Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин и женщин в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Гаврилова, Е. А. Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин и женщин в обществе / Е. А. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1477/ (дата обращения: 19.11.2024).

 Разделение людей на мужчин и женщин определяет вос­приятие различий, характерных для психики и поведения че­ловека. Ученые считают, что эти различия связа­ны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма (Д. Броверман, Г. Гибш, В.А. Геодакян, А. Фулье  и др.). Идея проти­воположности мужского и женского начал встречается в ми­фах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах. Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые осо­бенности полов. В связи с этим,  отношение к мужчинам и женщинам определяется скорее не реальностью, а стереотипами, исторически сложившимся в данной стране и передающимися из поколения в поколение. Стереотипы касаются абсолютно всего, начиная с одежды и заканчивая физиологическими и анатомическими особенностями [6, c.19].

Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман. Он определил социальные сте­реотипы как картинки мира в голове человека, которые эко­номят его усилия при восприятии сложных социальных объек­тов и защищают его ценности, позиции и права [3, c.126].

 Гендерные стереотипы можно разделить на три группы (Р.Г. Петрова). Первая группа стереотипов связана с нормативными пред­ставлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Это стерео­типные представления о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склон­ны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоция­ми; стереотипные представления о том, что женщины пас­сивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны [5, c.78].

«Самоотверженность – несчастье женщин, но вместе с тем их утопия» (Бригитте Вайсхаунт). В этой фразе заключена вся двойственность сов­ременных женщин, бывших всегда самоотверженными, «другими»; сегодня цель их поисков двойная, они ищут себя самих, свою целостную лич­ность и стремятся к самостоятельности, к самоопределению. Но для этого у них нет никаких моделей. Они понимают, что они – дочери матерей, которые никогда не были ими довольны, с которыми они одного пола, а потому женщины находятся под постоянной угрозой попасть в полное подчинение к матерям. Трагедия женской самости заключается в необходимости жить в системе отношений, жизненно важной сегодня более, чем когда-либо, не растворяясь в ней, не растрачивая лучшей доли нашего наследия и развивая в ее рамках свою собственную автономию, которая не копи­ровала бы автономии мужской [4, c. 97].

Вторая группа гендерных стереотипов – это стереоти­пы, которые касаются содержания мужского и женского тру­да. Проблема полового (или гендерного) разделения труда, под которым понимается распределение занятий между жен­щинами и мужчинами, базирующееся на традициях и обыча­ях, сказывается на формировании стереотипа о мужских и женских профессиях [5, c. 81].

Если выразить роль мужчины и женщины через «маскулинное (использование)» «феминному (накопление)», то получится некое поле оппозиций с соответствующими доминантами. Вза­имное отношение доминант позволяет выделить четыре типа «экономик любви», отражающих также и историческое развитие профессиональной значимости женщин в первоначальном господстве мужчин.

Военная экономика. Постепенно в архаических обществах выделилась военная свита вождя, дружина. Возникают новые ценности – война, военная доблесть, верность старшему, что же касается любви, то она, как правило, воспринималась как нечто недостойное воина. Женщина с точки зрения военных в лучшем случае могла служить продолжению рода. Такое отношение к женщине сохранялось на протяжении тысячелетий.

Экономика богатства. Когда жизнь начала стабилизироваться, и широко распространился оседлый, аграрный способ ведения хозяйства. Править владениями, сидя в замке, было невозможно,  необходимо было личное присутствие. Поэтому сеньор вместе со свитой находился в постоянных отлучках, разъездах. В его отсутствие за замком присматривает жена. Она является первым юриди­ческим лицом в его местном владении, даже получает право приносить ленную присягу. Женщина становится знатоком яств, украшений и безделушек, танцев, песнопений и рыцарских, куртуазных романов, являясь непременной участницей последних. Конечно, в это время процветали не только куртуазные нравы. Мужья занимались в отношении жен рукоприкладством, во время походов имели наложниц. Таким образом, роль женщины в обществе (по крайней мере, в высшем сословии) дейст­вительно изменилась. Стало правилом ее более высокое положение по отношению к мужчинам, что наложило отпечаток на всю дальнейшую культуру взаимоотношений полов.

Буржуазная экономика. На место феодальной аристократии пришла буржуазия. Она принесла с собой новый взгляд на общество, на производство и потребление. В качестве этических норм буржуа демонстрировали чуждые рыцарству качества – трудолюбие и бережливость.  Все эти особенности восприятия мира нашли выражение и в отношении к женщинам. Конечно, ни о какой любви, отвлекающей от профессиональной деятельности, не может быть и речи. Все измеряется полезностью: жениться можно лишь в том возрасте, когда человек уже приобрел состояние и может позволить себе роскошь содержать семью; при выборе невесты он должен руководствоваться не чувствами, а трезво оценивать ситуацию.

