Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека. Ученые считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма (Д. Броверман, Г. Гибш, В.А. Геодакян, А. Фулье и др.). Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах. Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов. В связи с этим, отношение к мужчинам и женщинам определяется скорее не реальностью, а стереотипами, исторически сложившимся в данной стране и передающимися из поколения в поколение. Стереотипы касаются абсолютно всего, начиная с одежды и заканчивая физиологическими и анатомическими особенностями [6, c.19].
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман. Он определил социальные стереотипы как картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [3, c.126].
Гендерные стереотипы можно разделить на три группы (Р.Г. Петрова). Первая группа стереотипов связана с нормативными представлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Это стереотипные представления о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями; стереотипные представления о том, что женщины пассивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны [5, c.78].
«Самоотверженность – несчастье женщин, но вместе с тем их утопия» (Бригитте Вайсхаунт). В этой фразе заключена вся двойственность современных женщин, бывших всегда самоотверженными, «другими»; сегодня цель их поисков двойная, они ищут себя самих, свою целостную личность и стремятся к самостоятельности, к самоопределению. Но для этого у них нет никаких моделей. Они понимают, что они – дочери матерей, которые никогда не были ими довольны, с которыми они одного пола, а потому женщины находятся под постоянной угрозой попасть в полное подчинение к матерям. Трагедия женской самости заключается в необходимости жить в системе отношений, жизненно важной сегодня более, чем когда-либо, не растворяясь в ней, не растрачивая лучшей доли нашего наследия и развивая в ее рамках свою собственную автономию, которая не копировала бы автономии мужской [4, c. 97].
Вторая группа гендерных стереотипов – это стереотипы, которые касаются содержания мужского и женского труда. Проблема полового (или гендерного) разделения труда, под которым понимается распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующееся на традициях и обычаях, сказывается на формировании стереотипа о мужских и женских профессиях [5, c. 81].
Если выразить роль мужчины и женщины через «маскулинное (использование)» «феминному (накопление)», то получится некое поле оппозиций с соответствующими доминантами. Взаимное отношение доминант позволяет выделить четыре типа «экономик любви», отражающих также и историческое развитие профессиональной значимости женщин в первоначальном господстве мужчин.
Военная экономика. Постепенно в архаических обществах выделилась военная свита вождя, дружина. Возникают новые ценности – война, военная доблесть, верность старшему, что же касается любви, то она, как правило, воспринималась как нечто недостойное воина. Женщина с точки зрения военных в лучшем случае могла служить продолжению рода. Такое отношение к женщине сохранялось на протяжении тысячелетий.
Экономика богатства. Когда жизнь начала стабилизироваться, и широко распространился оседлый, аграрный способ ведения хозяйства. Править владениями, сидя в замке, было невозможно, необходимо было личное присутствие. Поэтому сеньор вместе со свитой находился в постоянных отлучках, разъездах. В его отсутствие за замком присматривает жена. Она является первым юридическим лицом в его местном владении, даже получает право приносить ленную присягу. Женщина становится знатоком яств, украшений и безделушек, танцев, песнопений и рыцарских, куртуазных романов, являясь непременной участницей последних. Конечно, в это время процветали не только куртуазные нравы. Мужья занимались в отношении жен рукоприкладством, во время походов имели наложниц. Таким образом, роль женщины в обществе (по крайней мере, в высшем сословии) действительно изменилась. Стало правилом ее более высокое положение по отношению к мужчинам, что наложило отпечаток на всю дальнейшую культуру взаимоотношений полов.
Буржуазная экономика. На место феодальной аристократии пришла буржуазия. Она принесла с собой новый взгляд на общество, на производство и потребление. В качестве этических норм буржуа демонстрировали чуждые рыцарству качества – трудолюбие и бережливость. Все эти особенности восприятия мира нашли выражение и в отношении к женщинам. Конечно, ни о какой любви, отвлекающей от профессиональной деятельности, не может быть и речи. Все измеряется полезностью: жениться можно лишь в том возрасте, когда человек уже приобрел состояние и может позволить себе роскошь содержать семью; при выборе невесты он должен руководствоваться не чувствами, а трезво оценивать ситуацию.
