Интерес к проблемам семьи проявляется как в практической, так и в научно-исследовательской сферах. Исследования психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся, отражает понимание сущности родительства, как интегрального и динамического образования личности — это дает возможность проанализировать особенности детско-родительских отношений.
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «компетентный» — это специалист, который обладает знаниями, осведомленностью, авторитетностью в какой-либо области. Также существуют и другие определения этого понятия. Компетентность — это такая мера соответствия знаний, умений, опыта, при которых выполняются разного уровня сложности задачи и решаются проблемы. Такие качества как, деятельность, сотрудничество, способность работать в команде, коммуникативность, обучаемость, способность рассуждать логически, уметь адекватно оценивать, отбирать и анализировать информацию, являются составляющими этого понятия.
Как свидетельствует теоретический анализ, психолого-педагогическая компетентность — это интегральная характеристика уровня профессиональной подготовленности родителей, основанная на психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами.
Рассмотрим основные компоненты психолого-педагогической компетентности родителей. Родительство как феномен, рассматривается в виде сложной структуры, состоящей из ценностных ориентаций, родительских чувств, установок, ожиданий, модели семейного воспитания. В современной семье родительство в значительной степени определяется рядом факторов, которые обусловлены целями, мировоззрением, ценностями. Отсюда следует вывод, что при работе с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения, следует опираться именно на педагогический потенциал семьи и индивидуальные особенности личности [Кабанченко 2017].
Мо мнению Р. В. Овчаровой, структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих:
- Когнитивная компетентность. Ценностно-смысловые ориентации. Сфера знаний родителей, поиска, восприятия и отбора информации.
- Эмоциональная компетентность. Выражается в способности к прочным эмоциональным связям с ребенком, проявлению эмпатии, включает общую эмоциональную атмосферу, эмоциональный фон семьи, способы эмоциональных отношений и взаимодействия.
- Поведенческая компетентность. Способность родителей выстраивать такую линию поведения, при которой готовы проявлять гибкость в ситуации воспитания, последовательность требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия.
Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии отца и матери, предполагает осознание духовного единства супругов по отношению к своим детям.
В контексте психологической службы образования содержание методов диагностики определяется через систему показателей семейных взаимоотношений:
− Показатели стиля взаимоотношений в семье;
− Показатели стратегии воспитания в семье, осуществляемого родителями;
− Показатели сформированности и актуализации родительской позиции;
− Показатели психологической (личностно — эмоциональной) стабильности родителей.
Теоретический анализ исследований показывает, что наиболее значительные нарушения развития личности (депривация развития важных сфер личности, искаженное формирование мотивации, характера, самосознания) происходят у ребёнка, воспитывающегося в дисфункциональной семье с нарушенными воспитательными стратегиями, с дефицитом принятия и заботы и особенно в условиях отвергающего поведения матери [Варга 2017, Эйдемиллер, Юстиц-кис 2008].
Успешность воспитательного влияния зависит от следующих факторов:
− время реагирования родителей. Как признание, так и наказание результативны в том случае, когда родители реагируют немедленно;
− последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, в ответ на которые дети реагируют положительно в том случае, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели;
− эмоциональное принятие между родителями и ребенком. Родительское одобрение или порицание будет иметь результативность, в том случае, если родители вызывают уважение;
− баланс одобрений и наказаний. Требования не должны превышать поощрений;
− последовательное проведение воспитательных мер.
На основе вышесказанного, в условиях психолого-педагогического сопровождения в образовании, были изучены и апробированы методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. Использовались следующие методы:
− наблюдение;
− беседа;
− опрос, анкетирование;
− сбор психологического анамнеза: информация о семье, окружение;
− психобиографический анамнез: сбор информации о ситуации развития;
Перечень психодиагностических методик, использующихся в контексте психолого-педагогического сопровождения:
− Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО).
− Опросник родительских установок PARI. Данная методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
− Семейная социограмма Эйдемиллера Э. Г., Юсискис В., позволяет выявить характер коммуникаций в семье.
− Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкис, позволяющий выявить тип дисгармоничного семейного воспитания, провоцирующий отклонения в развитии личности детей и подростков.
− Опросник К.Томаса на поведение в конфликтной ситуации.
− Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
− Проективная методика «Рисунок семьи». Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений.
− 16-факторный опросник Р.Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности родителя.
− Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, для изучения особенностей родительской позиции и стиля семейного воспитания.
На базе спортивного лицея проводился эксперимент, цель которого состояла в создании средств формирования психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. С помощью методов диагностики осуществлялось исследование психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе групповой работы проводились беседа, наблюдение, была разработана анкета — опросник, для исследования уровня компетентности родителей, на основе показателей: удовлетворенность и неудовлетворенность учебной успеваемостью, личными качествами и социальными контактами. Были выявлены высокие результаты удовлетворенностью социальными контактами обучающихся и высокие результаты неудовлетворенностью личными качествами. С помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис исследовали тип родительского воспитания. Данное исследование выявило высокий результат доминирующей гиперпротекции, что говорит о высоком количестве требований, ограничивающих свободу и самостоятельность обучающихся.
Таблица 1
Анкета-опросник для исследования уровня компетентности родителей на основе показателей: удовлетворенность инеудовлетворенность
Удовлетворенность |
|||
Учебная успеваемость |
Личные качества |
Социальные контакты |
|
Кол-во человек в % |
26 % |
36 % |
38 % |
Не удовлетворенность |
|||
36 % |
40 % |
24 % |
|
Таблица 2
Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис.
Тип воспитания |
Кол-во ответов в% |
Потворствующая гиперпротекция |
18 % |
Доминирующая гиперпротекция |
35 % |
Повышенная моральная ответственность |
18 % |
Эмоциональное отвержение |
23,5 % |
Жестокое обращение |
- |
Гипопротекция |
5,5 % |
В проведенном нами исследовании сформированность психологической компетентности родителей на начальном этапе показывала средний уровень (85 % родителей), о чем свидетельствовали повышенные требования по учебной успеваемости несоизмеримые с возможностями обучаемых, а так же гиперопека. В ходе эксперимента, при использовании методов работы с родителями, актуализировался собственный детский опыт, проживались негативные чувства, детские обиды, осуществлялся поиск внутренних ресурсов. На групповых занятиях родители формировали навыки принятия себя и своего ребенка, эффективной коммуникации разрешения трудных ситуаций, изучали методы разрешения конфликта и установления отношений сотрудничества.
Для анализа эффективности разработанных средств формирования психолого-педагогической компетентности проводилась повторная психодиагностика. Результат диагностики показал, что у 67 % родителей стиль воспитания относится к демократическому, что свидетельствует о сотрудничестве между родителями и обучаемыми, поощрении их самостоятельности.
Таким образом, анализ диагностики родителей, дает основание для формирования психолого-педагогической компетентности, а именно создание следующих условий:
− психологически комфортную атмосферу общения;
− самостоятельное обучение, ведение просветительской деятельности;
− ответственность и активность родителей;
− положительная домашняя среда;
− психолого-педагогическое сопровождение.
Благодаря сформированной психолого-педагогической компетентности, родители способны признавать потенциальные возможности ребенка, принимать его индивидуальные стороны личности, способствовать его автономности.
Литература:
- Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.
- Акутина С. П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей // Вестник университета Российской академии образования. — 2009. — № 2. С. 125–126.
- Буторина А. Н., Кузнецова О. Е., Маракушина И. Г Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка// Человек и образование, Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГБНУ ИПООВ РАО). — 2014. — № 39. — С.152–156.
- Варга А. Я. Системная психотерапия супружеских пар/ А. Я. Варга. — М.: Изд-во Когито, 2017–242с.
- Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук/А. Я. Варга. М.,1986–206 с.
- Горлова Е. Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию// Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование. Издательство: Российский государственный гуманитарный университет (Москва). — 2010. — № 17(60). С.214–224.
- Долгополова А. В., Черкасова О. В. Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. С. 106–112.
- Долджин К, Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста возраста/– Спб.: Изд-во Питер, 2011–816с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи/ В. Н. Дружинин. — Спб.: Изд-во Питер, 2005–176с.
- Кабанченко Е. А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43–47. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/iii/15996
- Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал www.sisp.nkras.ru), Modern Research of Social Problems, 2015. — № 4(48). — С.102–112.
- Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы /Эйдос: интернет-журнал. — 2010. — № 9. — С.25.
- Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ, 2013. — № 2. — С.93–98.
- Овчарова, Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Изд-во Академия, 2005. — 368 с.
- Синягина Н. Ю. Психолого-педагогичесая коррекция детско-родительских отношений//Москва:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 95с.
- Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: дис. … канд. пед. наук / Т. И. Сытько. — Москва, 2014. — 213с.
- Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. К проблеме родительской компетентности в русле современного детства// Научный журнал «Содружество». — 2017. — № 14. — С.22–24.
- Эйдемиллер Э. Г., Юцтискис В. В. Психология и психотерапия семьи/ Эйдемиллер Э. Г., Юцтискис В. В. — Спб.: Изд-во Питер, 2008–672с.