Основным проблемам истории социально-культурной деятельности как самостоятельного научного направления уже была посвящена специальная статья автора [1, с. 42-45]. Для упорядочивания научных исследований в этой области Литовкиным Е.В. была предложена структура истории социально-культурной деятельности [2, с. 102-113]. В ней выделяется вертикальная группа, включающая общую и региональную историю СКД, и горизонтальная, состоящая из отраслевых и частных историй СКД. В круг проблем частных историй Литовкин Е.В. включает содержание работы, технологии и ресурсы. Говоря о ресурсах, выделяется такой круг вопросов как – кадры, финансирование, управление, информационно-методическое обеспечение и материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы.
Требует отдельного рассмотрения изучение такой составляющей части ресурсов сферы СКД как кадры. Традиционным может стать рассмотрение этого вопроса через два его составляющих аспекта:
характеристика кадрового потенциала;
система подготовки и повышения квалификации кадров.
В первом пункте можно констатировать общность в подходе к его рассмотрению с другими сферами человеческой деятельности, будь то характеристика кадров какой-либо социальной сферы либо отрасли промышленности. Затрагиваемые вопросы сводятся, прежде всего, к таким количественным показателям как общая численность кадров задействованных в изучаемой сфере, степень обеспеченности кадрами этой сферы, профессиональный уровень, различные социальные показатели, такие как пол, возраст и т.п. Здесь так же могут быть рассмотрены различные нормативные и иные факторы, формирующие кадровую политику и вообще влияющие на работу кадровой системы.
Другим аспектом может стать вопрос подготовки кадров для данной сферы. Здесь уже можно выделить ряд отличительных моментов. Целью данной работы является уточнение теоретических аспектов необходимых для актуализации и предания вектора конкретным научным исследованиям в области истории подготовки кадров для сферы СКД. Данная проблематика рассмотрена через объект исследования, предмет и вопрос периодизации.
Если говорить об объекте исследования то здесь, во-первых, следует выделить систему профессионального образования. Если мы рассматриваем отечественную историю XX века, то это система среднего и высшего образования в области культуры. Среднее звено здесь было представлено культурно-просветительными школами, преобразованными сначала в училища, а затем в колледжи, и библиотечными техникумами. Высшее звено было представлено библиотечными институтами, преобразованными сначала в институты культуры, а затем в университеты и академии культуры и искусств. Это так называемый костяк системы подготовки кадров для социально-культурной сферы. Так же здесь можно упомянуть о подготовке научных кадров для сферы социально-культурной деятельности. В советский период только при двух институтах культуры были аспирантуры.
Однако если взглянуть на реальную практику, сложившуюся в отечественной истории XX века, то мы увидим что, функция подготовки кадров для руководства, к примеру, художественной самодеятельностью стала ложиться также и на систему профессионального образования в сфере искусства. Для каждого отдельного региона и каждого конкретного исторического периода степень вовлеченности этого образовательного сегмента в процесс подготовки кадров для сферы СКД следует выявлять отдельно. Таким образом, в систему подготовки кадров для учреждений СКД наряду с вышеописанной системой образования в области культуры может быть включена система образования в области искусства (художественное, музыкальное, театральное, хореографическое образование), как среднего, так и высшего звена. Можно отметить, что высшее звено в сфере искусства было менее задействовано в подготовки кадров непосредственно для учреждений СКД, нежели среднее звено. Особенно это касалось периферийных районов страны. Более значительной была подготовка кадров высшим звеном сферы искусства для преподавательского состава образовательных учреждений культуры среднего и высшего звена. Среднее же звено образовательных учреждений в области искусства в значительной степени было задействовано в процессе подготовки кадров для сферы СКД. Однако рассматривая эту группу заведений, следует всегда учитывать, что первоначально и прежде всего это не профильные учебные заведения по подготовке кадров для сферы культуры, и они опосредованно готовили кадры для рассматриваемой сферы, стоит выявлять степень этой опосредованности. К примеру, архитектурные техникумы и вузы при всей своей близости к художественным, практически не были задействованы в подготовке кадров для сферы СКД.
К этой же группе учебных заведений можно отнести музыкально-педагогические и художественно-педагогические отделения в педагогических училищах и институтах. Не все кадры, подготавливаемые этими отделениями, закреплялись в учреждениях народного образования. Значительное их количество работало пусть и не в профильной по приобретенной квалификации сфере, но в смежной – в сфере культуры. Своеобразным итогом развития и взаимодействия подобных специальностей и факультетов общественных профессий можно считать появление в ряде педагогических институтов факультетов культуры и дополнительного образования, которые став полноценными образовательными факультетами, по сути, взяли на себя функцию институтов культуры в рамках педагогических ВУЗов.
Рассмотренные выше учебные заведения готовили кадры для так называемой художественной части социально-культурной сферы. Однако в советской практике в эту сферу также входила массовая физкультура и туризм. Поэтому следует выделить группу учебных заведений готовивших кадры для такой стороны СКД, как массовая физкультура и туризм. В советский период отсутствовала профильная подготовка руководителей любительских спортивных объединений в среднем и высшем учебном звене. Профильная подготовка подобных специалистов велась главным образом в порядке курсовой работы. Опосредованная подготовка специалистов средней квалификации по руководству объединениями массовой физической культуры и спорта осуществлялась в техникумах физической культуры, школах тренеров и педагогических училищах физического воспитания. В высшем звене можно выделить физкультурные институты, спортивные факультеты в классических университетах и педагогических институтах. Здесь также нужно учитывать, что профильной в советское время для этих специальностей была подготовка, прежде всего тренерского состава и учителей физкультуры для системы народного образования. Однако, как и в ранее описанных случаях эти кадры шли либо по совмещению, либо на основной вид деятельности в массовую любительскую физкультуру.