В любовных отношениях женщина оказывается тем же, чем и любой субъект на рынке услуг буржуазной экономики – товаром. Так, на брачном рынке значение имели красота и девственность будущей супруги, умение вести хозяйство, хорошие манеры, легкий характер и т.п. Каждой ступени социальной лестницы соответствовали свои суммы, уплачиваемые за одинаковые услуги. Собственно, эта градация и породила известную поговорку: «В Париже есть непродажные женщины, но они очень дорого стоят».

Экономика потребления. Эпоха господства классического капитализма закончилась вместе с приходом великой депрессии 20-х годов, утверждением фашизма в Европе и социализма в России. Практически во всех европейских странах, и в России в том числе, в конце XIX и начале XX в. вводится всеобщее начальное образование. Это сопровождается ростом промышленного производства, увеличением покупательной способности населения и потребления новых изделий и продуктов. Таким образом, в «экономике потребления» фундаментально утрачивается интерес к противоположному полу, как к чему-то скрытому и запретному. В конечном счете, это ведет к «смерти пола», исчезновению самой тематики противостояния женского и мужского [1, c. 128 – 130]. Женщина становится частью производства, а также партнером, как в сфере занятости, так и в супружеской  (семейной) жизни.

Третью группу гендерных стереотипов составляют те, которые связаны с распределением семейных и профессио­нальных ролей. Мужские роли – это профессиональные, а женские – это семейные роли. Наиболее распространенный стереотип в этой сфере гласит: «Настоящая женщина мечта­ет выйти замуж и рожать детей, заниматься домом, а насто­ящий мужчина мечтает профессионально реализоваться, сде­лать хорошую карьеру». Подобные стереотипы во многом оп­ределяют жизненные стратегии и практики, которые выби­рают женщины и мужчины на протяжении своей жизни [5, c. 85].

Однако, кроме гендерных стереотипов, обусловленных социальными и культурными факторами, необходимо также отметить, что одним из первых теоретических объяснений природы разли­чий мужчины и женщины является биологический подход, представленный в метаболической теории А. Фулье и нейрогормональная теория Д. Бровермана. Теоретическая концепция А. Фулье основывается на закономерностях обмен­ных процессов организма и связывается исследователем с эволю­ционным процессом. Смысл ее состоит в принципиальном разли­чии метаболизма (обменного процесса) у мужчин и женщин. Рассматривая процессы анаболизма и катаболизма, А. Фулье строит свою концепцию на идее, согласно которой анаболические процессы, включающие преимущественную ориентацию на пита­ние, интеграцию, сохранение энергии, более развиты в женских организмах и формируют их картину поведения. Иными словами, эта большая анаболическая ориентация, обеспечивая индивиду­альную выживаемость женщины, проявляется и в ее поведении, детерминируя его. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, определяют картину поведения мужчин. Половые различия в обменных процессах (анаболизм, катабо­лизм) анализируются на двух уровнях: допсихическом и психиче­ском.

Допсихический уровень. I. Клеточный уровень (половые клетки). Женские половые клетки: яйцо неподвижное, больших размеров, хорошо питаемое, в отличие от мужских половых клеток - сперматозоидов. II. Эмбриональный уровень. При обедненном внутреннем пи­тании организма  имеет место большее число рождений мальчи­ков. Этот же фактор вызывает ту закономерность, согласно кото­рой близнецы-двойни мужского пола достигают 2/3 от общего числа двоен. Эти факты позволили Фулье высказать мысль о том, что особенности женских организмов детерминируются не вслед­ствие остановки в развитии (мнение Г. Спенсера), а, напротив, эти особенности есть результат лучших, чем у мужских организмов, условий питания. III.  Уровень целостных организмов. 1) Морфологические раз­личия. 2) Физиологические различия.

Психический уровень. I. Особенности поведения животных. II. Психические различия полов у человека. Указанные отличи­тельные признаки полов в еще большей степени, по мнению Фулье, проявляются в человеческом роде.  1) Особенности темперамента. 2)   Эмоциональность. 3)  Любовь и материнство. 4) Умственные способности мужчин и женщин. 5)   Восприятие, память и обучение.  6)   Патология психики [2, c. 46 – 50].

Теория А. Фулье показывает то, что метаболические процессы женского и мужского организма полностью отражают их значимость в качестве биологического пола и гендерных ролей.

