Вопрос становления, формирования и развития психолого-педагогических компетенций у родителей является актуальным в нашем современном мире. Ведь именно родители несут первоочередную ответственность за воспитание собственных детей: «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [3].
По результатам первичной диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста, результаты который мы представили в статье «Психолого-педагогические компетенции родителей, термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста» [2] мы сделали вывод, что родители в основном имеют средний уровень развития психолого-педагогических компетенций, но также необходимо обратить внимание, что достаточно большое количество родителей имеет низкий уровень сформированности данных компетенций, а высокий уровень практически отсутствует.
А на основе изучении потребности в обучающей программе, желании принять участие и форме проведения программы [2], мы сделали вывод, что современные родители интересуются вопросом воспитания детей дошкольного возраста и готовы принимать участие в специальных программах для родителей, но в дистанционном формате с применением таких новых форм работы как: короткие видео и вебинары с дополнительными текстовыми материалами.
В рамках педагогического эксперимента была разработана дистанционная программа «Прокачай себя и стань родителем сотого уровня» направленная на формирование психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста в игровой форме. Программа была направлена не только на формирование данной компетенций, но и на развитие эмоционального интеллекта у самих родителей. Нам было предположено, что книги, курсы и советы по воспитанию детей не будут работать без базового понимания своих эмоций. Данная форма была выбрана не случайно, это было сделано для, чтобы родители не заскучали во время программы и у них не пропало желание учиться чему-то новому.
Цель программы: содействовать процессу формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта у родителей, с применением игровой формы подачи информации.
Задачи программы:
В области когнитивного компонента:
− содействовать в повышении уровня знаний родителей по теме детской психологи и педагогики или актуализировать знания, которые были получены ранее;
В области функционального компонента:
− способствовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации различных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;
− способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной развивающей помощи по разным направлениям личностного развития;
− способствовать формированию способов бесконфликтного взаимодействия;
В области мотивационного компонента:
− содействовать развитию интереса родителей к грамотному семейному воспитанию, созданию развивающей среды и изучению личности ребенка;
− способствовать формированию ответственности за результат воспитания;
− способствовать становлению устойчивого понимания в необходимости повышения своей психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания ребенка.
В области личностного компонента:
− способствовать формированию осознанного родительства;
− содействовать проявлению интереса к оценке родителями своих достижений в вопросах воспитания ребенка;
− обогатить опыт анализа своего влияния на личностное развитие ребенка дошкольного возраста.
В области развития эмоционального интеллекта у родителей:
− содействовать проявлению интереса к личностному саморазвитию в области эмоционального интеллекта;
− способствовать развитию эмоционального интеллекта у родителей.
Программа была построена согласно со следующим принципами: научности, доступности, диалогичности,вовлеченности, актуальности
Программа была спроектирована согласно компонентной структурой психолого-педагогической компетенции родителей [2]. И включала в себя все четыре компонента психолого-педагогических компетенций: когнитивный, функциональный, мотивационный, личностный.
Когнитивный компонент — знания индивида, которые необходимы ему для выполнения целевой деятельности. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Знаю». [1, с. 73]. Является информационной компетенцией, включает в себя определенный объем знаний по основам психологии, педагогике и воспитанию детей дошкольного возраста. Для данного компонента мы подобрали следующие темы:
Тема 1. Особенности развития психики детей дошкольного возраста; развитие творческого воображения; развитие наглядно образного-мышления; развитие внимания; развитие памяти; формирование правильной речи; формирование самосознания; развитие через игру; развитие эмоционально волевой сферы Особое внимание было уделено развитию эмоционального интеллекта ребенка.
Тема 2. Стили воспитания: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный, хаотический, попустительский.
Тема 3. Кризисы возрастного развития ребенка дошкольного возраст: кризис трех лет; кризис семи лет.
Тема 4. Воспитания ребенка дошкольного возраста. В данной теме рассматриваются основные методы и подходы к воспитанию детей дошкольного возраста: рассказ, разъяснение, беседа, пример, упражнения, поощрение, наказание как методы воспитания детей дошкольного возраста;
Тема 5. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.
Функциональный компонент — умение и навык применить полученные знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, и определяется глаголом «Умею». Представляет собой коммуникативную и технологическую компетенции. Где коммуникативная компетенция представляет собой способность родителей вести бесконфликтное общение с ребенком. А технологическая проявляется в освоении способов организации взаимодействия с ребенком в процессе решения воспитательных задач. Для данного компонента мы выбрали следующие темы для рассмотрения:
Тема 1. Организация деятельности ребенка дома.
