Восточнохристианская аскетика для современного человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Мусин, А. И. Восточнохристианская аскетика для современного человека / А. И. Мусин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112273/ (дата обращения: 16.11.2024).



В восточнохристианских духовных практиках особое место отводится практикам себя , в рамках которых человек борется со страстями — то есть грехами, вошедшими в привычку. При этом улучшение себя в рамках таких практик не является самоцелью, а является средством достижения особого состояния — соединенности с Богом. В православной традиции полнота соединения с Богом называется обожением , то есть максимальным подобием человека Богу. Эта идея отражена псаломским стихом «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6).

Из-за значительной дистанции между современным и средневековым обществом нелегко пояснить другим и самим себе, как же достигнуть соединения с Богом на практике. Настоящая короткая статья призвана обозначить некоторые опорные точки.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин настаивает, что в подвижничестве необходимо разделять «цель» и «конец» [1, с. 280], на современном языке мы бы это назвали тактической (в краткосрочной перспективе) и стратегической (в долгосрочной) целями. Итак, стратегия православного христианина — достижение Царства Небесного, тактика — очищение сердца, поскольку от сердца, загрязненного посторонним, заслоняется Бог.

Тем не менее, очищение сердца от греховных страстей само по себе представляется глобальной и не до конца решаемой задачей. Борьба со страстями изматывает человека, поскольку проводится поначалу вслепую, бессистемно, не ощущаются плоды этого делания, как следствие — начинающего подвижника охватывает уныние.

Отсутствие у человека «датчика» оповещения о его внутреннем состоянии — проблема не только для духовной, но и для душевной жизни. Как отмечает врач-психиатр И. Г. Гернет, человек из-за отсутствия боли и дискомфорта не может определить свое внутреннее состояние, даже при наличии признаков психического расстройства — например, отличить объективную печаль от спонтанной печали, вызванной депрессивным состоянием [2, с. 46].

Духовная жизнь должна вестись при условии, что душевная жизнь протекает в пределах условной нормы, иначе человек может оказаться в невротическом состоянии на религиозной почве. Богословское осмысление феномена невротической религиозности является одним из важных и перспективных [3], но, к сожалению, требует отдельного анализа, за рамками настоящей статьи.

Итак, человек начинает духовную жизнь. Какой путь можно ему обозначить в рамках православной аскетической традиции? На эту тему можно говорить много, но, как любил говорить святитель Григорий Палама, «всякое слово борется со словом» [4, с. 8], и единственным конечным критерием должен служить личный опыт Богообщения, приобретаемый через скорби и терпение, и приводящий к благой надежде (см. Рим. 5:3–5).

Аскетическое делание подразумевает как внешнюю сторону, так и внутреннюю — которая представляется более важной, чем внешняя. Как отмечает преподобный Исихий Иерусалимский, «внешнего человека легко сделать монахом… но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего» [1, с. 353]. Неразумная строгость в соблюдении богослужебного устава, поста, коленопреклонений и прочего, без обязательного научения Священным Писанием, без понимания того, как это нас должно приближать к стратегической цели — лишь вредит и провоцирует состояние глубокого уныния, которое приводит к оставлению всякой аскезы и даже может привести к охлаждению веры.

Основа внутренних практик себя (внутреннего делания) — молитва, понимаемая не как произнесение текста (устная), а как предстояние ума перед Богом (умная). Достигнуть этого состояния возможно и до полного очищения от страстей, при условии покаяния и старания помнить о Боге, для этого повторяется вслух себе одному или про себя (в присутствии других людей) короткая молитва. Например, преподобный Иоанн Кассиан фиксирует существовавшую в его время традицию короткой молитвы «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2) [1, с. 337].

Короткой молитвой может быть и молитва Иисусова, существующая в разных вариациях. Подробную историю форм Иисусовой молитвы раскрывает А. Г. Дунаев [5]. Мы отметим только такой практический момент, что устная молитва с навыком переходит в умную, главное — иметь внимание к каждому слову молитвы. Если ум рассеивается на 8 словах, то молитву можно сократить до 3 слов: «Господи, Иисусе Христе» — эта форма также является исторической формой Иисусовой молитвы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) рекомендует заниматься Иисусовой молитвой на церковных службах, эта молитва «удержит ум от скитания» и позволит более внимательно воспринимать церковное чтение и пение [6, с. 416].

