Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Анисимова, А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения / А. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17.1 (76.1). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13019/ (дата обращения: 16.12.2024).

Формирование навыков безопасного образа жизни детей и молодёжи в условиях негативных воздействий социума и агрессивной информационной среды – одно из основ предупреждения девиантного поведения.

В основе формирования безопасного образа жизни ребёнка, подростка, молодого человека лежат процессы социализации, социального воспитания, социального развития. Социальная среда формирует стратегии как опасного, девиантного, так и безопасного образа жизни в детско-молодёжной среде.

Образ жизни – одна из важнейших социально-педагогических категорий, интегрирующих представления об определённом способе жизнедеятельности человека. Безусловно, огромную роль в формировании навыков безопасного образа жизни детей и молодёжи играет семья. Именно семья, родители в тесном взаимодействии с образовательным учреждением, общественными организациями должны сформировать и развить навыки ответственного отношения к жизни, утверждения ценностей безопасного и здорового образа жизни.

Результаты этой деятельности во многом зависят от того, на каких ступенях профессионального роста находятся представители органов власти, учреждений здравоохранения и образования, социальной защиты и общественных организаций. В связи с этим, необходимо рассматривать не только профессиональную компетентность педагогов, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников, но и компетентность родителя как непосредственного участника процесса формирования и развития навыков безопасного образа жизни.

Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений, мотивации.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива учебного и воспитательного учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности. Предлагаемые в статье способы такой работы прошли проверку временем и дали свои ощутимые результаты.

Клуб родительского всеобуча «Школа компетентного родителя». Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом, потому что проведение встреч-занятий ложится на плечи всех имеющихся в образовательном учреждении специалистов. Оптимальная форма проведения занятий - проблемная лекция, основанная на технологии проблемного диалога. Суть её заключается в том, что ведущий занятие в начале и по ходу изложения учебного материала предлагает проблемные психолого-педагогические ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые родители самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых для них знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции родитель находится в социально активной позиции: он может обозначить её, задать вопросы, найти ответы и представить их на суд всей аудитории. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, начинается совместное творчество. Если традиционная лекция не позволяет установить сразу наличие обратной связи между родительской аудиторией и педагогом, то диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяют создавать и контролировать такую связь.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и педагога. Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

1.                  Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей

2.                  Не сообщение педагогом знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знаний родителем посредством критического отношения к изучаемой информации

3.                  Самостоятельность решения творческих задач

4.                  Плюрализм мнений, подходов, опыта, предложений

5.                  Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Большой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития родительской компетентности, толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом, социальным педагогом и родителями. Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Рекомендуемая технология проведения тренингов.

I. Сбор и анализ предварительной информации. Определение стратегических целей и конкретных задач. Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

II. Подготовка тренинга. Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений. Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев. Составление поминутного расписания программы тренинга.

III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.

IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

Бесспорно, актуальным сегодня является дистанционное обучение, которое позволяет совмещать обучение с присутствием в семье. Условно форма для него может быть выбрана такая: «Виртуальный родительский класс», или «Виртуальная школа родителей».

Именно дистанционное обучение стало основным механизмом реализации на территории Республики Удмуртия социально-педагогического пилотного эксперимента по Проекту «Профессиональная Школа родителей», организованного Институтом Социальной Педагогики РАО. Идеи проекта сформировались в результате реальной родительской потребности в профессиональных знаниях с учетом богатейшего всероссийского традиционного опыта просвещения родителей по вопросам воспитания и развития детей, укрепления семьи. Почти 500 семей из 13 регионов России стали участниками проекта, благодаря возможностям дистанционного образования. А это по самым приблизительным подсчётам полторы тысячи человек, которые на год окунулись в изучение психолого-педагогических аспектов воспитания!

В Ижевске (регион Удмуртия) приняла участие в работе проекта 21 семья, среди которых 5 межпоколенных. И значит, без малого 80 человек сумели изменить восприятие мира человеческих отношений, осознать, что семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить. Все мамы, участницы проекта, успешно защитили дипломные работы в рамках проекта, а некоторые из них уже работают, распространяя в семейно-соседском сообществе приобретённые во время учёбы знания. Обрести здравый смысл, принять необходимое решение помогут профессиональные знания, потому что «родительство» – это ежедневная работа и понимание того, что с детьми не бывает только легко, только радостно, что могут быть трудности, и необходимо прикладывать усилия, чтобы получить «хороший продукт» своего труда. Этому родители должны обучаться профессионально.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, родительская компетентность, III, безопасный образ жизни, безопасный образ жизни детей, воспитательный процесс, дистанционное обучение, знание, классный руководитель, проблемная лекция, семья, социальный педагог, Удмуртия, формирование навыков.


Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Задать вопрос