Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 5717 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Д. Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся / Д. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58841/ (дата обращения: 22.12.2024).



Интерес к проблемам семьи проявляется как в практической, так и в научно-исследовательской сферах. Исследования психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся, отражает понимание сущности родительства, как интегрального и динамического образования личности — это дает возможность проанализировать особенности детско-родительских отношений.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «компетентный» — это специалист, который обладает знаниями, осведомленностью, авторитетностью в какой-либо области. Также существуют и другие определения этого понятия. Компетентность — это такая мера соответствия знаний, умений, опыта, при которых выполняются разного уровня сложности задачи и решаются проблемы. Такие качества как, деятельность, сотрудничество, способность работать в команде, коммуникативность, обучаемость, способность рассуждать логически, уметь адекватно оценивать, отбирать и анализировать информацию, являются составляющими этого понятия.

Как свидетельствует теоретический анализ, психолого-педагогическая компетентность — это интегральная характеристика уровня профессиональной подготовленности родителей, основанная на психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами.

Рассмотрим основные компоненты психолого-педагогической компетентности родителей. Родительство как феномен, рассматривается в виде сложной структуры, состоящей из ценностных ориентаций, родительских чувств, установок, ожиданий, модели семейного воспитания. В современной семье родительство в значительной степени определяется рядом факторов, которые обусловлены целями, мировоззрением, ценностями. Отсюда следует вывод, что при работе с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения, следует опираться именно на педагогический потенциал семьи и индивидуальные особенности личности [Кабанченко 2017].

Мо мнению Р. В. Овчаровой, структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих:

  1. Когнитивная компетентность. Ценностно-смысловые ориентации. Сфера знаний родителей, поиска, восприятия и отбора информации.
  2. Эмоциональная компетентность. Выражается в способности к прочным эмоциональным связям с ребенком, проявлению эмпатии, включает общую эмоциональную атмосферу, эмоциональный фон семьи, способы эмоциональных отношений и взаимодействия.
  3. Поведенческая компетентность. Способность родителей выстраивать такую линию поведения, при которой готовы проявлять гибкость в ситуации воспитания, последовательность требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия.

Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии отца и матери, предполагает осознание духовного единства супругов по отношению к своим детям.

В контексте психологической службы образования содержание методов диагностики определяется через систему показателей семейных взаимоотношений:

− Показатели стиля взаимоотношений в семье;

− Показатели стратегии воспитания в семье, осуществляемого родителями;

− Показатели сформированности и актуализации родительской позиции;

− Показатели психологической (личностно — эмоциональной) стабильности родителей.

Теоретический анализ исследований показывает, что наиболее значительные нарушения развития личности (депривация развития важных сфер личности, искаженное формирование мотивации, характера, самосознания) происходят у ребёнка, воспитывающегося в дисфункциональной семье с нарушенными воспитательными стратегиями, с дефицитом принятия и заботы и особенно в условиях отвергающего поведения матери [Варга 2017, Эйдемиллер, Юстиц-кис 2008].

Успешность воспитательного влияния зависит от следующих факторов:

− время реагирования родителей. Как признание, так и наказание результативны в том случае, когда родители реагируют немедленно;

− последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, в ответ на которые дети реагируют положительно в том случае, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели;

− эмоциональное принятие между родителями и ребенком. Родительское одобрение или порицание будет иметь результативность, в том случае, если родители вызывают уважение;

− баланс одобрений и наказаний. Требования не должны превышать поощрений;

− последовательное проведение воспитательных мер.

На основе вышесказанного, в условиях психолого-педагогического сопровождения в образовании, были изучены и апробированы методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. Использовались следующие методы:

− наблюдение;

− беседа;

− опрос, анкетирование;

− сбор психологического анамнеза: информация о семье, окружение;

− психобиографический анамнез: сбор информации о ситуации развития;

Перечень психодиагностических методик, использующихся в контексте психолого-педагогического сопровождения:

− Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО).

− Опросник родительских установок PARI. Данная методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

− Семейная социограмма Эйдемиллера Э. Г., Юсискис В., позволяет выявить характер коммуникаций в семье.

− Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкис, позволяющий выявить тип дисгармоничного семейного воспитания, провоцирующий отклонения в развитии личности детей и подростков.

− Опросник К.Томаса на поведение в конфликтной ситуации.

− Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

− Проективная методика «Рисунок семьи». Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

− 16-факторный опросник Р.Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности родителя.

− Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, для изучения особенностей родительской позиции и стиля семейного воспитания.

На базе спортивного лицея проводился эксперимент, цель которого состояла в создании средств формирования психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. С помощью методов диагностики осуществлялось исследование психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе групповой работы проводились беседа, наблюдение, была разработана анкета — опросник, для исследования уровня компетентности родителей, на основе показателей: удовлетворенность и неудовлетворенность учебной успеваемостью, личными качествами и социальными контактами. Были выявлены высокие результаты удовлетворенностью социальными контактами обучающихся и высокие результаты неудовлетворенностью личными качествами. С помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис исследовали тип родительского воспитания. Данное исследование выявило высокий результат доминирующей гиперпротекции, что говорит о высоком количестве требований, ограничивающих свободу и самостоятельность обучающихся.

Таблица 1

Анкета-опросник для исследования уровня компетентности родителей на основе показателей: удовлетворенность инеудовлетворенность

Удовлетворенность

Учебная успеваемость

Личные качества

Социальные контакты

Кол-во человек в %

26 %

36 %

38 %

Не удовлетворенность

36 %

40 %

24 %

Таблица 2

Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис.

Тип воспитания

Кол-во ответов в%

Потворствующая гиперпротекция

18 %

Доминирующая гиперпротекция

35 %

Повышенная моральная ответственность

18 %

Эмоциональное отвержение

23,5 %

Жестокое обращение

-

Гипопротекция

5,5 %

В проведенном нами исследовании сформированность психологической компетентности родителей на начальном этапе показывала средний уровень (85 % родителей), о чем свидетельствовали повышенные требования по учебной успеваемости несоизмеримые с возможностями обучаемых, а так же гиперопека. В ходе эксперимента, при использовании методов работы с родителями, актуализировался собственный детский опыт, проживались негативные чувства, детские обиды, осуществлялся поиск внутренних ресурсов. На групповых занятиях родители формировали навыки принятия себя и своего ребенка, эффективной коммуникации разрешения трудных ситуаций, изучали методы разрешения конфликта и установления отношений сотрудничества.

Для анализа эффективности разработанных средств формирования психолого-педагогической компетентности проводилась повторная психодиагностика. Результат диагностики показал, что у 67 % родителей стиль воспитания относится к демократическому, что свидетельствует о сотрудничестве между родителями и обучаемыми, поощрении их самостоятельности.

Таким образом, анализ диагностики родителей, дает основание для формирования психолого-педагогической компетентности, а именно создание следующих условий:

− психологически комфортную атмосферу общения;

− самостоятельное обучение, ведение просветительской деятельности;

− ответственность и активность родителей;

− положительная домашняя среда;

− психолого-педагогическое сопровождение.

Благодаря сформированной психолого-педагогической компетентности, родители способны признавать потенциальные возможности ребенка, принимать его индивидуальные стороны личности, способствовать его автономности.

Литература:

  1. Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.
  2. Акутина С. П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей // Вестник университета Российской академии образования. — 2009. — № 2. С. 125–126.
  3. Буторина А. Н., Кузнецова О. Е., Маракушина И. Г Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка// Человек и образование, Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГБНУ ИПООВ РАО). — 2014. — № 39. — С.152–156.
  4. Варга А. Я. Системная психотерапия супружеских пар/ А. Я. Варга. — М.: Изд-во Когито, 2017–242с.
  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук/А. Я. Варга. М.,1986–206 с.
  6. Горлова Е. Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию// Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование. Издательство: Российский государственный гуманитарный университет (Москва). — 2010. — № 17(60). С.214–224.
  7. Долгополова А. В., Черкасова О. В. Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. С. 106–112.
  8. Долджин К, Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста возраста/– Спб.: Изд-во Питер, 2011–816с.
  9. Дружинин В. Н. Психология семьи/ В. Н. Дружинин. — Спб.: Изд-во Питер, 2005–176с.
  10. Кабанченко Е. А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43–47. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/iii/15996
  11. Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал www.sisp.nkras.ru), Modern Research of Social Problems, 2015. — № 4(48). — С.102–112.
  12. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы /Эйдос: интернет-журнал. — 2010. — № 9. — С.25.
  13. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ, 2013. — № 2. — С.93–98.
  14. Овчарова, Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Изд-во Академия, 2005. — 368 с.
  15. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогичесая коррекция детско-родительских отношений//Москва:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 95с.
  16. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: дис. … канд. пед. наук / Т. И. Сытько. — Москва, 2014. — 213с.
  17. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. К проблеме родительской компетентности в русле современного детства// Научный журнал «Содружество». — 2017. — № 14. — С.22–24.
  18. Эйдемиллер Э. Г., Юцтискис В. В. Психология и психотерапия семьи/ Эйдемиллер Э. Г., Юцтискис В. В. — Спб.: Изд-во Питер, 2008–672с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, родитель, психолого-педагогическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность родителей обучающихся, учебная успеваемость, психолого-педагогическая компетентность родителей, родительская позиция, родительское воспитание, семейное воспитание, теоретический анализ.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Задать вопрос