Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Фалеев, А. В. Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека / А. В. Фалеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1349/ (дата обращения: 19.11.2024).

1. Религия как адаптация

Люди отличаются от приматов способностью образовывать очень большие коллективы неродственных индивидуумов. Это чрезвычайно "ресурсоемкое" в интеллектуальном плане поведение. У обезьян имеется четкая положительная корреляция между размером мозга и максимальным размером социальной группы [6, с.86]. На основе этой корреляции было рассчитано, что человеческий мозг в состоянии обеспечить эффективное функционирование группы из 150 индивидов, но не более. Между тем люди издавна образуют куда более многочисленные коллективы (и это во многих случаях дает им огромное адаптивное преимущество).

У человекообразных обезьян уходит так много интеллектуальных ресурсов на общественную жизнь потому, что они полагаются на механизм взаимного альтруизма ("ты мне - я тебе"), а для этого нужно каждого сородича знать лично, поддерживать с ним взаимоотношения, помнить историю этих взаимоотношений и знать "моральную репутацию" каждого члена коллектива.

Мозг человека не мог увеличиваться до бесконечности, поэтому пришлось выработать специальные механизмы адаптации, чтобы сделать возможным функционирование больших коллективов, в которых не все знают друг друга лично. Одной из таких адаптаций стала способность подавать, распознавать и высоко ценить сложные и трудно подделываемые сигналы, смысл которых "я свой", "я один из вас", "мне можно доверять".

Такой адаптацией явились религиозные верования и ритуалы, которые кажутся чуждыми и нелепыми для представителей других групп, но личностям, воспитанным в данном сообществе, эти религиозные верования кажутся естественными и гармоничными [4, с.50].

Именно поэтому, чем нелепее верование, тем лучше оно выполняет свою функцию отделения "своих" и "чужих". Часто считается добродетелью верить во что-то особо нелепое как раз потому, что в это так трудно поверить. Таким образом люди доказывают другим членам группы свою лояльность и готовность следовать групповым нормам просто потому, что "так у нас принято".

Следовательно, чем нелепее была вера, тем это являлось более объективным и более надежным средством отделить "своих" и "чужаков", потому что "чужак" гарантированно не будет верить в очевидную нелепицу.

Например, если посмотреть с этих позиций на христианство, то это, действительно, очень нелепая вера. Это отмечают и сами христиане, достаточно вспомнить знаменитое высказывание "Верую ибо абсурдно" (популярная богословская фраза, приписываемая то Тертуллиану, то Августину Блаженному, то Оригену).

Примерно об этом же писал и апостол Павел: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор., 1:22-23).

Проповедь о распятом нищей толпой Боге для ищущих мудрости древних греков казалась безумием.

Да и действительно, что может быть нелепее веры в то, что Бог – творец 100 млрд. галактик, в каждой из которых находится примерно 150 млрд. звезд со своими планетарными системами – родится на Земле, проживет, скитаясь, 33 года, а потом его прибьют гвоздями к доскам по желанию толпы пастухов-оборванцев.

Но именно из-за этой нелепости, христианство и стало самой популярной религией, т.к. эта нелепость лучше всего и позволяла отличать "своих" и "чужих". "Чужак" никогда не поверит в такую нелепость. А "свой", воспитанный в христианстве, - поверит.

Итак, единая вера позволяет людям объединяться в крупные сообщества – и именно в этом заключается ее адаптационное свойство. И это была полезная адаптация на определенных этапах развития общества, позволяющая более эффективно воевать с "чужаками".

В известном смысле, современный человек как биологический вид является продуктом войны – той смертельной борьбы за уникальную экологическую нишу, которую вели между собой различные роды, виды, и племена гоминид на протяжении двух миллионов лет. Поэтому основная функция объединения людей в крупные сообщества – более эффективное ведение межплеменных войн.

Первобытным сознанием незнакомый человек воспринимается, как "нелюди" и враг, подлежащий уничтожению. На чужака не распространялись моральные нормы, существующие внутри коллектива.

Религии служили эффективным инструментом для объединения больших групп людей с целью ведения войны [5, с.74].

Как указывает военный историк Ф.Контамин "никогда церковь наставляющая не осуждала все виды войн". [3, стр. 311]. С приходом христиан к власти в Риме Августин, опираясь на учение Христа – "Не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10,34), "Кто не со Мной, тот против Меня" (Мф. 12:30), – разработал концепцию "священных войн", после чего уничтожение неверных в любой войне объявлялось богоугодным деянием.

В "Коране" содержится столь же недвусмысленная инструкция на этот счет: "А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы" (Сура 47,4).

