Управленческое обеспечение реализации программы личностно- профессионального становления педагога (на материале парциальной программы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста)
Автор: Харина Оксана Юрьевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 04.07.2022
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Харина, О. Ю. Управленческое обеспечение реализации программы личностно- профессионального становления педагога (на материале парциальной программы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста) / О. Ю. Харина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7419/ (дата обращения: 22.11.2024).
Дошкольное детство — это важный период жизни ребенка, когда формируются ценностные ориентации у детей и закладываются полярные понятия добро- зло, хорошо –плохо. Если в дошкольном возрасте не заложить эти внутренние ориентиры, то дальше, какой бы активной школа не была, результативность будет низкой. Как сделать так, чтобы дети не были черствыми, умели сопереживать, учились видеть друг друга. Умели стать на позицию как сверстника, так и взрослого. Параллельно напрашивается ответ: если мы не будем воспитывать себя, мы не воспитаем ребенка. Нам взрослым, окружающих ребёнка — будто семья, детский сад, необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять искренность и чистоту своих помыслов и в этом мы должны подавать пример детям.
Встал вопрос, каким образом стать для своих воспитанников идеалом и повысить свой собственный духовный мир. Педагог должен сам обладать высоконравственными личностными качествами. Он должен знать и постигать вечные и истинные ценности, чтобы «питать» ими ребенка. Детский сад — дом, где ребенок проводит столько же времени сколько и в своей семье. Он впитывает дух детского сада, образцы поведения и нормы общения перенимая от своих воспитателей. Поэтому передо мной, как перед руководителем, встала первоочередная задача объединить всех педагогов в единое целое, соединив их одним общим делом, построить на основе доброжелательности и взаимоуважения благоприятную атмосферу в детском саду, где каждый ребенок будет желанный и защищенный. И параллельно с этим зародить духовность в своих сердцах, жить как бы единым дыханием, ощущением высоты и святости педагогической деятельности. Остается вопрос как это сделать? Ведь это может сделать только подготовленный педагог. Во-первых, это должен быть человек, погруженный в ценностный мир православной культуры. Во — вторых, это должен быть высококвалифицированный специалист, который даст ребенку не только познание окружающей действительности и передачу информации, но и заставит ребенка чувствовать, сможет пробудить в нем это нравственное чувствование, затронуть его глубинные основы чувства, достучаться до глубин его маленького сердечка и неокрепшей души. Вот в этом и заключается вся сложность для педагога в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Педагог не обладает в совершенстве профессиональными навыками и умениями в области духовно-нравственного воспитания, так как в советское время в программах ВУЗов по профессиональной подготовке студентов — будущих педагогов не было дисциплин основанных на православной культуре. И наше исследование подтвердило, что только 33 % педагогов «уверены» в своей компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Следовательно, появляется необходимость в разработке программы личностно-профессионального становления педагога в области духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста на основе традиций православной культуры (далее — Программа) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В связи с этим была поставлена цель — создать условия, обеспечивающие реализацию Программы и формирование коллектива единомышленников.
Реализация Программы проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 70 «Ладушки» г. Волжского Волгоградской области» в процессе разработки и введения парциальной программы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста в образовательную программу ДОУ, активного включения педагогов в инновационную деятельность, так как для дошкольных учреждений православный компонент остается инновацией.
На предварительном этапе исследования было обследовано 24 педагога ДОУ и выявлено, что их профессиональный уровень в вопросах духовно-нравственного воспитания остается не высоким. Это стало предметом обсуждения на педагогическом совете ДОУ.
Учитывая все образовательные потребности и затруднения педагогов, инициативной группой были включены в Программу взаимосвязанные этапы: диагностический, практический, аналитический.
На диагностическом этапе определили проблемы:
— нет четкого понимания, на каком возрастном этапе формируются определенные добродетельные качества у ребенка;
— каким содержанием православной культуры наполнить предметно- пространственную среду группы;
— обладают недостаточными знаниями о проблемах воспитания, основанных на ценностях христианско-православного мировоззрения;
— не сформирована воспитательная позиция педагогов на основе ценностей православной культуры.
На практическом этапе возникла необходимость ответить на ряд вопросов:
— на каком понятийном аппарате должна строиться система духовно- нравственного воспитания;
— что включает в себя понятие «православная культура» и какое содержание православной культуры будет включено в систему духовно- нравственного воспитания дошкольников;
— какие условия необходимы для построения системы духовно-нравственного воспитания в детском саду;
— какое программно-методическое обеспечение будет использоваться в педагогической практике.
Изучение теоретических источников, опыта работы других детских садов, тесное сотрудничество с Волгоградской академией последипломного образования позволили найти ответы на поставленные вопросы. В частности, в чем различие содержания религиозного воспитания и просвещения по вопросам православной культуры. Первое предполагает внедрение в сознание воспитанника религиозной идеологии и богопослушного поведения, а второе обеспечивает приобщение детей дошкольного возраста к традициям православной культуры и бережного отношения к ним. То есть, работа по просвещению детей в вопросах православной культуры носит светский характер, а не воцерковляет детей, и дает им только знания о православной культуре. А также, изучение нормативно — правовой базы, регулирующей вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста на федеральном, региональном уровнях, подтвердило действия дошкольного образовательного учреждения в рамках правового поля.
