В условиях демократических преобразований, интеграции и глобализации общественных процессов идет становление новой системы российского образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В соответствии с Национальной доктриной образования до 2025 года, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также Моделью российского образования для инновационной экономики на период до 2020 года перемены в образовании призваны обеспечить обновление общества в целом. В этой связи очевидно, что школьное образование должно отвечать целям опережающего развития, обеспечивая качественную подготовку выпускников, владеющих современными обобщенными знаниями, умениями и навыками.
Решение данной задачи представляется возможным в результате построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности, позволяющей наиболее полно и своевременно обеспечить становление операционно-деятельностных, рефлексивных и интеллектуальных механизмов школьников. Такая деятельность осуществляется в практике суворовского военного училища членами Научного общества суворовцев. Но с 2015/2016 учебного года в рамках реализации образовательной программы основного общего образования учебно-исследовательская деятельность обязательна для всех суворовцев, обучающихся по ФГОС.
В связи с этим выявлен ряд противоречий, касающихся системного и целенаправленного осуществления учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе на уровне основного общего образования:
− между потребностью училища в педагогах с высоким уровнем владения современными образовательными технологиями и реальным состоянием их деятельности по самообразованию;
− между организацией самообразования в училище и недостаточной её ориентацией на переподготовку педагогов в связи с введением ФГОС ООО;
− между объективной значимостью учебно-исследовательской деятельности и недостаточным уровнем мотивации педагогов училища к овладению технологией учебного исследования.
Необходимость разрешения указанных противоречий определил актуальность проблемы спецкурса «Технология учебного исследования», которая заключается в поиске путей повышения эффективности обучения суворовцев на основе развития учебно-исследовательской деятельности, ориентированной на формирование качественных новообразований. Решение поставленной проблемы стало возможным путем разработки и реализации дидактической модели формирования учебно-исследовательской компетентности суворовцев 1-го учебного курса на основе интегративно-личностного подхода. Модель призвана обеспечить развитие рефлексии исследовательской деятельности, теоретического мышления и исследовательской направленности личности.
Таким образом, целью спецкурса явилось оказание педагогам училища информационной и педагогической помощи в разработке этой дидактической модели (дидактического пособия)[1].
В качестве задач спецкурса выступили:
− создание психолого-педагогических условий для активного освоения педагогами технологии учебного исследования;
− определение единого подхода к учебно-исследовательской деятельности суворовцев 1-го учебного курса;
− формирование профессиональной компетентности педагогов в проектировании целостного дидактического процесса.
Спецкурс состоит из 5 тематических разделов (модулей), рассчитан на 7 семинарских занятий[2] (совместная работа группы) и 21 час самостоятельной проектировочной деятельности педагогов.
Для достижения поставленных целей и задач была определена методологическая стратегия как совокупность следующих принципов организации деятельности педагогов:
- Принцип самоорганизации предполагает способность педагога организовать свою деятельность самостоятельно (планировать цель, содержание, этапы работы над дидактическим пособием и проектом урока), критично оценивать результаты своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность способна саморазвиваться посредством новых структур сознания: критичности, мотивированности, рефлексии и т. д.
- Принцип сотрудничества руководителя спецкурса и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов над продуктом, в результате которой педагог приобретает новое умение/ новый навык.
- Принцип продуктивности деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение педагога, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе работы над продуктом происходит развитие исследовательских способностей, теоретического мышления и исследовательской направленности личности каждого педагога.
- Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Разрабатывая дидактическое пособие, педагог проектирует собственную предметную деятельность и анализирует её последствия. Этот принцип заключается и в том, что педагог видит структуру организации исследовательской деятельности своих учеников, конструирует ее в соответствии с общими целями и программами образовательного учреждения, осознает и усваивает принятые способы деятельности.
Оценка приобретенных педагогами умений и навыков по планированию и организации учебно-исследовательской деятельности суворовцев производится через рецензирование их дидактических пособий и проектов уроков руководителем спецкурса. Вопросы, обсуждаемые на семинарах, позволяют преподавателям выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей готовности к организации учебно-исследовательской деятельности суворовцев.
При работе над каждым модулем деятельность педагога носит продуктивный характер. Этот факт определяет поэтапные цели, позволяющие выходить на качественно новый уровень решения педагогических задач (таблица 1).
Воплощение дидактической модели, разработанной накануне 2015–2016 учебного года, проходит успешно: и разработка рабочих программ внеурочной деятельности, в рамках которых она (модель) реализуется, и организация занятий не вызвали у преподавателей дополнительных затруднений, т. к. до начала работы по ФГОС педагоги четко осознали свои стратегические и тактические задачи, организованно и спокойно приступили к их решению.
Эффективность созданной модели доказали и итоги первого цикла (реализация рабочих программ рассчитана на одно полугодие): уровень сформированности исследовательской компетентности суворовцев 5-ых классов в основном соответствует базовому (5А — 55 %, 5Б — 50 %, 5В — 55 %, 5Г — 70 %); повышенный уровень показали суворовцы 5А — 39 %, 5Б — 45 %, 5В — 40 %, 5Г — 25 %; высокий — 4 суворовца (5 %).