Тема 2. Совместные игры с ребенком.
Тема 3. Развиваем память, внимание, мышление, воображение;
Тема 4. Развиваем эмоциональный интеллект;
Тема 5. «О чём думает ребенок?» — разбор ситуаций, с которыми может столкнуться каждый родитель, как способ взглянуть на мир глазами ребенка;
Мотивационный компонент — отражающий осознанную готовность, желание и стремление индивида для выполнения своей целевой деятельности. Этот компонент выражается глаголом «Хочу». Этот компонент представлен мотивационной компетенцией, которая отражает наличие у родителей социальных и субъективных мотивов в вопросе повышения свой психолого-педагогической компетенции для воспитания и развития ребенка. Для данного компонента мы выделили для рассмотрения следующие темы:
Тема 1. «Родителями не рождаются, родителями становятся» — зачем родителям знать основы детской психологии и педагогики.
Тема 2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка;
Тема 3. Перспектива развития моего ребенка. Что ждет его в будущем и как я могу повлиять на это сегодня.
И личностный компонент, который отражает психологические, физические и другие персональные качества индивида в аспекте его готовности осуществлять тот или иной вид деятельности [1, с. 74]. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Могу». Так же проявляется в осознании родителей огромного значения саморазвития и совершенствования в вопросах личностного роста в вопросах воспитании детей. И представляет собой аналитическую компетенцию, или по-другому — рефлексивная, которая выражается в способности родителей анализировать свои уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты. В данном разделе мы рассматриваем следующие темы:
Тема 1. «Достаточно хороший» родитель — как не бояться допускать ошибок;
Тема 2. «Воспитываю себя — воспитываю ребенка»;
Тема 3. «Детский психолог» — помощник для родителей.
Отдельно необходимо рассмотреть блок, который направлен на развитие эмоционального интеллекта у самих родителей, который в свою очередь помогает формированию когнитивного компонента психолого-педагогических компетенций и может оказать влияние на мотивационный и личностный компоненты. По данному направлению нами было предложено рассмотреть следующие темы такие темы как: «Эмоциональный интеллект», «Базовые эмоции» «Азбука человеческих эмоций», «Социальная восприимчивость», «Развитие эмпатии» и другие.
Программа была спроектирована таким образом, чтобы часть заданий дополняли друг друга. Как пример рассмотрим один день проведения программы. В этот день было размещено четыре задания. Задание № 26 «Эмпатия» было направлено на развитие эмоционального интеллекта у родителей. Задание № 27 «Прочитать» представляло собой статью на тему развития памяти у дошкольников, которое было направлено на формирование когнитивного компонента. Задание № 28 «Поиграем», состояло в том, чтобы сами родители потренировали свою память, что в свою очередь способствовало формированию функционального компонента. А задание № 29 «Копилочка идей», где были представлены некоторые игры на развитие памяти дошкольников, которые родители могли сразу приметь, оказывала косвенное действие по формированию мотивационного и личностного компонента. Таким образом задания одного дня включал в себя все компоненты психолого-педагогических компетенций.
Программа была рассчитана на семнадцать дней интенсивного игрового обучения, на прохождение ежедневных заданий родителям требовалось уделять примерно 20–30 минут личного времени.
Так же был разработан механизм участия и мониторинга выполнения заданий игры. Для участия в игре необходимо направить запрос на подписку в специально созданный аккаунт в сети инстаграм. После подтверждения подписки, участнику открывается доступ к заданиям, которые ежедневно размещаются в профиле данного аккаунта. За выполнение каждого задания участник получал определенное количество баллов, в сумме необходимо было набрать сто баллов. Метод отслеживания выполнения заданий был простой, как только задание было выполнено каждому участнику необходимо было написать в комментариях «готово» или высказать свое мнение по какому-либо вопросу, если это было предусмотрено в задании.
Так же была разработана система поощрения. Каждый участник программы получал набор дополнительных материалов по развитию основных психических функций: память, внимание, воображение и др. А также список бесплатных электронных ресурсов для самостоятельного изучения и список рекомендованной литературы с указанием ссылок, где данные книги можно было приобрести или бесплатно скачать.
Литература:
- Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / Под ред. Доктора пед. Нак, профессора И. Д. Рудинского. — 2-е изд., испр. — М: Горячая линия — Телеком, 2019. — 240 с. с ил.
- Офат, И. В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / И. В. Офат — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С.. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5360/ (дата обращения: 05.06.2020)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.