Борьба со страстями, то есть борьба с греховными делами и с греховными помыслами, приводящими к делам — обязательный спутник внутренней молитвы. Только опытным путем можно узнать ходы, по которым греховные мысли входят в нас, и как они связаны между собой, а также с текущим душевным и физиологическим состоянием человека, внешними факторами и так далее. Борьба ведется на протяжении всей жизни и предполагает, что своими силами человек не может достигнуть бесстрастия. Эту великую истину недостаточно познать чисто интеллектуально, необходимо это познать опытом, через постоянное падение в грех и покаяние, по слову Соломона: «ибо семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24:16).

По немощи грех иногда низлагает человека против его воли. Лютеранский автор Иоганн Арндт, книги которого, тем не менее, издавались в Российской империи и получали рекомендацию многих святых Русской Церкви [7, с. 30], отвечает на это: «если ты обнаруживаешь в себе борьбу духа с плотью… пусть это случается даже и часто — то это знак верующего сердца» [7, с. 131], «доколе в человеке продолжается сия борьба, дотоле грех не господствует в нём. Ибо с кем постоянно борешься, тот не может господствовать» [7, с. 132].

Обычно в этом случае не идет речь о каких-то тяжелых смертных грехах, а скорее о греховных слабостях, которые не препятствуют участие человека в церковных Таинствах, прежде всего в Евхаристии. Минимальной нормой для подвизающегося и желающего обрести жизнь вечную со Христом представляется еженедельное Причастие (по воскресным дням) как деятельное выражение веры в то, что Евхаристия совершается, пока не придет ожидаемый тобою Господь (см. 1 Кор. 11:26). При возможности, христианин может причащаться еще чаще, например, четыре раза в неделю, как отмечает свт. Василий Великий [8, с. 594], при новозаветной норме — каждый день (Деян. 2:46), норме, которая отражена в линии святоотеческих толкований прошения «хлеб наш насущный даждь нам днесь» [9, с. 237]. При наличии достаточного катехизического научения и научения Писанием, при осознании смысла Таинства, при усердии христианина имеет смысл отказаться от традиционного молитвенного правила, заменяя его молитвой Иисусовой по силе молящегося, следя преимущественно не за количеством, а за качеством [10].

Внешние дела также призваны сделать нашу веру совершенной (см. Иак. 2:22). К ним, в том числе, относятся занятия рациональной теологией и вообще любой интеллектуальной деятельностью. Научная деятельность предполагает, что при расширении границ знания обнаруживается еще бо́льшая граница незнания. Это может помочь к приобретению смиренномудрия, которое необходимо для правильной молитвы.

Литература:

  1. Добротолюбие / отв. ред. В. В. Грозов. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012. 1303 с.
  2. Гернет И. Г. Сердце не сходит с ума. М.: Филин, 2023. 152 с.
  3. Великанов П., прот. Невротическая религиозность: генезис, феноменология и перспективы взаимодействия в рамках православной традиции // Вопросы богословия. 2020. № 2 (4). С. 13–37.
  4. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. 384 с.
  5. Дунаев А. Г. История Иисусовой молитвы: лекция. 2015. [Видеозапись]: https://youtu.be/uV7i1VsoE-U (дата обращения: 22.03.2024).
  6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные творения. Аскетические опыты: в 2 т. Т. II. М.: Сибирская Благозвонница, 2017. 701 с.
  7. Арндт Иоганн. Об истинном христианстве / пер. под ред. игум. Петра (Мещеринова). М.: Эксмо, 2022. 1008 с.
  8. Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 2. Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. 1232 с. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4)
  9. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. М.: Паломникъ, 2001. Т. 4. Аскетическая проповедь. 2002. 783 с.
  10. Об участии верных в Евхаристии. Принято Архиерейским Совещанием РПЦ 2–3 февраля 2015. [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения 22.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, короткая молитва, молитва, внутреннее состояние, грех, духовная жизнь, душевная жизнь, очищение сердца, практик, слово, страсть, эта.


Задать вопрос