Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Бузыкаева, Е. Р. Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста / Е. Р. Бузыкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87149/ (дата обращения: 19.10.2024).



Как часто мы слышим о пользе или вреде интернета, но современный мир невозможно представить без всемирной паутины. Если раньше, лет 15 назад, чтобы воспользоваться интернетом нужно было получить доступ к персональному компьютеру или посетить интернет — кафе, то в современных реалиях все гораздо проще — доступность интернета возможна 24/7 при помощи современных девайсов, которые у нас в кармане. В данный глобальный процесс вовлечены не только взрослые, но и дети.

Деятельность младших школьников в сети интернет можно разделить на три основных вида: познавательную, игровую и коммуникативную [3]. Все эти виды деятельности в интернет-сети сами по себе несут положительный эффект, но при злоупотреблении могут проявлять негативные последствия, такие как интернет-зависимость.

У истоков изучения феномена психологической зависимости от Интернета стоят два американских специалиста: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг [3].

К. Янг выявил аддиктов с помощью массового сетевого опроса, а в 1995 г. А. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета, который построен на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм [3].

В 1996 г. он же ввёл термин «интернет-зависимость», характеризующий непреодолимое желание пользоваться интернетом, влекущее за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности [3].

Если рассматривать формирование зависимости у младших школьников, то здесь будут преобладать игровая зависимость либо зависимость от посещения социальных сетей и просмотра видеоконтента.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в июне 2018 года включила игровое расстройство (зависимость от компьютерных игр) в 11-й перечень международной классификации болезней (МКБ-11), запланированный к вводу в действие с 1 января 2022 год [8].

Учитывая тот факт, что цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и открывают множество возможностей для развития человечества, необходимо создать условия эффективного и безопасного их использования, особенно у детей. Здесь возникает задача перед современным родителем — обеспечить правильную организацию взаимодействия ребенка и интернет — ресурсов.

Надо понимать, что сегодняшний младший школьник — это представитель поколения альфа. Это дети, которые с рождения имеют доступ к гаджетам и сети интернет. А большинство их родителей — это поколение, которое не имело данной возможности в их детские годы, поэтому у них нет шанса опереться на опыт более старшего поколения в плане грамотного воспитательного процесса использования интернета в детском возрасте.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок рос гармоничной личностью, и чтобы интернет-пространство приносило пользу, необходимо развивать родительскую компетентность в этом направлении.

Обратимся к словарю С. И. Ожегова, где он определяет понятие «компетентный» как

1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области;

2) обладающий компетенцией [4].

Психологи считают, что родители являются примером социальных и культурных ценностей. В современном мире все чаще употребляют термин «осознанное родительство».

В психолого-педагогической литературе можно встретить следующие понятия: «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство» и т. п., которые эквивалентны по значению и взаимозаменяемы [5].

Так Г. Г. Филиппова определяет компетентного родителя, как «установившего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать состояние своего ребенка, понимающего его причины, умеющего точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях» [7].

Выделяют три основных компонента родительской компетентности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий внутри общения родителей с детьми [2].

Представления родителей о ребенке (когнитивный компонент) могут быть адекватными и неадекватными (В. И. Гарбузов и др.). Адекватное представление — это объективное знание психических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия. Неадекватное представление родителей выступает в виде недооценки психофизических особенностей ребенка, приписывании болезненности (инвалидизация), беспомощности, невозможности существования без родителей, прежде всего без матери (инфантилизация), тревоги о будущем. [5]. Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (эмоциональный компонент) по мнению В. В. Столина имеет три оси: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность [6].

Поведенческий аспект родительского воспитания (т. е. система воздействий на ребенка), исследователи рассматривают как: доминирование — подчинение; зависимость — независимость; сотрудничество — конкуренция [6].

Отсюда следует, что для формирования родительской компетентности, как профилактики интернет-зависимого поведения у младших школьников родителю необходимо:

— понимать, что такое интернет, цифровые технологии, когда они важны, а когда можно и без них;

— быть осведомленным о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста;

— относится к ребенку с уважением, как личности, владеть информацией о его потребностях;

— быть в курсе событий ребенка, уметь сотрудничать с ребенком.

