Теологи (специалисты в сфере вероучения) считают, что сознание является сверхъестественной способностью, дарованной человеку "свыше" и являющейся одним из проявлений души, подтверждением существования бога. [2, 75.] На основе религиозного сознания формируется религиозная вера, являющегося основным элементом религиозной идеологии, убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами, основанная на вере в единого Бога, выражающий полное доверие к учениям религии.
Для российского общества, коренным образом преобразующего себя и строящего в труднейших внутренних и внешних условиях новую государственность, вопросы преемственности поколений и вовлечения молодых поколений в этот процесс имеет решающее значение для достижения общественных целей. Эти вопросы имеют свое важное специфическое значение для своеобразных регионов страны. Научно-практическая (государственная и научная) значимость молодежной тематики, прежде всего связана с удельным весом, занимаемом в обществе молодежью. В настоящее время в России проживает 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны [1, 36- 39]. При этом молодежь в переживаемом страной переходном периоде оказалась в зоне серьезного социального риска с его тревожными последствиями.
По данным Госкомстата РФ в стране высок уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15 - 24 лет (6,4 %). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год. Криминальная активность молодых правонарушителей в России сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7 %) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения [1, 75.].
В ходе исследования, которое было проведено Центром социологических исследований КБГУ (г. Нальчик), было опрошено шестнадцать тысяч школьников и студентов всех типов образовательных учреждений республики. Учащимся было предложено оценить наиболее важные факторы, способствующие возрождению религиозного сознания среди молодежи.
В первую группу попали учащиеся, получившие религиозное сознание под "сильным" влиянием родителей, старшего поколения родственников и нашедших сами с помощью религии выход из трудных жизненных ситуаций. Исследованием установлено исключительной важности истина – формирование религиозного сознания тех, кому в настоящее время 15-25 лет находится под решающим влиянием двух старших поколений, их родителей и родителей их родителей, связанных с ними родственников. Оба поколения имеют религиозное сознание, лишенное какой-либо ортодоксальности и религиозной экстремальности. Из этого следует, что нашему республиканскому обществу в обозримом будущем нет никакой угрозы возможности массового религиозного экстремизма со стороны подрастающего поколения.
Во вторую группу вошли факторы: поиски высоких и чистых духовных ценностей, признание и использование религиозных норм как универсального культурного механизма регуляции общинной и личностной деятельности (14,48 %), старшие братья, сестры, двоюродные родственники (13,49 %), освоение и знание религиозной литературы (13,04 %), поиск опоры в трудных жизненных ситуациях. [3.112-115.] Эта важная категория молодежи и проблемы, которые она ставит, предрасполагают к серьезным размышлениям. Более способной к духовной деятельности части молодежи, да и подавляющей ее части нужны знания закономерностей становления, функционирования и развития религии, характера и форм ее взаимодействия с другими элементами культуры, ее роли в разрешении сложных проблем индивидуальной и общественной жизни. Предложение нового президента КБР о необходимости введения в учебных заведениях изучения основ религии прямо направлено на разрешение этой проблемы. Введение этого предмета даст молодежи хотя бы минимум необходимых знаний: в области истории мировой религии, философии общества (мировоззренческого осмысления человека и социума, общества, природы и культуры в контексте определенных философских систем), социологии религии, психологии, специфики проявления религиозности в бытовой сфере. И все эти знания должны быть даны молодежи с учетом общественных, национальных, религиозных и нравственных традиции нашего общества, каждого из народов, образующих республику.
В третью группу вошли следующие факторы: страх перед несправедливостью властного окружения, убеждение в том, что божество воздействует на человеческие судьбы (11,95 %) , преподаватели вуза, колледжа, лицея, школы (9,82 %) , служители религии - муллы, священники, раввины и т.д. (9,82 %) . Очевидно, что под властью учащиеся и студенты понимают в данном случае весь обширный круг лиц и организации, который может влиять на сознание и поведение почти полностью зависимых от них молодых людей. Эти институты должны действовать методами объяснения и убеждения и поэтому должны были бы иметь более эффективное воздействие на молодежь. Эту группу проблем должны решать государственные органы, которые, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством обязаны строить свою работу и ориентировать педагогов, служителей культов, всю общественность в этом же направлении.
В четвертую группу включены следующие факторы: верующие товарищи, друзья и знакомые (8,99 %), неудовлетворенность окружающей действительностью (8,45 %), религиозная пропаганда радио, телевидения, газет, журналов (4,75 %) [3,118]. Несмотря на незначительную выраженность явления, эти факторы заслуживают внимания общественности и педагогов. В подростковом и в начале юношеского возраста влияние неформального окружения личности имеют мощную силу и победно противостоит влиянию родителей и педагогов. Поэтому неформальные объединения молодежи, несмотря на малочисленность групп, заслуживают пристального внимания со стороны органов и лиц воспитания. Эти группы должны быть своевременно выявлены родителями и педагогами. И затем им всем очень осторожно следует разобраться в сути происходящего в этих групповых встречах молодежи с преобладанием религиозных мотивов. И еще осторожнее надо искать и найти формы и методы проникновения профилактического влияния в эти группы.
Приведенные и иные многочисленные факты свидетельствуют о том, что современная молодежная политика государства в стране и регионах не обеспечивает эффективной социализации (процесса становления личности в ходе воспитания и самовоспитания индивида путем освоения, усвоения и развития общественных норм, ценностей, установок, образцов мышления и поведения, присущих данному обществу, общности, коллективу, группе) молодого поколения. Эффективная разработка и реализация этой политики на региональном и муниципальном уровнях, прежде всего, зависят от наличия объективной и достоверной информации о социальных процессах в молодежной среде, определяющих их социализацию, т.е. формирования социально позитивной, творческой активной, морально и юридически ответственной личности.
Для решения выявленных проблем в стране и в республике за последнее время ведется серьезная работа органами государства. Все должны понимать, что забота о подрастающем поколении – это важнейшая интеллектуальная и материальная инвестиция в наше будущее. И важнейшим результатом этого вклада должно стать формирование у молодого поколения уверенности в завтрашнем дне, в наличии у него перспектив на нормальное будущее и формирование нормальных человеческих отношений в обществе.
Литература:
Апатенко С.Н. Концепция федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006 - 2010 г.г.
Большой Оксфордский толковый социологический словарь, М, 2001
Материалы инновационного социологического исследования социологической службы КБГУ, проведенного в мае 2007 г.
Пчелинцев А., Л. Рагазина. Государство, религия, закон: социологический анализ //Религия и право. 2001. 1.
Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. 1996. 8.