Как научиться находить общий язык с людьми, у которых низкий эмоциональный интеллект: особый подход и советы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.05.2024

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Вежневец, С. Д. Как научиться находить общий язык с людьми, у которых низкий эмоциональный интеллект: особый подход и советы / С. Д. Вежневец, И. В. Легошин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4464/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время вопрос, касающийся эмоционального интеллекта, стал как никогда актуален. Человек стремится развивать свой внутренний мир, познавать себя. В том числе и эмоциональный интеллект, который помогает людям легче достигать своих целей, адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях. Люди с развитым эмоциональным интеллектом принимают взвешенные решения, а также лучше разбираются в своих и чужих потребностях и мотивах. Хорошо развитый эмоциональный интеллект повышает шансы человека на успешное построение профессиональной карьеры и семьи, помогает в общении, настраивает на общий успех в жизни. Если у людей в нашем мире будет развит эмоциональный интеллект, то мы могли бы лучше понимать друг друга, находить компромиссы в различный ситуациях и решать свои проблемы так, чтобы выбранные нами решения были верными и взвешенными.

Основоположниками системы представлений о сущности эмоционального интеллекта являлись Р. Торндайк, Ч. Хант, Д. Векслер, Р. Липер, Р. Лазрус, Л. Шпитц, К. Шерер, У. Гурей, Ф. Данеш, А. Ортони, А. Коллинз, Р. Стенберг, Г. Гарднер, Р. Бар-Он, Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Гоулман.

Учёные дают следующие определения эмоционального интеллекта:

  1. Д. Гоулман — способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции, окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [3];
  2. Р. Бар-Он — все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [2];
  3. И. Н. Андреева — устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей и подструктура социального интеллекта в структуру которой входят: во-первых, способности к осознанию регуляции эмоций; во-вторых, понимание эмоций; в-третьих, ассимиляция эмоций в мышлении, и крайний компонент различение и выражение эмоций [1];
  4. Д. В. Люсин — психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [4];
  5. Д. Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей выдвинули положение о том, что эмоциональный интеллект включает в себя такие категории адаптивных способностей как, проявление и оценивание эмоций, контроль чувств и переживаний, использование эмоций в процессе деятельности и мышления [5].

Категории адаптивных способностей, предложенных Д. Карузо, Дж. Майером, которые впоследствии стали базовыми характеристиками эмоционального интеллекта:

Первая способность, проявление и оценивание эмоций. Для того, чтобы поддерживать эмоциональное благополучие, нужно быть компетентным в своих переживаниях. Для этого необходимо уметь отслеживать свои внутренние переживания, понимать их природу и причину возникновения. Так же важно уметь проявлять, обозначать свои эмоции и разделять их на продуктивные, которые помогают улучить эмоциональное состояние и производительность труда, и непродуктивные, которые заставляют опустить руки, столкнуться с тревогой, депрессией и иными видами расстройств.

Вторая способность, контроль чувств и переживаний. Человеку с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности необходимо уметь контролировать свою внутреннюю реакцию на внешние раздражители, а именно замечать эмоцию и регулировать ее интенсивность и проявление.

Третья способность, использование эмоций в процессе мышления и деятельности. Исходя из данной категории, мы обращаем внимание на то, что эмоции выступают в роли вечного двигателя, который запускает процесс познания, улучшает наше внимание, память, мышление, воображение, улучшает продуктивность в той или иной деятельности.

Для того, чтобы разобраться, как развит эмоциональный интеллект у подростков я провела опрос по методике «Тест эмоционального интеллекта Холла» среди обучающихся 10 классов. Опрос я проводила для того, чтобы понять, какой уровень эмоционального интеллекта доминирует среди обучающихся 10 классов больше всего и какой вывод из этого я могу сделать.

Итак, по результатам опроса: 7 человек обладают высоким эмоциональным интеллектом, 30 — низким, 13 — средним. 30 человек не умеют достаточно распознать эмоции других людей или свои личные, в их жизни практически полное отсутствие эмоций и их ценность.

Благодаря этому опросу можно сделать вывод, что только единицы вполне понимают свои эмоции и в будущем имеют большие перспективы. В остальном, люди эти эмоции не понимают и понять не хотят, так как эта тема плохо освящается. Данный результат — не норма, но так как примерный возраст проходящих составляет 17 лет, то можно сделать поблажку в виде неопытности, ибо осознание эмоций приходит с годами, но также существуют тренинги, которые важно и нужно проходить для более комфортного проживания. Этим опросом я показала именно то, что хотела — в чем же заключается важность эмоционального интеллекта, а также проблема: люди практически ничего не знают об EQ, поэтому относятся с пренебрежением к своим эмоциям, обесценивая их вовсе. Эмоции имеют огромный вес в нашей жизни.

