Сотрудничество с родителями обучающихся с ОВЗ на основе принципов терапии реальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Плащинская, Н. С. Сотрудничество с родителями обучающихся с ОВЗ на основе принципов терапии реальности / Н. С. Плащинская, Т. С. Прасолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58668/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сотрудничество с родителями обучающихся — условие успешной реализации инклюзивной образовательной деятельности. Обоснованием этому является тот факт, что родители (законные представители) обучающихся, согласно закону «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), являются полноправными участниками образовательного процесса, что предусматривает ответственность за реализацию прав ребенка на образование. В связи с этим, в практике работы специалистов и педагогов, актуальным является достижение сотрудничества с родителями обучающихся, с целью обеспечения адекватных условий[1] обучения и воспитания.

Основная проблематика вопроса, связанного с сотрудничеством с родителями обучающихся с ОВЗ, в рамках функционирования нашей образовательной организации, заключается в том, что имея влияние на организацию образовательного процесса (выбор образовательного маршрута) и преследуя цель обеспечить реализацию прав ребенка на образование, родители, игнорируют рекомендации специалистов ПМПк.

Причина сокрытия родителями реального положения дел кроется в их представлениях. В частности содержание этих представлений составляют страхи, связанные с неполноценностью ребенка (ухудшение здоровья, принятие другими детьми и взрослыми), с возможной дискриминацией его права на образование, с собственной родительской несостоятельностью в части семейного воспитания.

Наблюдения показали, что катастрофическое мышление родителей детей с ОВЗ, провоцирует появление у них сильнейшего внутреннего напряжения и тревоги, что заставляет сомневаться в предлагаемых профессионалами решениях. А именно, сам факт присвоения статуса «обучающийся с ОВЗ», активизирует родительские страхи, делая их реальными.

Профессиональные предложения и рекомендации специалистов ПМПк, педагогов воспринимаются как символ «страшной реальности», от которой хочется скрыться за принятием, кажущихся правильными, решений. Здесь, правильными, значит теми, которые характерны для детей с сохранным здоровьем. Все это вынуждает родителей и семью в целом жить в постоянном иррациональном контроле над ситуацией, связанной с обучением детей, помимо того, что существует рациональный контроль над здоровьем ребенка.

Следствием такого выбора родителей является тотальная не успешность ребенка, которая в общем смысле проявляется в ухудшении состояния здоровья, отсутствии положительной динамики в развитии, низком уровне социализированности, в усилении трудностей в обучении и отсутствии положительного образа будущего.

С целью преодоления тотальной не успешности детей с ОВЗ, мы обратились к компетентности их родителей, поскольку убеждены в том, что родительское влияние несет мощнейший оздоравливающий эффект. Так, А. Н. Елизаров (2010) отмечает, что «компетентные дети» — дети компетентных родителей, тех, кто обладает собственной идентичностью (понимает себя, свои возможности) и принимает ответственность за собственную жизнь. Последнее означает, что принимая решения относительно ребенка, родитель ориентируется на возможность его развития, осмысливает новое, открыт для взаимодействия [2].

Практика работы показывает, что для развития родительских компетентностей недостаточно использовать какую-либо форму работы с родителями. Необходимо организовать систему работы, которая будет затрагивать разные аспекты родительских проблем. Так, одному родителю достаточно информации для анализа собственных действий, а другому необходима серия консультаций и тренинг.

В предлагаемой нами системе работы учитывается важный нюанс — родительская воля. А именно, мы стараемся уходить от таких методов как убеждение и принуждение к участию в мероприятиях, напротив создаем условия для проблематизации ситуации развития ребенка и как следствие, принятие родителями решения о сотрудничестве со специалистами и педагогами (которые помогут разрешить проблему). Система работы с родителями обучающихся с ОВЗ функционирует с мая 2018 года по н. в. Она выстроена с учетом основных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога: информирование и просвещение; коррекция[2].

Система работы состоит из 3 основных блоков:

I блок «Проблематизирующий»: предназначен для актуализации проблем родителей относительно ребенка, формирование образовательного запроса. Методы и средства работы: анкетирование, проблематизирующая памятка. Ответственные: актив родителей, педагог-психолог.

II блок «Информационный»: предназначен для прояснения сути проблем родителей относительно ребенка. Методы и формы работы: памятки и буклеты, групповые консультации, родительские собрания, ПМПк. Ответственные: актив родителей, педагог-психолог.

III блок «Деятельностный»: предназначен для проектирования и осуществления родительских проб по преодолению выявленных проблем. Методы, технологии, формы работы: метод «Социальный атом семьи» (А. А. Шутценбергер), технология «Терапия реальностью» (У. Глассер) [1], форма «Родительская мастерская». Ответственные: актив родителей, педагог-психолог.

Родительская мастерская вводит родителей с разным уровнем принятия ситуации относительно ребенка в общий круг. В рамках данного круга, мастера, в число которых входят те родители, которые в сопровождении педагога-психолога преодолели свою проблему и собственно специалист, экспертируют ситуацию (кейс) обратившегося за помощью родителя и путем использования вопросов (терапия реальностью) подводят его к возможному решению проблемы.

Ключевое условие работы мастерской — отсутствие оценок и навязанных решений. Путем системы вопросов мастер диагностирует уровень готовности родителя осуществить пробу. Тем самым ответственность за результат пробы лежит прежде всего на родителе, непосильные пробы могут привести к переживанию неуспеха и подорвать без того шаткую родительскую компетентность.

Родитель-новичок — может занимать позицию наблюдателя и ученика. При этом ученическая роль подразумевает пробу как естественный способ преодоления проблемы. Пробы могут быть успешными и неуспешными, о чем мастер всегда предупреждает «учеников». Суть работы в мастерской состоит в наращивании, какого бы то ни было опыта преодоления проблем, решение которых может приходить постепенно. Каждый раз, осуществляя пробу, родитель открывает границы сотрудничества, как с другими родителями, так и со специалистом. Постепенно круг мастеров расширяется.

Подводя итог, отметим, что система работы с родителями направлена на формирование у них реалистичных представлений относительно возможностей собственных детей и своей компетентности преодолевать те или иные трудности.

Литература:

  1. Булыгина Т. Б. Психологическое сопровождение семьи в рамках российско-германского проекта «Родительское Кафе»: опыт и перспективы // КПЖ. 2015. № 4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-semi-v-ramkah-rossiysko-germanskogo-proekta-roditelskoe-kafe-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 30.04.2019).
  2. Елизаров А. Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений // Педагогика и психология образования. 2010. № 2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-vzaimnogo-dopolneniya-elementov-kak-osnova-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 30.04.2019).

[1] Адекватные условия – это условия, которые позволяют обеспечить жизнедеятельность обучающегося с ОВЗ в семье и в образовательной организации, в соответствии с возможностями его здоровья (т.е. обустройство зоны актуального развития и зоны ближайшего развития).

[2] В аспекте описанной проблематики, данные направления реализуются в отношении родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, система работы, ребенок, родитель обучающихся, актив родителей, III, образовательный процесс, проба, рекомендация специалистов, форма работы.


Задать вопрос