Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Восточнохристианская аскетика для современного человека

Теология
24.03.2024
11
Поделиться
Библиографическое описание
Мусин, А. И. Восточнохристианская аскетика для современного человека / А. И. Мусин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112273/.


В восточнохристианских духовных практиках особое место отводится практикам себя , в рамках которых человек борется со страстями — то есть грехами, вошедшими в привычку. При этом улучшение себя в рамках таких практик не является самоцелью, а является средством достижения особого состояния — соединенности с Богом. В православной традиции полнота соединения с Богом называется обожением , то есть максимальным подобием человека Богу. Эта идея отражена псаломским стихом «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6).

Из-за значительной дистанции между современным и средневековым обществом нелегко пояснить другим и самим себе, как же достигнуть соединения с Богом на практике. Настоящая короткая статья призвана обозначить некоторые опорные точки.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин настаивает, что в подвижничестве необходимо разделять «цель» и «конец» [1, с. 280], на современном языке мы бы это назвали тактической (в краткосрочной перспективе) и стратегической (в долгосрочной) целями. Итак, стратегия православного христианина — достижение Царства Небесного, тактика — очищение сердца, поскольку от сердца, загрязненного посторонним, заслоняется Бог.

Тем не менее, очищение сердца от греховных страстей само по себе представляется глобальной и не до конца решаемой задачей. Борьба со страстями изматывает человека, поскольку проводится поначалу вслепую, бессистемно, не ощущаются плоды этого делания, как следствие — начинающего подвижника охватывает уныние.

Отсутствие у человека «датчика» оповещения о его внутреннем состоянии — проблема не только для духовной, но и для душевной жизни. Как отмечает врач-психиатр И. Г. Гернет, человек из-за отсутствия боли и дискомфорта не может определить свое внутреннее состояние, даже при наличии признаков психического расстройства — например, отличить объективную печаль от спонтанной печали, вызванной депрессивным состоянием [2, с. 46].

Духовная жизнь должна вестись при условии, что душевная жизнь протекает в пределах условной нормы, иначе человек может оказаться в невротическом состоянии на религиозной почве. Богословское осмысление феномена невротической религиозности является одним из важных и перспективных [3], но, к сожалению, требует отдельного анализа, за рамками настоящей статьи.

Итак, человек начинает духовную жизнь. Какой путь можно ему обозначить в рамках православной аскетической традиции? На эту тему можно говорить много, но, как любил говорить святитель Григорий Палама, «всякое слово борется со словом» [4, с. 8], и единственным конечным критерием должен служить личный опыт Богообщения, приобретаемый через скорби и терпение, и приводящий к благой надежде (см. Рим. 5:3–5).

Аскетическое делание подразумевает как внешнюю сторону, так и внутреннюю — которая представляется более важной, чем внешняя. Как отмечает преподобный Исихий Иерусалимский, «внешнего человека легко сделать монахом… но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего» [1, с. 353]. Неразумная строгость в соблюдении богослужебного устава, поста, коленопреклонений и прочего, без обязательного научения Священным Писанием, без понимания того, как это нас должно приближать к стратегической цели — лишь вредит и провоцирует состояние глубокого уныния, которое приводит к оставлению всякой аскезы и даже может привести к охлаждению веры.

Основа внутренних практик себя (внутреннего делания) — молитва, понимаемая не как произнесение текста (устная), а как предстояние ума перед Богом (умная). Достигнуть этого состояния возможно и до полного очищения от страстей, при условии покаяния и старания помнить о Боге, для этого повторяется вслух себе одному или про себя (в присутствии других людей) короткая молитва. Например, преподобный Иоанн Кассиан фиксирует существовавшую в его время традицию короткой молитвы «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2) [1, с. 337].

Короткой молитвой может быть и молитва Иисусова, существующая в разных вариациях. Подробную историю форм Иисусовой молитвы раскрывает А. Г. Дунаев [5]. Мы отметим только такой практический момент, что устная молитва с навыком переходит в умную, главное — иметь внимание к каждому слову молитвы. Если ум рассеивается на 8 словах, то молитву можно сократить до 3 слов: «Господи, Иисусе Христе» — эта форма также является исторической формой Иисусовой молитвы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) рекомендует заниматься Иисусовой молитвой на церковных службах, эта молитва «удержит ум от скитания» и позволит более внимательно воспринимать церковное чтение и пение [6, с. 416].

