«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.10.2015

Статья просмотрена: 2598 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, Е. В. «Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков / Е. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 788-790. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22802/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Интернет — это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли. Оценить параметры этой Всемирной паутины не представляется возможным. Если принимать на веру сведения источников, Интернет охватил более 150 стран и связал 175 тыс. различных сетей; к Интернет подключены более 200 млн компьютеров и зарегистрировано более 500 млн пользователей! И это количество неуклонно растет. В 1985 г. Интернет включал в себя около 100 сетей. К 1989 г. их количество увеличилось до 500. В настоящее время темпы роста составляют 100 % ежегодно. [6]

Известие о том, что в октябре 2005 г. в Китае от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft умерла девочка по имени Snowly (это принятое в игре имя девочки) повергло мировую общественность в шок. Ее многочисленные друзья по Интернету устроили онлайн-похороны. После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX — начала XXI вв. Это прежде всего заболевания, проявляющиеся нестерпимой тягой (зависимостью) к работе на компьютере, компьютерным играм и Интернету, психическими нарушениями (бессонницей, кошмарными сновидениями, нервозностью, депрессией, фобиями — страхами). Компьютерной и интернет-зависимости сопутствуют и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия (малоподвижный образ жизни) и вытекающие из гиподинамии последствия (заболевания сердечнососудистой системы, застои в малом тазе, запоры). И это еще не все отрицательные изменения в психическом и физическом здоровье человека. К великому сожалению, этот список постоянно расширяется.

Как у всякой медали, у того, что дети проводят свободное время в Сети, так же есть две стороны. Первая — это возможность находить необходимую информацию для учебы, развиваться, получать дополнительные знания. А вторая — игры on-line, чаты, множество форумов и развлекательных порталов.

Для родителей всегда было трудной и ответственной задачей поддержание разумного баланса между проведением досуга и такими занятиями, как выполнение домашнего задания, различные поручения в работе по дому, помощь родителям. Но с появлением Интернета эта задача существенно усложнилась. В основном из-за того, что, проводя время в глобальной сети, подростки часто теряют ощущение времени. Помочь в воспитании и уберечь детей от Интернет-зависимости помогут советы, приведенные ниже.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. [5]

Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А. Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. [2]

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). [3]

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей. Другие исследования называют цифры 2–6 %. [4]

Исследование «Фонда Развития Интернет», проведенное Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека.

Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети:

        доверие к детям, общаясь в Сети, и могут соблазнить последних на совершение непристойных действий.

        доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, его может не быть в школе, в библиотеке.

        неподходящий контент — сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.

        внимание к детям, много играющим в компьютерные игры, сетевые игры с насилием. Эти дети ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу. [1]

Поэтому очень важно правильное воспитание в этот период, так как зависимый подросток ограничивает свой круг общения компьютером. Это приводит к следующему: отсутствует жизненный опыт, развивается инфантилизм в решении жизненных вопросов, появляются трудности в социальной адаптации, раздражительность, агрессивность. Родителям необходимо понять своего ребенка и принять своевременные меры. [6]

Материалы Интернет касаются проблем взаимоотношений детей и Сети, проблем Интернет-образования. Существует явное чрезмерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на «компьютерных детишек» не нарадуются, дети растут тихими, замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума. У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформированы навыки живого человеческого общения.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод — сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Ребенок, имеющий свободный доступ к Интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернет — зависимости. Профилактику следует начать с организации досуга. Если ребенок занят интересным делом, общается с друзьями, имеет здоровые увлечения, у него не останется времени на нездоровую зависимость.

Проблема ликвидации интернет-зависимости — проблема семьи, поэтому мы ориентируемся на то, что ребенок должен наблюдаться, лечиться вместе с родителями. Нам надо проводить еще и школы для родителей, вместе с ними вычленять контингент родителей, которые сами делают своих детей больными. Родители должны не только понять и осознать проблему, но иногда встречаться с психотерапевтом, чтобы научиться общаться, взаимодействовать с таким ребенком и понимать, что с ним надо делать, осознать проблему и не упрощать ее, что иногда происходит. Здесь надо совместно работать психиатру, психотерапевту, неврологу, соматическим специалистам, всей семье. Теперь у нас в городе появился единственный центр, где эти дети могут получить квалифицированную помощь, в совместном сотрудничестве мы имеем неплохие результаты лечения проблемы.

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если родителям выполнить несколько простых условий.

  1.                Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами — они сами распахивают дверь для зависимости.
  2.                Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», Нужно самим показать ребенку все возможности сети — и не только игры и социальные сети.
  3.                Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком — он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
  4.                Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование — у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Интернет — это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения.

Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

 

Литература:

 

  1.                www.netaddiction.com/parents.htm
  2.                Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского Москва: Можайск-Терра, 2000
  3.                Балонов И. М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г
  4.                Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5.                Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая газета № 12, 1996, стр.4–6
  6.                С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова, «Как справиться с компьютерной зависимостью», М.- 2008
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интернет, родитель, сеть, игра, компьютер, ваш ребенок, Всемирная паутина, поиск информации, свободное время.


Задать вопрос