В любовных отношениях женщина оказывается тем же, чем и любой субъект на рынке услуг буржуазной экономики – товаром. Так, на брачном рынке значение имели красота и девственность будущей супруги, умение вести хозяйство, хорошие манеры, легкий характер и т.п. Каждой ступени социальной лестницы соответствовали свои суммы, уплачиваемые за одинаковые услуги. Собственно, эта градация и породила известную поговорку: «В Париже есть непродажные женщины, но они очень дорого стоят».
Экономика потребления. Эпоха господства классического капитализма закончилась вместе с приходом великой депрессии 20-х годов, утверждением фашизма в Европе и социализма в России. Практически во всех европейских странах, и в России в том числе, в конце XIX и начале XX в. вводится всеобщее начальное образование. Это сопровождается ростом промышленного производства, увеличением покупательной способности населения и потребления новых изделий и продуктов. Таким образом, в «экономике потребления» фундаментально утрачивается интерес к противоположному полу, как к чему-то скрытому и запретному. В конечном счете, это ведет к «смерти пола», исчезновению самой тематики противостояния женского и мужского [1, c. 128 – 130]. Женщина становится частью производства, а также партнером, как в сфере занятости, так и в супружеской (семейной) жизни.
Третью группу гендерных стереотипов составляют те, которые связаны с распределением семейных и профессиональных ролей. Мужские роли – это профессиональные, а женские – это семейные роли. Наиболее распространенный стереотип в этой сфере гласит: «Настоящая женщина мечтает выйти замуж и рожать детей, заниматься домом, а настоящий мужчина мечтает профессионально реализоваться, сделать хорошую карьеру». Подобные стереотипы во многом определяют жизненные стратегии и практики, которые выбирают женщины и мужчины на протяжении своей жизни [5, c. 85].
Однако, кроме гендерных стереотипов, обусловленных социальными и культурными факторами, необходимо также отметить, что одним из первых теоретических объяснений природы различий мужчины и женщины является биологический подход, представленный в метаболической теории А. Фулье и нейрогормональная теория Д. Бровермана. Теоретическая концепция А. Фулье основывается на закономерностях обменных процессов организма и связывается исследователем с эволюционным процессом. Смысл ее состоит в принципиальном различии метаболизма (обменного процесса) у мужчин и женщин. Рассматривая процессы анаболизма и катаболизма, А. Фулье строит свою концепцию на идее, согласно которой анаболические процессы, включающие преимущественную ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, более развиты в женских организмах и формируют их картину поведения. Иными словами, эта большая анаболическая ориентация, обеспечивая индивидуальную выживаемость женщины, проявляется и в ее поведении, детерминируя его. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, определяют картину поведения мужчин. Половые различия в обменных процессах (анаболизм, катаболизм) анализируются на двух уровнях: допсихическом и психическом.
Допсихический уровень. I. Клеточный уровень (половые клетки). Женские половые клетки: яйцо неподвижное, больших размеров, хорошо питаемое, в отличие от мужских половых клеток - сперматозоидов. II. Эмбриональный уровень. При обедненном внутреннем питании организма имеет место большее число рождений мальчиков. Этот же фактор вызывает ту закономерность, согласно которой близнецы-двойни мужского пола достигают 2/3 от общего числа двоен. Эти факты позволили Фулье высказать мысль о том, что особенности женских организмов детерминируются не вследствие остановки в развитии (мнение Г. Спенсера), а, напротив, эти особенности есть результат лучших, чем у мужских организмов, условий питания. III. Уровень целостных организмов. 1) Морфологические различия. 2) Физиологические различия.
Психический уровень. I. Особенности поведения животных. II. Психические различия полов у человека. Указанные отличительные признаки полов в еще большей степени, по мнению Фулье, проявляются в человеческом роде. 1) Особенности темперамента. 2) Эмоциональность. 3) Любовь и материнство. 4) Умственные способности мужчин и женщин. 5) Восприятие, память и обучение. 6) Патология психики [2, c. 46 – 50].
Теория А. Фулье показывает то, что метаболические процессы женского и мужского организма полностью отражают их значимость в качестве биологического пола и гендерных ролей.
