Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ
Автор: Закирьярова Ралья Закировна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 29.11.2017
Статья просмотрена: 1521 раз
Библиографическое описание:
Закирьярова, Р. З. Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ / Р. З. Закирьярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2929/ (дата обращения: 17.12.2024).
Рабочую программу для обучающихся сограниченными возможностями здоровья адаптирую через реализацию их особых образовательных потребностей:
– обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
– введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
– использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
– специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
– специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
– коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
К конкретным обучающимся сограниченными возможностями здоровья рабочую программу адаптирую следующим образом: учитываю особенности и возможности обучающихся, реализую через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Специальное обучение и услуги охватывают физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника.
В работе собучающимися использую современные образовательные технологии:
Педагогические технологии |
Достигаемые результаты |
Проблемное обучение |
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения |
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении |
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр |
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,.развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии |
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии |
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» |
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
Система оценки инормы отметок индивидуальных достижений обучающихся сограниченными возможностями здоровья по русскому языку
Контроль за уровнем достижений обучающихся с ОВЗ по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания — динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Входная диагностика основывается на результатах входных контрольных работ (диктант, списывание, тестирование).
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, письменных работ обучающихся с ОВЗ, деятельности учащихся, результатов тестирования, результатов выполнения проверочных и контрольных работ по разделам курса.
Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся с ОВЗ проводится с помощью итогового комплексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Для оценки умений работать с текстом в конце года проводится контрольное списывание
Диктант
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок, допущены отклонения от каллиграфических норм.
Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3–5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок.
Грамматическое задание:
Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся с ОВЗ общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.
№ урока |
Тема урока |
Деятельность учащихся сОВЗ |
1 |
Правописание проверяемых букв согласных в корне слов. |
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. |
2 |
Удвоенные буквы согласных в корне. |
Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать его при фонетическом разборе слова. Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. |
3 |
Буквы непроизносимых согласных в корне. |
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки |
4 |
Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками |