Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического и интеллектуального здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на детей дошкольного возраста. Подтверждением тому являются значительное увеличение доли детей с нарушениями психоэмоционального и речевого развития, не умеющих договариваться, с трудом приспосабливающихся к жизни в детском коллективе, не уважающих своего товарища, его чувств, настроения и эмоционального состояния. Уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, часто не соответствует возрастной норме: некоторые малыши практически не произносят слов, пользуются жестами, отдельными звуками. Не эмоционально или вообще не реагируют на музыкальные произведения, с трудом вовлекаются в музыкальные игры, не умеют выразить в движении различный характер музыкального произведения.
Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического, интеллектуального здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия и социально — коммуникативных навыков.
Использование в работе с детьми раннего возраста «Артпланшета» позволят ребенку познавать себя и окружающий мир, вызывает у детей раннего возраста положительные эмоции, помогает преодолеть тревожность, пассивность, развивать:
– познавательную деятельность (дети познают окружающие предметы и явления)
– речевую активность (пополняется пассивный и активный словарь ребенка)
– сенсорную сферу (цвет, форма, величина)
– общую и мелкую моторику
– уверенность в себе, своих силах (создается ситуация успеха)
– вовлеченность и интерес от прослушивания музыкальных произведений, участие в музыкальных и музыкально-дидактических играх
– двигательную активность (танцы, игры-хороводы, этюды)
«Артпланшет» включает в себя игры с элементами изотерапии, арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии: «Расскажи сказку», «Найди все…» (красные, синие, зеленые, желтые крышечки), «Кто убежал?» «Найди Колобка» и др. Взаимодействие с детьми проходит плодотворно и интересно, строится на игровом сюжете, где дети выполнят определенные задания педагога, такая форма позволяет включить ряд игр и упражнений на развитие речи, познавательных и психических процессов, сенсорных эталонов, игры можно проводит с музыкальным сопровождением, а также музыкально-дидактические игры.
Цель : создание соответствующих условий для сохранения и укрепления физического,психического, интеллектуального здоровья детей раннего возраста, формирование социально-коммуникативных навыков.
Задачи :
– создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной и активной личности;
– создать условия, способствующие освобождению от негативных эмоциональных состояний, снятию психоэмоционального напряжения, развитию психофизического состояния и двигательной активности детей раннего возраста;
– стимулировать и активизировать речевую активность детей раннего возраста;
– формировать социально-перцептивную деятельность;
– формировать навык активного слушания музыкальных произведений;
– создавать атмосферу вовлеченности в музыкальные и музыкально-дидактические игры;
– активизировать активную двигательную деятельность детей под музыкальное сопровождение.
Ожидаемый результат:
– снижение проявления негативных эмоциональных состояний;
– открытие потенциала детей раннего возраста
– формирование умения детей раннего возраста взаимодействовать в процессе игровой деятельности;
– развитие познавательных процессов, речи, коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы;
– формирование умения детей вовлекаться в процесс активного слушания музыкального произведения;
– развитие двигательных навыков в процессе музыкальных игр, танцев, хороводов.
Представим один из вариантов использования «Артпланшета» в коррекционно-развивающей деятельности с ребенком раннего возраста. Игровое задание «Нарисуй…»
Во время рисования звучит музыка (можно подобрать под тему рисования и т. д.)
Представь, что ты художник, а я твой помощник, и сегодня мы с тобой будем создавать картину.
Мы с тобой будем рисовать тучу.
Посмотри перед тобой краска. Какого цвета краска? Синего. Повтори. Правильно синего цвета. А теперь мы с тобой обмакнем пальчик в синюю краску.
Проведи пальчиками (ладонями) по листу, постучи по нему пальчиками. (Ребенок повторяет все действия за педагогом, на бумаге остаются разные следы от краски).
Во время рисования тучи, педагог произносит стихотворение:
Туча по небу плыла,
Туча синею была,
Туча солнышко закрыла
И дождем поля умыла.
Тебе нравится рисовать тучку?
Во время рисования проговариваем: какая туча? Большая, синяя.
Посмотри, как у тебя красиво получается, замечательная туча (тучка) выходит. (Каждый раз уточняем, какой предмет рисуем: большую тучу и маленькую тучку).
Ты хочешь маме (папе) показать свою тучу (тучку)?
Тогда давай с тобой возьмем лист бумаги, закрой тучку, прижми, погладь ладошкой листок. (Педагог предлагает ребенку заготовку из белой бумаги в виде тучи).
Давай посмотрим, что у нас получилось?
(Педагог предлагает ребенку рассмотреть результат своей деятельности, взрослый говорит, ребенок повторяет.)
Педагог: большая синяя туча (маленькая синяя тучка).
Эмоциональный комфорт в процессе взаимодействия со взрослым, является жизненно важным для ребенка раннего возраста, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое и интеллектуальное здоровье в целом. Задача взрослых — дать возможность ребенку обрести новый позитивный опыт, открывающий перед ним разнообразные возможности. Ребенок ждет непосредственного участия взрослого во всех своих делах и начинаниях.
Как итог, отметим, что психоэмоциональное здоровье, это — гармоничное благополучие, когда психоэмоциональный статус ребенка или взрослого соотносится с интеллектуальным и соматическим.
Литература:
- Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н. В. Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2013.
- Афонькина, Ю. А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника. Технология здоровьесбережения [Текст] / Ю. А. Афонькина, И. А. Галай, Н. И. Трифонова. — М.: Аркти, 2014. — 120 с.
- Малахова, А. Н. Диагностика и коррекция страхов и тревожности у детей. ФГОС [Текст] / А. Н. Малахова. — М.: Детство-Пресс, 2016. — 208 с.
- Погудкина, И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) [Текст] / И. С. Погудкина. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 176 с.