Однако, кроме метаболической теории половых различий, необходимо отметить нейрогормональную теорию американских ученых во главе с Д. Броверманом. Исследователи высказали мнение о влиянии половых гормонов на симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы и тех, в свою очередь, на высшие психические функции. Предлагаемая гипотеза основана на следующих физиологических влияниях. Женские половые гормоны (эстрогены), воздействуя на симпатическую нервную систему, стимулируют решение простых психических задач и фицилитируют, т.е. облегчают решение психомоторных и интеллектуальных заданий, основанных на процессах возбуждения. Мужские половые гормоны (андрогены), стимулируя парасимпатическую нервную систему, облегчают решение сложных психомоторных и интеллектуальных задач, основанных на процессах торможения.
Решения психологических задач разного уровня сложности ими понимаются как проявление двух видов способностей: 1) способность к решению простых перцептуально-моторных задач. Под простыми перцептуально-моторными задачами понимаются задачи, определяемые в терминах скорости и точности их выполнения; 2) способность к решению тормозно-реструктирующих задач. Под тормозно-реструктирующими задачами понимают задачи, определяемые в понятиях «озарения».
Авторы показывают, что способности к решению перцептуально-моторных задач лучше развиты у женщин, а способности к решению тормозно-реструктирующих задач более развиты у мужчин (см. рис.1 и рис. 2).
Результаты опытов, в которых зафиксировано преимущество женского пола |
Задачи, в которых имеют преимущества мужчины |
· Скорость вербализации цветных обозначений · Тесты на скорость восприятия деталей и переключаемость внимания · Конторские, канцелярские способности, проявляющиеся в старших классах
|
· Гибкость выделения стимула из фона, в который он включен · Тесты, требующие деления целого на части · Тесты, требующие затормаживающих действий
|
Рис. 1 Сравнительные характеристики мужчин и женщин в решении задач
Признаки, по которым преимущества имеют женщины |
Признаки поведения, по которым преимущество имеют мужчины |
· Решение задач на основе прошлого опыта или выучивание в противовес творческим задачам (скорость называния цвета, разговор, быстрота чтения, распознавание букв) · Результаты, основанные на длинной предварительной практике, которая мало включает высшие познавательные процессы (печатание на машинке, скорость счета, быстрота кодирования) · Поведение, которое включает координацию мелких мышц, в совокупности с перцептивными процессами и процессами внимания (некоординация больших мышечных групп, как, например, в атлетике)
|
· Поведение, которое включает торможение и конечная цель которого отдалена во времени; ответы в пользу менее очевидных стимулов (тесты включенных в фон фигур, зеркальные действия, решение лабиринтов, способность сдерживать привычные моторные движения, изменения привычек, счет в обратную сторону) · Поведение, которое включает высшие процессы · Поведение, конечный результат которого оценивается через качество, а не в терминах точности и скорости, как у женщин (решение загадок, конструирование) |
Рис.2 Сравнительные характеристики поведенческих особенностей полов
Д. Броверман и его соавторы считают, что оба класса задач испытывают влияние баланса «адренергической» и «холенергической» нервных систем, которые, в свою очередь, антагонистично направлены друг к другу [2, c.52 – 56].
Для объяснения психологии половой дифференциации, полоролевой социализации, различий в полоролевом поведении, в отличие от биологически обусловленных теорий, существует ряд других концепций формирования половых различий. Как бы то ни было, необходимость четкого отличия собственно половых различий и различий в полоролевом поведении, то есть социально обусловленных, гендерных различий, несмотря на то, что последние формируются на фундаменте первых, и легла в основу тех концепций, которые рассматривают половые различия через призму социально-культурной, исторической и этнической детерминированности.
В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе «гармоничную» личность, могущего творить жизнь.
Библиографический список
- Астафьев, Я. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов /Я. У. Астафьев//Социологические исследования. – 2002. –№11. С. 127 – 134.
- Грошев, И. В. Психология половых различий: Монография /И. В. Грошев. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.- 683с.
- Малкина – Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина – Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928с. – (Справочник практического психолога).
- Мольтманн – Вендель, Э. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистическая теология и человеческая идентичность) /Э. Мольтманн – Вендель//Вопросы философии. – 1991. – №3. С. 91 – 104.
- Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие / Р. Г. Петрова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232с.
- Рогов, Е. И. Психологические отношения мужчин и женщин / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 288с.: ил. – (Азбука психолога).