Управление чувством гнева | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.07.2023

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Трепакова, Т. В. Управление чувством гнева / Т. В. Трепакова, О. Г. Заблоцкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3878/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматривается проблема управления чувством гнева. Рассматриваются методики и практики управления чувством гнева: методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга и вербальный фрустрационный тест Л. Н. Собчика. Практическая значимость работы заключается в отборе методов для управления чувством гнева.

Ключевые слова: гнев, стресс, управление чувством гнева, фрустрационные реакции, методики управления чувством гнева.

В современном мире люди часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. В связи с чем, у человека возникают негативные эмоции и чувства, которые отрицательно влияют на здоровье. Избежать эмоций или вовсе избавиться от них просто невозможно. Но научиться контролировать свои эмоции можно. В зарубежной психологии отцом теории эмоций по праву считается К. Изард. К базовым эмоциям он относит эмоцию интереса, эмоцию радости, эмоцию удивления, эмоцию печали, эмоцию гнева, эмоцию отвращения, эмоцию презрения, эмоцию страха, эмоцию стыда, смущение (застенчивость), вину и любовь [2, с. 6]. Владимир Даль писал, что гнев — сильное чувство негодования; страстная, порывистая досада; запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба. Гнев — это одно из эмоциональных проявлений, при которой язык работает быстрее мозга. Гнев — это эмоция, охватывающая все, от легкого раздражения до сильной ярости. Триггеры гнева у всех разные и зависят от возраста, пола, жизненного фона, культуры. В мультфильме «Головоломка» мы видим человека, испытывающего чувство гнева: он злится, становится красным, а из ушей выходит пар; на лице мы видим, как сжимаются губы, рот закрыт, глаза блестят, брови сведены вместе. Химические вещества, такие как адреналин и норадреналин, пронизывают организм. В мозгу в этот момент «сходит с ума» миндалевидное тело — часть мозга, отвечающая за эмоции. Причинами гнева К. Изард [2, с. 33-34] относит ограничение свободы, препятствие в достижении цели, аверсивная стимуляция — событие или физическое ощущение, которое человек считает неприятным и воспринимает как наказание. Психологические исследования показывают, что привычка выпускать гнев полезна для здоровья. Люди, которые не держат в себе отрицательные эмоции — дольше живут. Если же накапливать в себе злость и неудовлетворенность, то это повышает риск заболеваний, начиная от сердечных, до рака. Причины, вызывающие чувство гнева — идеализация, долженствование, мышление стереотипами, попытка манипуляции, намеренное преувеличение, незнание предыстории, неправильное выражение эмоций. Мокрова А. П. рассматривает причины, вызывающие чувство гнева и выделяет следующие: фрустрация, физическая угроза, моральный вред (отказ, оскорбление, неуважение), действия, противоречащие моральным ценностям, разочарование [3, c. 2-3]. Когда мы видим или чувствуем, что на пути к нашей цели есть препятствие, в головном мозге активируются различные зоны, последовательно передающие сигнал в надпочечники, которые в свою очередь выделяют гормоны: адреналин, кортизол [1, c. 2]. В состоянии гнева можно выделить несколько аспектов: эмоции — раздражение, злость (мысли о человеке или событии с негативной точки зрения); физические ощущения — на состояние сосудов и сердца: мелкие кровеносные сосуды расширяются, человек становится красным, при этом вырабатывается гормон — кортизол; может быть учащенное сердцебиение, внутреннее напряжение, нарушение дыхания; поведение — нападение, спор, избегание, причинение вреда. В психологической литературе существует различные методики для диагностики агрессии [4]: опросник Басса-Дарки, опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева, опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева, тест руки Вагнера, ассоциативно-рисуночный тест для детей (модифицированный вариант теста С. Розенцвейга), вербальный фрустрационный тест Л. Н. Собчика, методика «Дом. Дерево. Человек», тест «Несуществующее животное», методика «Кинетический рисунок семьи». В методике изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, которая была описана в 1944 году [5, c. 56-74] предложены несколько рисунков, на которых изображены различные ситуации: ситуация «препятствия», ситуация «обвинения». Фрустрационный вербальный тест Л. Н. Собчика представляет собой гипотетические ситуации, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Круг фрустрирующих ситуаций затрагивает такие области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, дочь, сын), а также сферу взаимодействия в школе и бытового общения. Автор исходил из того, что реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования; реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой; сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции. Также существенным плюсом управления гневом является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели. В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми. Рассмотрим практики управления гневом.

