Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО
Авторы: Сухобоченок Лидия Николаевна, Зимина Екатерина Александровна, Дрокина Светлана Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)
Дата публикации: 22.06.2021
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Сухобоченок, Л. Н. Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО / Л. Н. Сухобоченок, Е. А. Зимина, С. А. Дрокина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16616/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Ключевые слова: развитие эмоциональной устойчивости, психическая работоспособность, оздоровительная гимнастика, оздоровительная прогулка, снятие эмоционального напряжения.
Развитие ребенка идет стремительно именно в период дошкольного детства. В этот период определенное развитие получают все стороны психики ребенка и закладывается фундамент для дальнейшего его роста и развития. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности [1]. Ребенок начинает объективно себя оценивать, осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Образуется соподчинение мотивов, т. е. возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Дети учатся в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение [2].
В последние годы развития современного общества становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. По-прежнему остается актуальность проблемы, как физического, так и психического здоровья детей [3].
Предлагается достаточно много средств, направленных на укрепление психического здоровья детей, но наиболее эффективным является использование наиболее доступных, специально подобранных средств физической культуры для развития эмоциональной устойчивости дошкольников, при этом, не влияя на структуру режимных процессов детского сада [4].
О значении эмоций в развитии личности ребенка в своих трудах говорили такие авторы, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, З. М. Богуславская, А. Д. Кошелева, С. Л. Рубинштейн и др. Так как эмоции выполняют регулирующую и охранную функцию, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом. Сопровождают общение и все виды деятельности, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.
Поэтому при работе с детьми в качестве средств коррекции используем арт-терапию, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, беседы и др.
Развивая данное направление, для детей среднего возраста, педагогами МБДОУ ДО № 108 был разработан проект «Здоровячек». В рамках проекта в детском саду прошли совместные мастер-классы «Танцуем сидя», «Здравствуй сказка! Здравствуй песня!», «Путешествие в Спортляндию», «Йога для малышей», «Фитбол-гимнастика», «Веселый трейнинг», «Азбука тела», «Веселый оркестр», круглые столы для родителей, на которых они узнали много практической информации о детских видах деятельности, способствующих укреплению и поддержанию психического и физического здоровья детей.
Данный проект учитывает двигательную активность и естественную потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, а также является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма ребенка:
1) игры на релаксацию: дыхательные упражнения, восточные гимнастики — способствуют глубокому мышечному и психическому расслаблению, снижению эмоционального напряжения, раздражения или волнения, укрепляют не только физическое здоровье, но и оздоравливают психику,
2) игровые упражнения, задания: виброгимнастика, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз — развивают умение концентрировать внимание и сосредоточенность, обеспечивают развитие навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение,
3) разные виды массажных упражнений: точечный, игровой, общий, самомассаж и др. — позволяют снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, помогают ощущать работу мускулатуры, ближе узнавать свое тело, успокаивают нервную систему,
4) подвижные и оздоровительные игры — направленные на сплочение детского коллектива, на снижение мышечного напряжения, с остановкой движения и др., т. к. подвижные игры вызывают положительные эмоции, эмоциональный подъем, создают у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта,
5) все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных видов движений, повышают их чёткость выразительность, развивают положительные качества личности ребёнка, познавательный интерес, память, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность.
Проект «Здоровячек» позволяет реализовать системный подход к организации физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий, способствует укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов. А так же сформировать начальные представления о здоровом образе жизни, обеспечить психофизическое благополучие детей и сформировать сознательное отношение к собственному здоровью. Развиваются и совершенствуются двигательные умения и навыки детей.
У родителей и воспитанников формируется ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. А радостное настроение и снятие мышечной нагрузки дают возможность каждому ребенку свободно выражать свои эмоции, создают благоприятные возможности для свободного самовыражения и раскрепощенности.
Пополнение предметно-пространственной среды в группе будут так же способствовать формированию эмоциональной устойчивости и снятию эмоционального напряженияудетей — этоуголки уединения и настроения, центры психологической разгрузки, разнообразные пособия.
Таким образом, уровень эмоциональной устойчивости в процессе использования средств физической культуры, улучшает положения детей в системе личностных взаимоотношений. Эмоциональная жизнь дошкольника постепенно усложняется. Происходит обогащение содержания эмоций, формируются высшие чувства. С развитием эмоциональной сферы у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Именно в игровой форме ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Литература:
- Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении: Дошкольное образование — 2004. — № 17–24.
- Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методист. — 2007. — № 2. — с.65–68.
- Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации — М: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Изотова К. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М., 2004.
Ключевые слова
развитие эмоциональной устойчивости, психическая работоспособность, оздоровительная гимнастика, оздоровительная прогулка, снятие эмоционального напряженияПохожие статьи
Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности
В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания
Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...
Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...
Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...
Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации
В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Похожие статьи
Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности
В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания
Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...
Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...
Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...
Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации
В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...