Однако на современном этапе развития человечества, с учетом глобализации, стирания границ между культурами, небывалого развития средств коммуникации, информационных технологий и средств массового уничтожения, разъединяющая роль религии становится все менее адаптивной и более вредной. Особенно это видно по странам мусульманского мира.

Сейчас религия начинает приносить больше вреда, чем пользы, разъединяя людей, исправно выполняя свою функцию объединения больших групп людей для войны с "чужаками".

Это позволяет сделать вывод о том, что роль религии в ближайшее время, видимо, будет уменьшаться, т.к. она начинает объективно мешать мирному сосуществованию цивилизаций.

 

2. Молитва, как форма психотерапии

Однако, постепенно отказываясь от религии как от института различения "своих" и "чужых" мы не должны отказываться от некоторых обрядов религии, которые обладают отчетливым психотерапевтическим эффектом.

Прежде всего, не нужно отказываться от молитвы.

Был проведен ряд исследований молитвы и сделаны выводы о том, что молитва помогает решать целый ряд психологических и соматических проблем (тревога, депрессия, горе и т. д.) [2, с.171]. Молитва показала свою эффективность при работе с целым рядом ситуаций: от проблем, связанных с самоуважением, самоутверждением и поиском места в жизни до соматических заболеваний, неврозов, детского энуреза, алкогольной, табачной, наркотической зависимости.  [1, с.8].

Кроме того молитва призывает к внутреннему движению. При разборе молитвы по предикатам, отмечалось, что они являются побуждающими к действию, активизирующими. А это очень важно для решения задач борьбы с паникой и отчаянием, при которых личность ощущает себя объектом действия внешних сил. Самоосознание себя активным субъектом действия избавляет от паники, что может иметь выраженный психотерапевтический эффект.

Но возникает логичный вопрос – если мы отказываемся от религии, то разве мы можем продолжать использовать молитву?

Кому может адресовать молитву атеист, убежденный в том, что эволюция (усложнение материальных структур) происходила естественным путем, и что для хода эволюции Вселенной никакого дополнительного постороннего вмешательства (вмешательства Бога) не требовалось и не требуется.

Да, атеист уверен в том, что во Вселенной – вне человека – Бога нет.

Однако, если мы обратим свой взгляд вглубь человека, то картина разительно изменяется.

Человек живет и ежесекундно получает множество сигналов из внешнего мира.

Он получает сигналы в виде электромагнитных волн – на частоту видимого реагируют рецепторы его глаз, на частоту теплового излучение реагируют рецепторы кожи. Он получает сигналы в виде акустических волн – на них реагирует барабанная перепонка. Он получает сигналы о давлении на участки кожи и т.п.

Из всего этого моря сигналов психика строит для человека образ Вселенной.

Человек, как осознающая себя личность, сам по себе ничего не "видит". Все, что он "видит" – это результат того, что для него смоделировала, создала психика, выделяя из огромного моря сигналов только какие-то строго определенные.

Таким образом, можно сказать, что в человеке находится "Нечто", что строит человеку модель всего окружающего мира. Условно мы вполне имеем право назвать это субъективно существующее "Нечто" – Создателем, и будем полностью правы, т.к. это "Нечто" создает для человека всю Вселенную, строит образ и модель окружающего мира.

Причем, что очень важно, это "Нечто" может создать такую модель Вселенной, которая будет совершенно отличаться от реальной.

Например, в случае, если человек доводит свою психику (т.е. "Нечто", Создателя, который строит субъективную модель мира) разными химическими или психотропными веществами, долго издевается над психикой с помощью алкоголя, то психика (Нечто) может создать такую Вселенную, в которой бегают чертики по стенам (алкогольный делирий, "белая горячка"), или в которой его бесконечно преследуют инопланетяне (бред преследования) или в которой в его животе поселилась огромная анаконда, медленно пожирающая кишки (висцеральные галлюцинации).

Все эти бредовые идеи будут для человека совершенно реальны, и ничто не сможет его переубедить, что этого не может быть, что ничего этого не существует. Он все равно будет вести себя так, как будто это самая настоящая реальность: он будет спасаться от чертиков, безуспешно прятаться от преследующих его инопланетян, бегать по врачам с требованием удалить из кишечника анаконду.

Поэтому, со своим "Создателем" Вселенной нужно жить в дружбе. Тогда он будет отражать реальный мир, а не фобии, галлюцинации и бредовые идеи.

Кроме того, нужно заметить, что этот "Создатель" (т.к. механизм его работы не осознается, то его еще называют Бессознательное) обладает очень выраженными особенностями – он все помнит и умеет моментально считать. Об этом недвусмысленно говорят опыты, произведенные над людьми под гипнозом или наблюдение за людьми, имеющими нарушение работы сознания. (Они могут вспомнить любое событие любого дня – что они делали в тот момент, во что были одеты, кто их окружал. Они могут мгновенно складывать, перемножить  и делить многозначные числа, мгновенно выполнять сложные алгебраические вычисления.)