  1. Дыхательная практика через открытый рот, стараясь расслабить челюсти, при чем уходит напряжение.
  2. В течение 15–20 минут непрерывно записать все мысли, не оценивая их. Можно даже не ставить знаки препинания и не думать о том, как сформулировать предложение: эти записи никто не увидит. Когда поток мыслей закончится, лист можно выбросить.
  3. Проговорить все, о чем думаете в данный момент, описать эмоции. Проанализировать возникшую ситуацию вслух — это позволит более четко сформулировать суть проблемы и разобраться с ней.
  4. Творчество позволяет не только успокоиться, но и изменить негативное мышление на позитивное.
  5. Монотонная физическая деятельность, например, уборка косвенно придает чувство уверенности.
  6. Создание «Альбома мечты» — переход от желаемого к действительному. Поэтому мало просто абстрактно хотеть, нужно придавать своим воздушным замкам как можно более конкретный облик. Эта особенность нашего мышления позволяет правильно формировать свои запросы. Альбом «Мечты» исполняет мечты, являясь проводником наших желаний.
  7. Избегать категоричных высказываний.

Начальным этапом нашей работы [6, c. 12] был подбор методик для изучения реакций человека, испытывающих чувство гнева. Фрустрационные реакции человека можно изучать, например, по методике С. Розенцвейга. Методика состоит из 24 ситуаций, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Некоторые ситуации в настоящее время не совсем актуальны, поэтому часть ситуаций были взяты из фрустрационного вербального теста Л. Н. Собчика. На основании этих методик была создана анкета, размещенная в сети интернет по ссылке https://forms.gle/qWHHr8wkbumWk5tJ6. На вопросы анкеты ответили одноклассники (20 человек). Ответы были обработаны по методике Л. Н. Собчика. Все вопросы были разделены на источники фрустрации: родители 11, 17–18; приятель, одноклассник, друг 9, 14–16, 19; классный руководитель, начальник — 8, 20–21; посторонние 1–7, 10, 12–13, 22–24. Для обработки ответов составим таблицу, в которой 6 баллов — резкие ответы, 5 баллов — обвинения, ругань, 4 баллов — отрицание вины, 3 балла — неловкость, 2 балла — признание вины, 1 балл — недовольство собой. Для того, чтобы быстро посчитать сумму второго столбца и среднее значение третьего столбца воспользуемся возможностями python:

a = "5 2 5 5 5 5 4 3 3 4 4 3 4 3 2 5 5 4 4 5 4 5 5 3"

b = [int(x) for x in a.split()]

c= f'{sum(b)}'

print(c)

print(int(c)/24)

Таблица 1

Усредненная оценка степени агрессивности (для 1 респондента)

Баллы по респонденту

Сумма

Среднее

1

5 2 5 5 5 5 4 3 3 4 4 3 4 3 2 5 5 4 4 5 4 5 5 3

97

4

Среднее значение показывает усредненную оценку степени агрессивности [6, c. 14]. Интерпретация ответов: все респонденты не имеют выраженной степени агрессивности. Оценка 4 характерна для активных и оптимистичных личностей, оценка 3 — для умеренно выраженными гипотимными и тормозимыми чертами.

Составим таблицу фрустрационных ценностей (см. таблицу 2) [6, c.15].

Таблица 2

Фрустрационные ценности (для 3 респондентов)

респондента

Среднее значение 11,17,18 (родители)

Среднее значение 9,14,15,16,19 (друзья, приятели)

Среднее значение 8,20,21 (кл. рук.)