Борьба со страстями, то есть борьба с греховными делами и с греховными помыслами, приводящими к делам — обязательный спутник внутренней молитвы. Только опытным путем можно узнать ходы, по которым греховные мысли входят в нас, и как они связаны между собой, а также с текущим душевным и физиологическим состоянием человека, внешними факторами и так далее. Борьба ведется на протяжении всей жизни и предполагает, что своими силами человек не может достигнуть бесстрастия. Эту великую истину недостаточно познать чисто интеллектуально, необходимо это познать опытом, через постоянное падение в грех и покаяние, по слову Соломона: «ибо семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24:16).

По немощи грех иногда низлагает человека против его воли. Лютеранский автор Иоганн Арндт, книги которого, тем не менее, издавались в Российской империи и получали рекомендацию многих святых Русской Церкви [7, с. 30], отвечает на это: «если ты обнаруживаешь в себе борьбу духа с плотью… пусть это случается даже и часто — то это знак верующего сердца» [7, с. 131], «доколе в человеке продолжается сия борьба, дотоле грех не господствует в нём. Ибо с кем постоянно борешься, тот не может господствовать» [7, с. 132].

Обычно в этом случае не идет речь о каких-то тяжелых смертных грехах, а скорее о греховных слабостях, которые не препятствуют участие человека в церковных Таинствах, прежде всего в Евхаристии. Минимальной нормой для подвизающегося и желающего обрести жизнь вечную со Христом представляется еженедельное Причастие (по воскресным дням) как деятельное выражение веры в то, что Евхаристия совершается, пока не придет ожидаемый тобою Господь (см. 1 Кор. 11:26). При возможности, христианин может причащаться еще чаще, например, четыре раза в неделю, как отмечает свт. Василий Великий [8, с. 594], при новозаветной норме — каждый день (Деян. 2:46), норме, которая отражена в линии святоотеческих толкований прошения «хлеб наш насущный даждь нам днесь» [9, с. 237]. При наличии достаточного катехизического научения и научения Писанием, при осознании смысла Таинства, при усердии христианина имеет смысл отказаться от традиционного молитвенного правила, заменяя его молитвой Иисусовой по силе молящегося, следя преимущественно не за количеством, а за качеством [10].

Внешние дела также призваны сделать нашу веру совершенной (см. Иак. 2:22). К ним, в том числе, относятся занятия рациональной теологией и вообще любой интеллектуальной деятельностью. Научная деятельность предполагает, что при расширении границ знания обнаруживается еще бо́льшая граница незнания. Это может помочь к приобретению смиренномудрия, которое необходимо для правильной молитвы.

Литература:

  1. Добротолюбие / отв. ред. В. В. Грозов. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012. 1303 с.
  2. Гернет И. Г. Сердце не сходит с ума. М.: Филин, 2023. 152 с.
  3. Великанов П., прот. Невротическая религиозность: генезис, феноменология и перспективы взаимодействия в рамках православной традиции // Вопросы богословия. 2020. № 2 (4). С. 13–37.
  4. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. 384 с.
  5. Дунаев А. Г. История Иисусовой молитвы: лекция. 2015. [Видеозапись]: https://youtu.be/uV7i1VsoE-U (дата обращения: 22.03.2024).
  6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные творения. Аскетические опыты: в 2 т. Т. II. М.: Сибирская Благозвонница, 2017. 701 с.
  7. Арндт Иоганн. Об истинном христианстве / пер. под ред. игум. Петра (Мещеринова). М.: Эксмо, 2022. 1008 с.
  8. Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 2. Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. 1232 с. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4)
  9. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. М.: Паломникъ, 2001. Т. 4. Аскетическая проповедь. 2002. 783 с.
  10. Об участии верных в Евхаристии. Принято Архиерейским Совещанием РПЦ 2–3 февраля 2015. [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения 22.03.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 321-323):
Часть 5 (стр. 261-329)
Расположение в файле:
стр. 261стр. 321-323стр. 329

Молодой учёный