Современный мир стал очень жесток: войны, болезни, природные катаклизмы, люди испытывают ежедневные стрессы. Нельзя быть полностью уверенным в завтрашнем дне. Случаются неприятности, горести и утраты. Сталкиваясь с этим, люди всё чаще идут в храм божий, чтобы найти поддержку и защиту. Люди утратили прежнюю светлую веру, а взамен стали появляться новые идеалы.
Ныне же, человек возвращается в церковь, а как себя вести там, кому помолиться и, главное, ЧТО сказать? КАКУЮ молитву произнести? и КАК это сделать? К сожалению, знают немногие.
Начальная работа была нацелена на изучение и анализ литературы и на сбор информации по теме проекта. Полученная информация помогла выявить основные направления, цель, задачи исследования.
В «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «Молитва - установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла». [4]
Молитва – общение и единение человека с Богом, дверь в Царство Божие, источник всех добродетелей, путь к Богу, пища души, средство исполнения Заповедей, главное дело жизни, высочайшая форма человеческого бытия, разрушительница скорбей, мать исправления жизни и очищения от грехов, путеводитель сквозь искушения, показатель духовного возраста.
Молитва - основная форма общения с Богом, обращениек Нему с благодарностью. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом. О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие: молиться нужно с верою, втайне, кратко, тихо искренне, смиренно, постоянно, в любое время, с дерзновением и настойчивостью, обо всех людях, в том числе и о царях, и о начальствующих, как об отдельных человеках (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь), даже и о врагах, также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить», особенно же о всех святых. В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое. [3]
У каждого человека есть какие-либо мечты, желания. Одни мечтают о богатстве, другие о здоровье, третьи о том, чтобы хорошо учиться. Но не всегда наши мечты сбываются. А православные люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.
Молитва может стать общепринятым обычаем; многие молятся потому, что так делают другие. Другие молятся из-за боязни чего-то ужасного, что может произойти, если они перестанут обращаться со своими регулярными прошениями.
Для некоторых людей молитва является выражением тихой благодарности, для других — коллективной хвалой, социальным выражением религиозного чувства. Иногда она является подражанием религии другого человека, в то время как в истинной молитве происходит искреннее и доверительное общение духовной сущности создания с вездесущим присутствием духа Создателя [1].
Молитва может быть спонтанным выражением богосознания или бессмысленным повторением теологических штампов. Она может быть восторженной хвалой богопознавшей души или рабской покорностью скованного страхом смертного. Иногда она является патетическим выражением духовных стремлений, иногда — крикливым, показным выражением набожности. Молитва может быть радостной хвалой или смиренной мольбой о прощении. Молитва может быть детской просьбой о невозможном — или зрелой мольбой о нравственном росте и духовной силе. Она может просить о хлебе насущном — или заключать в себе чистосердечное стремление найти Бога и выполнить его волю. Это может быть целиком эгоистичная просьба — или истинный и величественный шаг к воплощению бескорыстного братства. Молитва может быть гневным призывом к мести или милосердным заступничеством за своих врагов. Она может быть выражением надежды изменить Бога или могущественным способом изменения собственного «я». Она может быть раболепной мольбой пропащего грешника перед якобы непреклонным Судьей или радостным излиянием освобожденного сына живого и милосердного небесного Отца.
Современного человека приводит в недоумение идея сугубо личного общения с Богом. Многие люди перестали регулярно молиться; они обращаются к молитве только тогда, когда испытывают особые затруднения, оказываются в чрезвычайных ситуациях. Человеку не следует бояться говорить с Богом, но только духовно инфантильный человек может пытаться уговаривать Бога или полагать, что способен изменить его [2].
Однако настоящая молитва действительно достигает реальности. Даже поднимающийся воздушный поток не поможет птице набрать высоту, если она не расправит свои крылья. Молитва возвышает человека потому, что является методом достижения прогресса за счет использования восходящих духовных потоков вселенной.
«Православие» означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. [4]
Молитва – это сердечное общение с Богом. Общение – это не только слова. Оно включает в себя и мысли, и чувства и предполагает обмен ими. Молитва — это откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом. [6]
У православных людей есть три вида молитвы.
Виды молитв.
Молитва-прошение
Это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ, просят здоровья или успеха. Человек просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Есть просьбы о духовных дарах. Верующий просит у Бога прибавления ума или любви. А ещё о том, чтобы Бог давал человеку ощутить свою близость. Наша обязанность ее возносить вполне понятна. Только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для внешней.
Молитва-благодарение
Эта молитва редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто, к сожалению, забываем поблагодарить. Так бывает и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.
Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедрОты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Человек ничего своего не имеет - всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.
Естественность благодарственной молитвы подчеркивается, словом Божиим. Оно возбуждает нас к ней и внушает ее.
Молитва-славословие
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Славословной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. «Молитвою славы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь...» [5]
Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом. Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах. Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас [7].
Молитва — даже как чисто человеческая практика, диалог со вторым «я» — является методом наиболее эффективного пробуждения тех скрытых сил человека, которые заложены в человеческом разуме и хранятся в области подсознания. Молитва является благотворной психологической практикой, помимо ее религиозного значения и духовного смысла. То, что большинство людей, попадая в трудное положение, тем или иным образом обращаются к молитве и просят о помощи у какого-либо источника, является фактом человеческого опыта.
Не будьте столь нерадивы, чтобы просить Бога избавить вас от трудностей, однако всегда, не колеблясь, обращайтесь к нему за мудростью и стойкостью духа, которые будут вести и поддерживать вас, пока вы будете решительно и мужественно решать возникающие проблемы.
Литература:
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета
- Голосова О., Болотина Д. Закон Божий. – М: Лепта Книга, 2013 – 720 с.
- Молитвенный вестник №10, 2009 (Коми, ХГ «ЦЕЛИ»)
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Осипов А.И. Послушание и молитва. – 2012. – 64 с.
- Протоиерей Василий Шустин. Наступает время молитв. – М: Золотой город, 2014. – 198 с.
- Ступени к Небу. Как научиться любить людей. – М: Золотой город, 2016. – 256 с.