Это Бессознательное реагирует на те сигналы, которые человек сознательно не воспринимает – в результате человек уверен, что он ничего не видит и не слышит, но изменение кожных реакций, показывает, что этот сигнал был услышан и тело на него отреагировало.

Т.е. это Бессознательное (Создатель) помнит и знает о нас все, видит и слышит то, что мы, как личности, не видим и не слышим, и обладает потрясающими способностями к решению задач.

Это Бессознательное управляет нами путем возбуждения доминант, в результате меняется наш взгляд на мир. Например, мы начинаем из всего массива фактов выхватывать только те факты, которые поддерживают нашу доминанту, а все остальные просто перестаем замечать (начинаем несознательно игнорировать).

Именно это Бессознательное, этого "Создателя" нашей личной Вселенной, мы вполне заслужено и может назвать "Богом". Нашим "личным Богом".

Мы можем его назвать "Богом", потому что именно от "Него" и зависит вся жизнь человека – будет человек счастлив или нет, будет внимательным на работе или засунет палец в станок, будет оставаться молодым и подтянутым или погрязнет в кабачном алкогольном смраде.

Мы, каждый из нас, имеет в своей голове "личного Бога", который может как помогать нам (и тогда у нас все получается), так и мешать (и тогда мы получаем неврозы).

Причем в отношении этого Бога нельзя применить слово "верю". Мы точно знаем, что он существует – существование этого Бессознательного доказано психологической наукой в многочисленных экспериментах.

Этого "личного Бога" (= Бессознательное) можно изучать, можно с ним дружить, можно ему перечить. Но "верить" или "не верить" в него мы не можем, как не можем "верить" или "не верить" законам гравитации, которые объективно существуют независимо от нашей в них веры.

Как атеисты мы можем понимать, что Бога нет и не может быть в окружающем нас мире. Не Бог создавал этот внешний мир. Не Бог создавал человека, как вид Homo Sapiens.

Но "личный Бог" есть в нас. И этот "личный Бог" создает нас, как личности, он суммирует весь наш жизненный опыт и опыт других людей, он создает нам наш внутренний мир, отражая в нем мир внешний, и строит модели развития внешнего мира (прогнозы на будущее).

И вот с этим "личным Богом" (т.е. с Бессознательным) очень полезно научиться общаться с помощью молитвы.

Например, садясь за руль автомобиля, совсем не лишним будет сказать, обращаясь к своему Бессознательному: "Господи, помоги мне все видеть и слышать на дороге,  помоги мне мгновенное реагировать на дорожные ситуации!"

Такое обращение к своему Бессознательному (своему внутреннему Богу) может улучшить Вашу реакцию,  настроить Ваши подсознательные процессы на более точную и внимательную работу.

Вставая утром с постели можно попросить: "Господи, помогли мне создать хорошее настроение на весь день". Выполнение этой просьбы вполне по силам нашему Бессознательному. И в результате Вы в течение дня автоматически будете пропускать мимо ушей плохие новости, но замечать хорошие.

Можно просить о помощи в сложном разговоре или объяснении (и тогда Бессознательное будет подбирать слова поудачнее, следить за Вашей правильной позой и выражением лица, внимательнее реагировать на подсознательные жесты оппонента).

Можно просить избавить себя от курения, от алкоголя, от любви к вредным продуктам, от игровых зависимостей, от неудач с противоположным полом и многое, многое другое.

Такая подстройка со своим собственным Бессознательным, обращение к нему в виде молитвы, может существенно облегчит психологическую жизнь человека, оказать психотерапевтический эффект и служить методом самовнушения.

 

Литература

1. Беккио Ж. Новый Гипноз: Практическое руководство / Ж. Беккио, Ш. Жюслен; пер. с франц. М.Р.Гинзбурга. - М.: Класс, 1997. - 160 с.

2. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

3. Контамин Ф. Война в Средние века / Ф. Контамин. - СПб.: Ювента, 2001. - 414 с.

4. Марков А.В. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или "вирус мозга"? / А.В. Марков // Историческая психология и социология истории. - 2009. - № 1. - С.45-56.

5. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии / А.П. Назаретян. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с.

6. Палмер Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Д. Палмер, Л. Палмер; пер с англ. А.Кулаков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 384 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Бессознательное, личной Бог, Бог, внешний мир, молитва, сигнал, группа людей, личный Бог, окружающий мир, полезная адаптация.


Задать вопрос