В первую очередь необходимо понимать, что мир интернета был создан взрослыми людьми для взрослых. Каждый родитель, покупая современные устройства для ребенка, должен уметь грамотно объяснить правила безопасного пользования гаджетом.

Изначально родителю следует пояснить ребенку, что новое устройство — это средство общения, инструмент, который помогает найти информацию, быть на связи с родственниками, может служить как развлекательное устройство, но с условием не более часа в день для младшего школьника. Рекомендации по времени хорошо описывает детский врач-психиатр Л. О. Пережогин [9]. Это время может быть разбито на отрезки времени либо использовано сразу. Для этого нужно объяснить ребенку, что злоупотребление вредно для его здоровья (ухудшается зрение, избыток информации вреден для работы головного мозга). Родителю необходимо понимать, что ребенок младшего школьного возраста, в силу своих возрастных особенностей, не может полностью контролировать время и это задача родителя.

Современные дети часто регистрируются в различных социальных сетях. Здесь родителю необходимо помочь ребенку создать аккаунт, возможно и самому быть в этой сети с целью наблюдения. Но основной задачей родителя является освещение о безопасности интернет-пространства. Необходимо предупредить ребенка, что в сети он может встретиться с опасным контентом, опасными сообществами; что нельзя раскрывать свои личные данные; что не всегда друг по сети — это безопасный друг.

Если ребенок играет в онлайн — игры, родителю необходимо знать безопасна ли эта игра, какой у нее возрастной ценз. Объяснить ребенку, что игра на планшете не равносильна игре на улице. Важно понимать, что при игре на планшете идет колоссальная работа мозга по переработке информации, поэтому следует соблюдать временные рамки.

Родитель должен проанализировать свои действия при использовании современных девайсов. Быть примером для подражания. Если ребенок видит, что родитель погружен в мир гаджетов, то сложно ожидать от ребенка другого. Зачастую, если ребенку скучно в реальной жизни, то он ищет альтернативу. Такую же альтернативу он предпочитает и проблемам в жизни (академическая неуспешность, отвержение сверстниками, проблемы в семье) [1]. А под рукой гаджет, где так много интересного и положительного: в игре он герой, в социальных сетях он друг и комментатор, а реальная жизнь проходит мимо. Здесь важно научиться прислушиваться к ребенку, быть чутким к нему. Компетентный родитель помогает формировать реальный успех ребенка. Компетентный родитель понимает, что самая главная защита от всех невзгод наших детей — это любовь, взаимопонимание и доверие. Если дома царит гармония, то ухода от реальности и не требуется.

Повышение компетенции у родителей с целью профилактики интернет-зависимого поведения у младших школьников является актуальной задачей современного общества. Задачей профилактики служит не запрет на взаимодействие с гаджетами, а формирование правильных навыков при работе с этими устройствами. Активный родитель готов идти в ногу со временем, изменяться, учиться и быть настоящим другом своему ребенку. Компетентный родитель обладает достаточными знаниями о цифровом мире, он понимает, что важным критерием взаимодействия ребенка с гаджетом является качество проведенного времени.

Литература:

  1. Нехимические зависимости в детской психиатрической практике. Н. В. Вострокнутов, Л. О. Пережогин — Российский психиатрический журнал № 4, 2009.
  2. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 7.
  3. Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 236–238. Пахомова Т. В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2000. 944c.
  5. Понятие родительской компетенции в современной педагогической практике Коваленко Т. В., Басаранович Е. 2017–04–11 Евразийский Союз Ученых_30.04.2015_04(13).
  6. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. — С. 64.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства — М. — Изд-во Ин-та Психотерапии,- 2002. — С. 76.
  8. https://www.rbc.ru/society/18/06/2018/5b27d5049a794717f9f6f372
  9. https://ruroditel.info/roditeljam.Интервью с д. м.н., детским врачом-психотерапевтом НМИЦ ПН им. Сербского Львом Пережогиным. https://www.youtube.com/watch?v=iao3-P5ce2M
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, компетентный родитель, родитель, игра, интернет, родительская компетентность, сеть, интернет-зависимое поведение, младший школьник, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Похожие статьи

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Задать вопрос