Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 30.03.2014

Статья просмотрена: 2208 раз

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития / Е. В. Красовская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5396/ (дата обращения: 17.12.2024).

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями: А. Г. Арушановой, Г. А. Волковой, Г. А. Каше, З. А. Репиной, В. И. Селиверстовым, Т. Б. Филичевой, Д. Б. Элькониным и др. Важным направлением в коррекции речевого развития ребенка в условиях семьи является установление преемственности в содержании речевого воспитания между дошкольным учреждением и семьей.

Все специалисты ДОУ работают под руководством логопеда,который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Логопед проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения. Данная работа помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем — успешному обучению в школе.

Воспитателизакрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математику, изобразительную деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим через наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.

Психологпроводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психогимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, бесконфликтное поведение, благоприятный микроклимат в учреждении и дома и др.

Музыкальный руководительосуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; способствовало созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

Нами определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Создание соответствующих условий со стороны взрослых по воспитанию любви к родному языку развивает речь ребенка в целом, повышается уровень контроля ребенка за речью. Отсюда важным аспектом, который выделила Е. И. Тихеева, является образец речи взрослых, культура речевого общения в семье [2].

Родители часто встречаются с затруднениями по созданию условий речевого развития в семье. Алексеева М. М., Яшина В. И. определили следующие условия речевого развития:

-        создание культурной языковой среды;

-        соблюдение требований к речи взрослых;

-        организация общения взрослых и детей в разных видах деятельности (в игре, труде, бытовой и учебной деятельности);

-        систематическое обучение родной речи в разных формах;

-        применение художественной литературы и различных видов искусства (изобразительное, музыка, театр) [1,с.24].

Нами разработаны рекомендации родителям по созданию в семье определенных условий речевого развития. В старшем дошкольном возрасте в каждой семье должны быть: иллюстрированные альбомы для рассматривания, книжки для чтения и рассматривания, детские энциклопедии, сборники сказок и стихов, рассказы о детях и животных, произведения искусства, картины, видеотека или аудиотека со сказками. Мы разъясняли родителям, что в каждом ребенке заложены огромные возможности, надо только вовремя развивать его способности, и, прежде всего, речевые.

Для реализации целей коррекционного процесса выработан план мероприятий с родителями, основанный на тесном взаимодействии педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста, который осуществлялся через:

-       приобщение родителей к педагогическому процессу;

-       пребывание родителей на речевых занятиях в удобное для них время;

-       информационно-педагогические материалы;

-       составление плана совместной деятельности детей и родителей по речевому развитию детей;

-       уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

План работы с родителями старшей группы на учебный год:

Сентябрь.

Беседа индивидуальная.

Цель: познакомить родителей с результатами речевого обследования, индивидуальными достижениями каждого ребенка; наметить пути работы в семье, провести анкетирование.

Октябрь.

Беседа подгрупповая.

Тема «Развитие речевого общения».

Цель: Показать родителям важность речевого общения в развитии речи в целом.

Ноябрь.

Тематическая консультация логопеда.

Тема «Развитие связной речи детей».

Цель: Сообщить родителям знания о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь.

Семинар-практикум.

Тема «О способах и приемах развития речи»

Цель: Познакомить родителей со следующими приемами: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат.

Январь.

Родительская почта.

Тема «В какие игры любит играть наш ребенок».

Цель: составление рекомендаций и подбор библиотеки игр для родителей по применению дидактических игр по развитию речи в семье.

Февраль.

Родительское собрание.

Тема «Развитие речи как важный компонент подготовки ребенка к школе».

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки ребенка к школе, рассказать о сущности речевой подготовки, дать рекомендации.

Март.

Оформление папки-передвижки «Игра как средство развития речи детей».

Цель. Познакомить родителей с игровыми приемами развития речи.

Апрель

Круглый стол.

Тема «Учимся вместе».

Цель: обмен опытом родителей по развитию речи в домашней обстановке.

Май

«Родительская почта».

Цель: выяснить перспективы работы с родителями по речевому развитию детей по заявкам самих родителей.

В течение года родителям давались индивидуальные консультации по развитию речи детей в соответствии с комплексным тематическим планом. На еженедельных консультациях оговаривалось домашнее задание по тому или иному направлению развития речи.

Родителям советовали дома организовывать разнообразную деятельность, которая способствует получению детьми разнообразных впечатлений, повышает их речевую активность. Рекомендовали разнообразный художественный материал: потешки, песенки, картинки, произведения отечественных и зарубежных авторов.

Мама Маши Х. отметила, что девочка радуется совместно с родителями, показывает свои чувства по поводу хорошо выполненного задания, совместных игр с родителями, совместного чтения.

Мама Полины В. во время консультации попросила у логопеда несколько индивидуальных консультаций, так как у ребенка есть проблемы речевого развития. При обследовании речи у девочки оказался невысокий результат.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Поэтому одной из форм работы мы выбрали семинар-практикум. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Родители узнали: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Такая форма вызвала живой интерес у родителей. Они увидели, как много нужно знать, чтобы помочь ребенку в освоении речи.

На родительском собрании наобсуждение мы вынесли тему, которая уже начинает интересовать родителей, так как скоро их ребенок уже идет в школу. Родители начинают заниматься подготовкой ребенка, но зачастую, считают, что она заключается в обучении его математике и чтению. Помочь разобраться в этом вопросе помогла данная форма работы, где родителям были даны конкретные рекомендации.

В своей работе мы также использовали нетрадиционные формы: подбор библиотеки специальной литературы по проблеме речевого развития детей,родительскую почту. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Спомощью игр родители расширяют и укрепляют полученные знания, развивают процессы мышления, которые позволяют преодолеть механическое запоминание, активизировать познавательную деятельность, ведут работу по обогащению словаря и развитию монологической речи.

Занимаясь с родителями, мы старались напомнить им о дидактическом принципе — доступности, который нельзя отождествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено Л. С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т. е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

В заключении надо отметить, что вся педагогическая работа с детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных возможностей к обучению и развитию. Требуются совместные усилия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов воспитания и обучения детей речи.

В беседе с родителями, мы выяснили, что родители следовали рекомендациям логопеда. Родители отметили, что внимательнее стали относиться к своей речи, обращали внимание на речь своих детей. Родители осознали важность речевой подготовки в подготовке детей к школе. Понравилось родителям проводить игры с речевым содержанием. Они отметили, что дети стали интересоваться языковыми формами, сами стали задавать вопросы родителям, придумывать головоломки.

Литература:

1.                    Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 400с.
2.                    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981. –159с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, игра, речевое общение, речевое развитие детей, старший дошкольный возраст, учебная деятельность, форма работы.