Инициативная группа, разработавшая Программу, была направлена на обучение по дополнительной программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста на основе традиций православной культуры». Обучение проводили преподаватели Волгоградской академии последипломного образования.
Инициативная группа, в которую вошли старший воспитатель, музыкальные руководители и воспитатели двух возрастных групп, стала нарабатывать учебно-методический материал, осваивать новые технологии и транслировать свой практический опыт работы среди коллег и родителей детского сада. Педагоги, работающие в инновационном режиме, стали иметь свои преимущества:
— повысился уровень профессионального мастерства (присвоение педагогам высшей квалификационной категории);
— вызван интерес среди родителей (в приоритете группы, работающее в инновационном режиме);
— повысился авторитет среди коллег (диссимиляция опыта);
— материальное поощрение (увеличение выплат стимулирующего характера).
Таким образом, число желающих работать по парциальной программе духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста возрастало и назрела необходимость организации курсовой подготовки на базе детского сада для всего педагогического коллектива по теме: «Духовно-нравственное развитие дошкольника», что позволило сформировать информационную готовность к работе. При курсовой подготовке учитывались индивидуальные маршруты профессионального роста педагогов.
После проведения курсовой подготовки на педагогическом совете было принято решение ввести парциальную программу в основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения в части, формируемой участниками образовательных отношений.
С 2011 года приоритетным направлением работы ДОУ стало духовно-нравственное воспитание детей, в которую были включены все возрастные группы и весь педагогический коллектив.
С целью реализации Программы личностно-профессионального становления педагога использовались такие формы методической работы как, теоретические семинары, деловые игры, практикумы, работа инициативных групп, методический совет, встречи с батюшкой, специалистом владеющим данным знанием для формирования правильного понимания вопросов духовно- нравственной проблематики, проведение конкурсов профессионального мастерства, обобщение и трансляция передового педагогического опыта на городском и областном уровнях, публикации.
В ходе личностно профессионального становления педагога определились группы педагогов, характеризующиеся разным уровнем компетентности и мотивации участия в инновационной деятельности: начинающий педагог, педагог-«стажер», педагог-«практик», педагог-«технолог», педагог-«мастер».
Каждый условный статус характеризуется с трех позиций:
— уровень мотивации педагогов;
— знания;
— умения.
У каждого воспитателя на различных этапах профессионального роста свои цели деятельности и ролевые позиции.
На первых этапах актуальной формой управления было педагогическое и административное воздействие, мотивация личностного и профессионального роста педагогов с начинающим педагогом и педагогом стажером.
«Начинающий педагог» и Педагог-«Стажер»:
— Методический диалог (индивидуально-консультативная помощь)
— Создание пар взаимодействия с опытными педагогами
— Практическое знакомство с современными технологиями, обсуждение, анализ
Педагог-«Практик» и Педагог-«Технолог»:
— Обновление и пополнение знаний в области духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста на основе традиций православной культуры, в соответствии с ФГОС ДО
— Самоанализ и проектирование своей педагогической деятельности
— Подготовка и проведение открытых занятий
— Самостоятельное изучение литературы
— Трансформация полученных знаний в практику своей работы
— Совместный анализ.
Для более компетентных и мотивированных педагогов (Педагог-мастер) управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия, морального и материального поощрения творчески работающих педагогов.
Педагог-«Мастер»:
— Обсуждение проблемных ситуаций, выработка общего мнения
— Отработка профессиональных навыков в составлении педагогического проекта в рамках программы «Православный календарь дошкольника»
— Наставничество
— Транслирование ППО
Исследование подтвердило,что в результате проведенной работы уровень сформированности компетентности педагогов в области духовно-нравственного воспитания изменился: повысилась мотивация к инновационной деятельности, педагоги познали основы православной культуры, сформирована воспитательная позиция педагога, базирующаяся на ценностях православной культуры, разработаны методические рекомендации по наполнению содержания парциальной программы, собраны медиатетради (CD-диски).
По окончании реализации Программы коллектив включился в инновационную деятельность, и с 2015 г. ДОУ стало соисполнителем региональной инновационной площадки по реализации Инновационного проекта Волгоградской академии последипломного образования Программы духовно- нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Дальнейшая, последовательная, систематическая работа в инновационном режиме позволит:
— повысить эффективность управленческой деятельности, качество организации образовательного процесса;
— ускорить профессиональный рост развития педагогов;
— создать положительный имидж ДОУ.
Литература:
- Затямина Т. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания от 3 и до 7 лет. Издание 2-е, дополненное и переработанное. /Т. А. Затямина — Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2018–28с.
- Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013г.
- Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3 //сборник научных статей и тезисов/ Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2012.
- Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.
- Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2009
- Яковлева Г. В. Условия эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.12, № 5, 2010.