Теперь, разобравшись с тем, что такое эмоциональный интеллект и имея представление о нём, попытаемся понять, как себя вести с людьми с низким эмоциональным интеллектом. Начнем с того, что мы должны понимать, эти люди не специально не «слышат» наши эмоции или крик души. Они просто-напросто не могут распознать то, что нам дается легко. Это такие же люди, как и мы, и воспринимать их как объект, который хочет нам навредить, обидеть — не нужно. Это не те люди, которые специально бы могли манипулировать нами, использовать наши эмоции против нас самих же, им это просто не под силу. Именно поэтому нужно находить особый подход, контролировать наши эмоции в коммуникации с подобными людьми.

После того, как мы поняли и приняли этого человека таким, какой он есть, мы переходим к тому, как же правильно себя вести. Во-первых, не поддаваться эмоциями, точнее, не обижаться. Эти люди абсолютно не желают нам зла, а уж тем более, даже если вы успели обидеться на грубое слово, то они в любом случае не распознают эту обиду до тех пор, пока вы не сообщите им об этом напрямую. А также, и они в свою очередь честны, поэтому утаить таким людям от вас какое-то мнение и прочее, не удастся, их видно насквозь. Но и воспринимать на свой счет не нужно, собеседник с подобной проблемой говорит все, что думает. Таким людям неизвестно что такое этикет.

Люди с низким эмоциональным интеллектом не любят намеков. Нужно говорить все четко и ясно, они не умеют читать между строк и попросту не поймут ваши просьбы. Тесный контакт также не подходит, таким людям больше по душе одиночество и поток собственных мыслей.

99 % вероятность того, что ваш собеседник с низким EQ имеет трудности с контролем своих эмоций. Не нужно реагировать той же бурей эмоций, что и он. На самом деле, тяжело не только тем, кто вступает в коммуникацию с человеком, но и самому человеку с низким уровнем развития эмоционального интеллекта. Не усугубляйте ситуацию, нельзя показывать свою тревожность и обеспокоенность таким людям, настройте их на позитивный лад и пытайтесь никогда не вступать в конфликты.

Про конфликты: покажите себя с рациональной стороны. Покажите, что опираетесь не на эмоции, а на логику. Не раскидывайтесь слишком эмоциональными словами, которые могут спровоцировать конфликт, ибо человек находящийся в эмоционально возбужденном состоянии не сможет рационально думать.

Действительно, что такие люди самые настоящие «эмоциональные инвалиды». И не раз такое понятие в 21 веке мы слышим. Эмоции — это очень важная часть в нашей жизни, которая помогает нам в учебе, работе, да просто в социуме для того, чтобы было проще взаимодействовать с окружающим миром. Не поддавайтесь негативным эмоциям и ни в коем случае не показывайте их тем людям, которые не могут распознать эмоции, ведь для них это очень сложный процесс. Для них существуют тренинги, но не каждый может себе это позволить или принять свою внутреннюю проблему, которая сильно мешает. Так давайте же поможем подобным людям вокруг нас и покажем им, что они точно такие же люди, с которыми мы можем легко общаться, понимать и принимать их такими, какие они есть.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011.
  2. Бар-Он Р. — Эмоциональный коэффициент. — [Б.м.], 1997.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
  4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2012.
  5. Сергиенко, Е.А., Ветрова И. И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): методическое пособие / Е. А. Сергеенко, И. И. Ветрова. — Москва: Смысл


Похожие статьи

Доверительный диалог и творчество как способы преодоления препятствий в подростковом возрасте

Использование ТРИЗ-технологии для развития мышления и речи при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Творческий подход к обычным делам делает их увлекательным и помогает найти новые решения к старым вопросам. Поднимая на новый уровень мышление ребенка, соответственно развивается его речь, растет его мировосприятие.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития критического мышления через чтение и письмо)

Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно ...

Тренинг с родителями и детьми «Учимся общаться»

Что дарить людям, у которых все есть?

Выгодная инвестиция в будущее: 5 причин учить английский

Английский — это суперсила, которая поможет в самых разных ситуациях, волшебный ключ к тысячам дверей, закрытых для тех, кто его не знает.

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по правилам дорожного движения

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ заинтересовать школьников при дистанционном обучении

Похожие статьи

Доверительный диалог и творчество как способы преодоления препятствий в подростковом возрасте

Использование ТРИЗ-технологии для развития мышления и речи при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Творческий подход к обычным делам делает их увлекательным и помогает найти новые решения к старым вопросам. Поднимая на новый уровень мышление ребенка, соответственно развивается его речь, растет его мировосприятие.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития критического мышления через чтение и письмо)

Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно ...

Тренинг с родителями и детьми «Учимся общаться»

Что дарить людям, у которых все есть?

Выгодная инвестиция в будущее: 5 причин учить английский

Английский — это суперсила, которая поможет в самых разных ситуациях, волшебный ключ к тысячам дверей, закрытых для тех, кто его не знает.

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по правилам дорожного движения

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ заинтересовать школьников при дистанционном обучении

Задать вопрос