В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия.Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном процессе.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, произведение искусства, дошкольный возраст.
В век бесконечных инноваций и технологического прогресса повседневная жизнь взрослого человека устроена таким образом, что времени на полноценное общение с детьми у родителей остаётся всё меньше. За пеленой большого ассортимента всевозможных развивающих кружков и секций взрослые зачастую забывают о том, что их ребёнок ни в чём не нуждается так сильно, как в простой родительской любви, внимании, защите и в ежедневном эмоциональном общении с ними. Отсюда всё более распространённой на сегодняшний день становится проблема эмоционального неблагополучия детей. Ребёнок оказывается один на один со своими переживаниями и эмоциями, вследствие чего формирование эмоциональной отзывчивости требует к себе особого внимания, поскольку именно она считается одной из основных составляющих гуманных чувств ребёнка [1].
Развитие способности детей к произвольной регуляции своих эмоций происходит в период дошкольного детства. Ребёнку тяжело скрыть страх, удивление, тревогу или радость. Именно в период младшего дошкольного возраста преобладает чувственное познание мира, поэтому способствовать формированию эмоциональной отзывчивости детей эффективнее всего начиная с младшей группы дошкольников, чьи эмоции отличаются своей непосредственностью [2].
Под эмоциональной отзывчивостью дошкольника подразумевается умение ребёнка откликаться на происходящие вокруг него явления и события. Выражается эмоциональная отзывчивость детей в эмоциональном отклике ребёнка на различные чувства другого человека или животного, явления или действия.
С целью способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста педагогу необходимо создать такие условия и организовать такой вид деятельности дошкольников, которые бы не только способствовали обогащению эмоциональных переживаний ребёнка, но и вызывали бы эмоциональные реакции такие, например, как сочувствие и сопереживание [3]. Использование произведений искусств в образовательном процессе способствует не только формированию эмоциональной отзывчивости младших дошкольников, но и знакомит их с различными видами искусства и творческой деятельностью великих людей, таким образом, развивая эстетическую сторону личности ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок эмоционально зависим от взрослых, потому стоит помнить, что поведение окружающих оказывает большое влияние на поведение дошкольников. На положительное эмоциональное развитие младших дошкольников влияет поддержка взрослого и его сопереживание достижениям и промахам дошкольника. Ласковое отношение взрослого к ребёнку, признание прав малыша, проявление внимания к нему являются основой эмоционального благополучия и вызывают у младшего дошкольника чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к окружающим людям [1]. Общительность и доброжелательность взрослого считается одним из условий формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста. Именно такое взаимодействие взрослого с ребёнком формирует положительный эмоциональный фон, благодаря которому младший дошкольник не боится неудач и готов к любым обстоятельствам, потому как знает, что ему всегда помогут, поддержат и поймут [4; 5].
Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй обеспечивает максимальное обогащения эмоциональной сферы младших дошкольников, развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю, другими словами, ребёнок способен управлять своими эмоциями и действиями.
Таким образом, с целью формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо организовывать разнообразные виды совместной деятельности младших дошкольников со взрослыми и сверстниками. Между тем, в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми должны быть созданы также такие педагогические условия, как реализация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ходе их совместной деятельности; обогащение эмоционального опыта младших дошкольников в процессе игровой деятельности; сотрудничество педагога с родителями основанное на их готовности к формированию и развитию эмоциональной отзывчивости младшего дошкольника в семье, кроме того включение ребёнка в разнообразные жизненные ситуации, в которых он бы мог проявить уже приобретенный им эмоциональный опыт.
Литература:
- Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. — Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989.
- Дьяченко, О.М., Булычева А. И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении.—М.: Новая школа, 1996.
- Павленко, Т. Комуникативные аспекты эмоционального развития детей/Палитра педагога, 2003.
- Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста.—Ростов н/Д.: Феникс, 2005. —304с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой.— М.: Просвещение, 1985.—176 с.