Сбережение и укрепление здоровья детей — одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35 % поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания. А за годы обучения в школе их число возрастает в несколько раз, в том числе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в 3 раза. Одной из причин такого печального результата является неправильное питание: безрежимность принятия пищи, еда всухомятку, незнание свойств полезных и вредных продуктов.
Для растущего организма очень важно рациональное питание. Оно обеспечивает поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, возмещает энергетические траты организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию детей, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность.
Для восполнения запасов энергии, роста и развития дети должны правильно питаться. Если в организме ребёнка не хватает того или иного пищевого вещества, то это может проявиться в виде задержки роста, умственного или физического развития, нарушения формирования костного скелета или зубов. Данные проявления недостатка пищевых веществ особенно остро проявляются у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Работа в нашем дошкольном образовательном учреждении с целью реализации программы «Разговор о правильном питании» проходила в несколько этапов.
|
I этап диагностический | ||||
|
Анкетирование родителей. |
Мониторинг подготовки педагогов по данной проблеме. |
Анализ результатов профилактического медицинского осмотра дошкольников |
Смотр имеющегося в группах наглядного и дидактического материала по теме программы. |
Профилактический медицинский осмотр детей |
Мониторинг подготовки педагогов по данной проблеме показал следующее:
— теоретическими основами правильного питания владеют 5 % педагогов, 19 % владеют частично, 76 % — не владеют.
— образовательными здоровье сберегающими технологиями владеют 58 % педагогов, владеют частично — 42 %.
Профилактический медицинский осмотр детей показал следующие результаты: 9 % здоровые дети, 91 % дошкольниковимеют вторую группу здоровья, 9 % дети, имеющие заболевания ЖКТ.
Таким образом, по итогам диагностического этапавыявлен ряд проблем:
— Недостаточное владение воспитателями технологиями работы с детьми по формированию осознанного отношения к питанию;
— Слабые знания педагогами и родителями теоретических основ правильного питания.
— Отсутствие материально-технической базы и необходимого учебно-методического обеспечения;
Педагогическим коллективом определена цель, задачи работы, планирование результатов.
Цель: формирование комплекса условий (нормативных, организационных, материальных, кадровых, информационных, научно-методических) для внедрения и успешной реализации программы «Разговор о правильном питании» в ДОУ.
Задачи:
- Формирование коллектива единомышленников для получения эффективного результата по внедрению и реализации программы в условиях ДОУ;
- Изучение нормативно-правовой базы. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы.
- Мотивация педагогов на формирование педагогических компетенций в области формирования у детей культуры ЗОЖ;
Ожидаемый результат:
Формирование педагогических компетенций воспитателей в области формирования у детей культуры здорового образа жизни:
- Знание педагогами: теоретических основ правильного питания; структуры, цели, задач программы «Разговор о правильном питании».
- Владение способами: включения программы «Разговор о правильном питании» в воспитательный процесс ДОУ; организации работы с детьми и родителями по формированию культуры здорового образа жизни; интеграции содержания программы в образовательный процесс.
Дети и родители:
- Формирование представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- Организация рационального сбалансированного питания в семьях воспитанников;
- Мотивация воспитанников на ЗОЖ;
- Соблюдение режима гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.
II этап организационный
В основу управления деятельностью положены принципы самоуправления и соуправления, что способствовало становлению субъект — субъектных отношений в системе «руководитель — педагог — ребенок — родитель». Привлечение к управлению как можно большего числа педагогов и делегирование им полномочий — стало главной задачей управления. Для решения этой задачи разработаны локальные акты: положения о координационном совете, проектном совете, временном творческом коллективе, проектной группе, о движении наставничества, материальном стимулировании работников ДОУ.
Особенностью работы по внедрению программы «Разговор о правильном питании» в воспитательно-образовательный процесс является то, что для реализации содержания вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому многие функции управления переданы временным творческим коллективам, целевым группам педагогов, отдельным педагогам и определена их роль в решении конкретных задач для обеспечения функционирования ДОУ и реализации программы.
Для управления разработкой и реализацией проекта в ДОУ созданы проектный и координационный советы. Временный творческий коллектив объединил педагогов для разработки методических рекомендаций, показателей социально-эмоционального развития дошкольников, сценариев занятий, тематических недель. Проектная группа объединила воспитателей и специалистов, которые разрабатывают и реализуют индивидуальные педагогические проекты.
III этап внедрения и реализации программы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
|
1. Создание ресурсов | |
|
1.1. Организационное обеспечение |
|
|
1.2. Информационное обеспечение |
|
|
1.3. Кадровое обеспечение реализации |
|
|
1.4. Оценка разработчиков, участников реализации проекта. |
|
|
1.5. Научно-методическое обеспечение |
|
|
1.6. Нормативно-правовое обеспечение |
|
|
1.7. Материально-техническое обеспечение |
|
|
2. Управление проектом | |
| |
IV Этап мониторинг реализации программы: контроль за проведением мероприятий; анализ эффективности мероприятий; анализ полученных результатов; внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