Однако, кроме метаболической теории половых различий, необходимо отметить  нейрогормональную теорию  американских ученых во главе с Д. Броверманом. Исследователи высказали мнение о влиянии половых гормонов на симпатический и парасимпатический отделы вегета­тивной нервной системы и тех, в свою очередь, на высшие психи­ческие функции. Предлагаемая гипотеза основана на следую­щих физиологических влияниях. Женские половые гормоны (эстрогены), воздействуя на симпатическую нервную систему, стимулируют решение простых психических задач и фицилитируют, т.е. облег­чают решение психомоторных и интеллектуальных заданий, осно­ванных на процессах возбуждения. Мужские половые гормоны (андрогены), стимулируя парасимпатическую нервную систему, облегчают ре­шение сложных психомоторных и интеллектуальных задач, осно­ванных на процессах торможения.

Решения психологических задач разного уровня сложности ими понимаются как проявление двух видов способностей: 1) способность к решению простых перцептуально-моторных задач. Под простыми перцептуально-моторными задачами пони­маются задачи, определяемые в терминах скорости и точности их выполнения; 2)  способность к решению тормозно-реструктирующих задач. Под тормозно-реструктирующими задачами понимают задачи, оп­ределяемые в понятиях «озарения».

Авторы показывают, что способности к решению перцепту­ально-моторных задач лучше развиты у женщин, а способности к решению тормозно-реструктирующих задач более развиты у мужчин (см. рис.1 и  рис. 2).

 

Результаты опытов, в которых зафиксировано преимущество женского пола

Задачи, в которых имеют преимущества мужчины

·                      Скорость вербализации цветных обозначений

·                      Тесты на скорость восприятия деталей и переключаемость внимания

·                      Конторские, канцелярские способности, проявляющиеся в старших классах

 

·                      Гибкость выделения стимула из фона, в который он включен

·                      Тесты, требующие деления целого на части

·                      Тесты, требующие затормаживающих действий

 

Рис. 1 Сравнительные характеристики мужчин и женщин в решении задач

 

Признаки, по которым преимущества имеют женщины

Признаки поведения, по которым преимущество имеют мужчины

·                      Решение задач на основе прошлого опыта или выучивание в противовес творческим задачам (скорость называния цвета, разговор, быстрота чтения, распознавание букв)

·                      Результаты, основанные на длинной предварительной практике, которая мало включает высшие познавательные процессы (печатание на машинке, скорость счета, быстрота кодирования)

·                      Поведение, которое включает координацию мелких мышц, в совокупности с перцептивными процессами и процессами внимания (некоординация больших мышечных групп, как, например, в атлетике)

   

·                      Поведение, которое включает торможение и конечная цель которого отдалена во времени; ответы в пользу менее очевидных стимулов (тесты включенных в фон фигур, зеркальные действия, решение лабиринтов, способность сдерживать привычные моторные движения, изменения привычек, счет в обратную сторону)

·                      Поведение, которое включает высшие процессы

·                      Поведение, конечный результат которого оценивается через качество, а не в  терминах точности и скорости, как у женщин (решение загадок, конструирование)

Рис.2 Сравнительные характеристики поведенческих особенностей полов

 

Д. Броверман и его соавторы считают, что оба класса задач  испытывают влияние баланса «адренергической» и «холенергической» нервных систем, которые, в свою очередь, антагони­стично направлены друг к другу [2, c.52 – 56].

Для объяснения психологии половой дифференциации, полоролевой социализации, различий в полоролевом поведении, в отличие от биологически обусловленных теорий, существует ряд других концепций формирования половых различий. Как бы то ни было, необходимость четкого отличия собственно половых различий и различий в полоролевом поведении, то есть социально обусловленных, гендерных различий, несмотря на то, что последние формируются на фундаменте первых, и легла в основу тех концепций, которые рассматривают половые различия через призму социально-культурной, исторической и этнической детерминированности.

В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе «гармоничную» личность, могущего творить жизнь.

Библиографический список

  1. Астафьев, Я. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов /Я. У. Астафьев//Социологические исследования. – 2002. –№11. С. 127 – 134.
  2. Грошев, И. В. Психология половых различий: Монография /И. В. Грошев. -  Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина,      2001.- 683с.
  3. Малкина – Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина – Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928с. – (Справочник практического психолога).
  4. Мольтманн – Вендель, Э.  И сотворил Бог мужчину и женщину                         (Феминистическая теология и человеческая идентичность) /Э. Мольтманн – Вендель//Вопросы философии. – 1991. – №3. С. 91 – 104.
  5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие / Р. Г. Петрова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232с.
  6. Рогов, Е. И. Психологические отношения мужчин и женщин / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 288с.: ил. – (Азбука психолога).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

                       

                               

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, задача, мужчина, половой, процесс, различие, стереотип, III, буржуазная экономика, нейрогормональная теория.


Задать вопрос