны нормативные акты (положения, приказы), подготовлен курс лекций и бесед по проблемам одаренности.
На этапе реализации проекта проводился постоянно действующий семинар «Одаренный ребенок», на котором педагоги активно делились своими наработками по теме, работала творческая группа воспитателей и специалистов. Был апробирован комплекс диагностических методик, построены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей. В результате плодотворной работы активно наполнялся методический портфель по работе с одаренными детьми.
На аналитическом этапе была проведена оценка степени эффективности комплекса мероприятий, направленных на поддержку педагогов, осуществлен контроль эффективности работы специалистов по выявлению и сопровождению одаренных детей, обозначены перспективы дальнейшей работы по данной теме.
В результате работы над проектом был разработан четкий план организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста; разработан комплекс мероприятий для выявления, поддержки и развития одаренных детей (методический портфель); педагоги выстраивают и успешно реализуют индивидуальные образовательные маршруты одаренных дошкольников;
В нашем детском саду работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Ведь при создании в ДОУ благоприятных условий, ребенок за период дошкольного детства может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
В результате реализации проекта в практике педагогов произошли существенные изменения. В ходе проведения консультаций, семинаров — практикумов, посещения региональных семинаров педагоги усвоили теоретические основы и практические умения технологий работы с одаренными детьми («Сократические странствия», образовательная картография, технология портфолио и др.). В образовательной деятельности успешно прошел адаптацию комплекс диагностических методик интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика одаренности детей) [3]. Повысился уровень индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности. В ДОУ продолжает развиваться система дополнительного образования.
В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделила следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. Риск реализации проекта и возможные способы их минимизации представлены в таблице.
Риски |
Меры по минимизации рисков |
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта. |
разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; проведение обучающих семинаров, мастер- классов, круглых столов для участников рабочих групп; индивидуальная работа с педагогами; оптимизация процесса выполнения задания рабочими группами для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах. |
Недостаточная квалификация или отсутствие узких специалистов |
повышение квалификации или профессиональная переподготовка |
Отказ партнеров от сотрудничества |
Привлечение других организаций и партнеров. |
Выводы: организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста предполагает:
− Наличие Плана организационно-методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.
− Разработка отдельных нормативных актов (положений, инструкций).
− Система методической работы по повышению квалификации педагогических кадров.
− Информационно-методическое сопровождение.
Педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление реализацией проекта в дошкольном учреждении:
− работе с одаренными детьми придается целенаправленность и системность;
− система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
− реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности;
− реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
План организационно-методического сопровождения педагогов по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.
№ |
Мероприятия |
Показатель |
Срок |
Ответственный |
1 |
Разработка локальных нормативных актов (положения, приказы) |
Положения, приказы |
||
2 |
Создание творческой группы из педагогов ДОУ по организации работы с одаренными детьми дошкольного возраста. |
Сформированная творческая группа, утвержденная приказом |
|
|
3 |
Разработка творческой группой программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Уточнение критериев одаренности. |
Программа |
||
4 |
Подбор и апробация комплекса диагностических методик. |
диагностические методики |
|
|
5 |
Первичная диагностика с целью выявления талантливых и одаренных детей. |
Результаты мониторинга |
|
|
6 |
Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми, планов — программ по дополнительному образованию. |
Планы работы |
|
|
7 |
Составление индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ) развития талантливых и одаренных детей. |
Индивидуальные образовательные маршруты |
|
|
8 |
Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми. |
Методические рекомендации |
||
9 |
Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности. |
Программы семинаров, протоколы педсоветов |
|
|
10 |
Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы. |
Положения, приказы об организации и проведении мероприятий, мероприятия |
|
|
11 |
Функционирование кружков и секций. |
Планы работы кружков, журнал посещаемости |
|
|
12 |
Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах. |
Дипломы, грамоты |
|
|
13 |
Проведение промежуточной диагностики. |
Результаты диагностики |
|
|
14 |
Корректировка программы сопровождения (ИОМ) одаренных детей в соответствии с выявленными проблемами. |
Внесение изменений в программу |
||
15 |
Итоговая диагностика воспитанников. Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем. |
Результаты диагностики; протокол заседания творческой группы |
|
|
16 |
Оценка степени эффективности Плана организационно-методического сопровождения педагогов по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста |
Количество и качество реализованных ИОМ, количество педагогов, работающих с одаренными детьми. |
||
16 |
Создание методической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми. |
Методические разработки |
|
|
17 |
Распространение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми. Популяризация профессиональных достижений педагогов в работе с одаренными детьми через средства массовой информации. |
Выступления на городских семинарах, статьи в печатных изданиях |
|
|
18 |
Построение системы социального партнерства, кооперативных связей с другими субъектами: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество; |
Договоры |
Литература:
- Е. В. Голубничая — Педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4. — С. 977–981.
- С. Морозова, О. Ф. Григорьева — Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации // Изд-во КРИПКиПРО, 2012. — С. 45
- http://konkurs-rf.ru/catalog/ot-teorii-k-praktike/odarennie-deti-metodiki-viyavleniya-odarennosti
- http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
- http://net-edu.ru