Таблица 1
Учебный план спецкурса «Технология учебного исследования»
№модуля |
Наименование тематического раздела (модуля) |
Количество часов |
Объект контроля |
Цель |
Задачи |
Планируемые результаты |
|
Совместная работа группы |
Самостоятельная работа педагогов |
||||||
|
Иерархическая структура учебных целей |
1 |
1 |
Визитная карточка участника спецкурса в соответствии со структурой исследования |
Актуализация опыта исследовательской деятельности педагогов |
Провести диагностику уровня владения исследовательской технологией преподавателями; определить проблемы преподавателей по организации исследовательской работы суворовцев. |
Знания: уровни учебных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), основные модели обучения (пассивное обучение, активное обучение, интерактивное обучение), подходы к обучению (знаниевый, задачный, деятельностный), структура учебного исследования. Умения: различать уровни учебных целей, составлять алгоритм учебных задач (от простейших до наиболее сложных), определять подход к обучению в зависимости от цели занятия, формулировать цель участия в спецкурсе (на основе анализа опыта своей исследовательской деятельности). |
|
Методологические основы учебного исследования |
3 |
11 |
Дидактическое пособие по организации исследовательской работы суворовцев 5-ых классов[3] |
Разработка дидактических пособий по организации исследовательской работы суворовцев 5-ых классов в рамках внеурочной деятельности по всем дисциплинам, входящим в учебный план. |
Повышать у педагогов уровень владения технологией исследовательской деятельности; формировать профессиональную компетентность в проектировании целостного дидактического процесса. |
Знания: понятия объект исследования, предмет исследования,проблема исследования, актуальность исследования, гипотеза исследования, цель и задачи исследования, метод исследования, ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Умения: формировать у суворовцев мотивацию к участию в исследовательской деятельности через текст-обращение; делать подборку материалов из разных источников, побуждающих суворовцев к выбору темы исследования; оформлять список литературы; определять несколько стратегий (методов) проведения исследования по одной теме; разрабатывать систему упражнений на осознанное использование понятий объект, предмет, тема, проблема, актуальность, гипотеза, цель, задача, метод исследования; разрабатывать рекомендации по систематизации накопленного материала для описания основного этапа исследования. |
|
Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности |
1 |
2 |
Рекомендации по подготовке к защите исследовательской работы |
Разработка рекомендаций по подготовке к защите исследовательской работы. |
Формировать профессиональную компетентность педагогов в разработке рекомендаций для суворовцев. |
Знания: план подготовки учащегося к публичной защите исследовательской работы, структура доклада для защиты исследовательской работы, структура и содержание визуального подкрепления результатов исследовательской работы. Умения: разъяснять способы представления полученной в ходе исследования информации, тактику доказательства научной ценности или практической значимости тех или иных положений исследования путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых норм и критериев. |
|
Педагогическая рефлексия |
1 |
2 |
Рецензия на пособие, разработанное коллегой |
Обеспечение согласованности организации учебно-исследовательской деятельности в одной роте (параллели). |
Сформулировать полученный результат; определить цели дальнейшей работы, скорректировать совместные действия преподавателей по организации учебно-исследовательской деятельности в одной роте (параллели). |
Знания: понятия рефлексия,цель, способы, результат деятельности. Умения: выявлять и осознавать основные компоненты деятельности (цель, способы, проблемы, пути решения проблем, полученные результаты); оценивать эффективность своей деятельности для развития личности ученика; проявлять готовность к пересмотру своих действий. |
|
Формирование исследовательской культуры суворовцев на уроке |
1 |
5 |
Конспект урока-исследования в форме технологической карты2 |
Разработка проекта урока-исследования в форме технологической карты. |
Познакомить преподавателей с формой и структурой технологической карты урока; повышать у педагогов уровень владения технологией исследовательской деятельности; формировать профессиональную компетентность в проектировании целостного дидактического процесса. |
Знания: понятия структура урока-исследования, технологическая карта; поэтапные действия по формированию исследовательской культуры учащихся пятых классов. Умения: проектировать свою деятельность посредством перехода от поурочного планирования к разработке технологической карты; разрабатывать систему упражнений на формирование у суворовцев исследовательских знаний и умений. |
Динамика будет видна в конце второго полугодия, но мы не сомневаемся в том, что она будет положительной.
В настоящее время развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности» продолжается — создается дидактическая модель для следующего учебного года. Содержательно она незначительно отличается от той, что разработана годом ранее. Но эффективность ее реализации зависит уже от других преподавателей. Время покажет…
Литература:
- Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. — Москва: 5 за знания, 2008.
- Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 4. — С. 18–23.
- Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст А. С. Обухов. — Москва: Прометей МПГУ, 2006.
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 1. — С. 22–32.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. — Москва: Генезис, 2005.
[1] Реализация данной модели начиналась с 2015/2016 учебного года в рамках внеурочной деятельности.
[2] Каждый семинар рассчитан на 1 учебный час (45 минут).
[3] Данный продукт деятельности педагога является одновременно объектом контроля на указанном тематическом занятии и на спецкурсе в целом.