Среднее значение 1–7, 10,12,13,22,23,24 (посторонние)

1

4 5 4

13

4

3 3 2 5 4

17

3

3 5 4

12

4

4 3 4 5 5 3

26

4

2

4 5 5

14

5

3 3 2 3 4

15

3

3 5 4

12

4

3 3 4 5 5 3

23

3

3

3 4 2

9

3

3 3 3 3 4

16

3

2 3 4

9

3

2 3 3 3 4 2

17

2

Анализируя таблицы [6, c. 1,2] по фрустрационной ценности — «родители»: 3 из 20 респондентов имели показатель 5, что соответствует агрессивным личностям с плохим самоконтролем. По ценности — «друзья, приятели» и «классный руководитель» — норма, кроме 2 респондентов — агрессивная личность. По фрустрационной ценности — «посторонние» норма у всех, кроме 2 респондентов: тревожно-мнительные черты. После проведения исследования по методикам С. Розенцвейга и Л. Н. Собчика на выявление как человек ведет себя, когда испытывает чувство гнева, нужно было продумать, как помочь сверстникам контролировать это чувство. Для этого, изучая различные практики, были выделены следующие: вдыхать через нос; дышать через рот, стараясь расслабить челюсти; в течение 15–20 минут непрерывно записывать все мысли, не оценивая их; проговорить все, о чем думаете в данный момент, опишите эмоции. Проанализируйте возникшую ситуацию вслух — это позволит более четко сформулировать суть проблемы и, как следствие, разобраться с ней. Чтобы лучше запомнить эти практики была создана интеллект-карта «Управление гневом» в программе https://coggle.it/?lang=ru (см. рис 1).

Интеллект-карта

Рис. 1. Интеллект-карта

В ходе проведения исследования [6, с. 18] были рассмотрены причины и особенности проявления гнева, его влияние на организм человека, как положительное, так и отрицательное. Были рассмотрены практики по преодолению проявлений гнева у старшеклассников, изучены возможности целенаправленной работы по формирования самоконтроля и самообладания у школьников. На основе этих практик была создана визуальная интеллект-карта. Хотя само чувство гнева нельзя назвать отрицательным, так как оно помогает справляться со стрессом, которого в нашей жизни достаточно много.

Литература:

  1. Биба, И. С. Проявление гнева и агрессии у обучающихся: последствия и возможности преодоления // Россия молодая: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16–19 апреля 2019 года — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2019.
  2. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с.
  3. Мокрова, А. А. Опыт гнева / А. А. Мокрова // E-Scio. — 2019. — № 8(35). — С. 118–123.
  4. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост Л. В. Шипова. — Cаратов, 2016. — 56 с.
  5. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. е.Е.Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.
  6. Трепакова Т. В. Управление чувством гнева. Проектная работа. URL: https://eee-science.ru/wp-content/uploads/2023/04/Чувство-гнева-шк-59-Трепакова-Т-10Б.pdf???history=16&pfid=1&sample=0&ref=1 Дата доступа 10.07.2023.


Ключевые слова

стресс, гнев, управление чувством гнева, фрустрационные реакции, методики управления чувством гнева

Похожие статьи

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Регуляция психических состояний средствами рисуночной арт-терапии

Целью работы является разработка набора методик регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел средствами рисуночной арт-терапии. Выборку исследования составили сотрудники правоохранительных органов. Процедура исследования состоял...

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Результаты изучения отношения к стрессу у студентов первого курса рисуночной проективной методикой «Я и стресс»

Анализируется отношение к стрессу у студентов первого курса. Исследование проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Я и стресс». Результатом проведения исследования явилось описание отношения к стрессу у студентов-первокурсников.

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Похожие статьи

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Регуляция психических состояний средствами рисуночной арт-терапии

Целью работы является разработка набора методик регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел средствами рисуночной арт-терапии. Выборку исследования составили сотрудники правоохранительных органов. Процедура исследования состоял...

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Результаты изучения отношения к стрессу у студентов первого курса рисуночной проективной методикой «Я и стресс»

Анализируется отношение к стрессу у студентов первого курса. Исследование проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Я и стресс». Результатом проведения исследования явилось описание отношения к стрессу у студентов-первокурсников.

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Задать вопрос