Близкой к массовой физкультуре и спорту является сфера туризма. Первые туристические специализации появились именно в физкультурных институтах. Лишь затем туристические и экскурсионные специализации появляются при различных других специальностях. В самостоятельную специальность туризм выделился лишь в постсоветское время. Эти специализации и специальности не были сгруппированы в каком-либо типе учебных заведений или в группе специальностей. Достаточная степень рассеянности туристических специализаций в различных специальностях в советский период не дает возможности выделить группу учебных заведений среднего и высшего звена, готовивших подобные кадры.
После среднего специального и высшего образования, необходимо рассмотреть начальное профессиональное образование. В данном случае обратим внимание на детские музыкальные и художественные школы. Прежде всего, начальное музыкальное и художественное образование является начальным профессиональным образование в сфере искусства. Это особенно касается музыкальных школ, которые встроены в сформированную еще в советский период систему музыкального образования школа-училище-вуз (ассистентура-стажировка как возможная четвертая ступень), не говоря уже о средних специальных музыкальных и художественных школах, так называемых десятилетках. Однако это образовательное звено также необходимо рассматривать в контексте исследуемой сферы по ряду следующих причин. Во-первых, начальное музыкальное, художественное и танцевальное образование (последнее, в контексте народной, эстрадной и бальной хореографии, в советское время давалось в рамках художественной самодеятельности, и лишь с появлением танцевальных отделений в детских школах искусств также стало относиться к этому звену) также было крайне желательным элементом для поступления в учебные заведение культуры, как среднего звена, так и высшего. Здесь не сложилось столь жесткой системы как в уже упомянутом музыкальном образовании, хотя общая тенденция к этому наблюдалась. Во-вторых, упомянутое начальное образование было зачастую и последним для кадров, работающих в сфере культуры. Это особенно касалось периферийных регионов страны и ранних этапов советской истории. Также это звено проводило подготовку кадров общественников и активистов, в частности развернутой на базе этих школ сетью вечерних школ общего музыкального, художественного и прочего образования [3].
Помимо системы профессионального начального, среднего и высшего образования подготовка кадров велась также посредством так называемой курсовой работы. Сюда можно отнести различные краткосрочные обучающие курсы-семинары как с отрывом от производства, так и без. В основном подобными способами готовились активисты-общественники социально-культурной сферы. Подобную работу вели как рассмотренные выше учебные заведения всех ступеней, так и иные различные государственные институты, такие как Дома народного творчества, методические кабинеты при управлениях культуры, различные добровольные общества (ДСО, ДОСААФ и пр.).
Своеобразным видом курсовой работы, способом подготовки руководителей художественной самодеятельности стало открытие так называемых факультетов общественных профессий при педагогических, сельскохозяйственных и прочих училищах и институтах. Обучаясь на них, студенты получали вторую дополнительную профессию общественника [4]. Подобная практика была удобна особенно в тех населенных пунктах, где отсутствовали необходимые условия для открытия училищ и институтов культуры. Это давало возможность подготовить необходимые кадры, не прибегая к таким методам как целевые наборы, привлечение кадров из других регионов и т.п. С открытием в населенном пункте соответствующего профильного заведения, необходимость в подобных факультетах и отделениях исчезала и их закрывали. Однако подобная практика подготовки кадров оказалась достаточно жизнеспособной и сохранилась в ряде учебных заведений, особенно в высшем звене. Хотя эта форма организации здесь начинала нести уже больше воспитательную функцию, нежели функцию подготовки кадров.
Здесь также следует рассмотреть вопрос подготовки так называемых узкопрофильных высококвалифицированных специалистов. Этот вопрос чаще всего решался путем целевых направлений из периферийных областей в столичные заведения, где набирались подобные малочисленные группы, и иными способами привлечения подобных кадров в регионы.
Традиционно в группу вопросов подготовки кадров относят вопрос системы повышения квалификации кадров. Здесь отсутствуют принципиальные различия с иными социальными сферами. Следует рассмотреть централизованную систему повышения квалификации и ее функционирование на региональном уровне. Если говорить именно о специализированных институтах, в чьем непосредственном ведение был этот вопрос, следует отметить следующее. Если в народном образовании подобные институты чаще функционировали как абсолютно самостоятельные институты, как так называемые институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, то в сфере культуры эту функцию на себя взяли факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров при институтах культуры. Однако подобные факультеты существовали не при каждом институте культуры. Из непосредственно специализированных можно выделить лишь Центральный институт повышения квалификации руководящих и творческих работников Министерства культуры РСФСР. На региональном уровне на себя эту функцию брали методические кабинеты региональных управлений культуры. Так же следует проследить систему обменом опытом как между учреждениями одной ступени, как например зональные кустовые совещания и прочее, так и между учреждениями разных ступеней, как например различного рода методические советы, а также систему стажировок и т.д.
Таким образом, обозначен объект исследования. Следующим вопросом является предмет исследования, какие вопросы задавать выбранному объекту. Здесь следует помнить об историко-педагогический характере истории социально-культурной деятельности как самостоятельного научного направления. Рассматривая развитие системы специальностей и специализаций, закрытие либо преобразование старых, появление новых, следует показывать степень ее адекватности и соотношение с реалиями социально-культурной деятельности непосредственно исследуемого региона и исторического периода. Так наиболее интенсивно развивающимися специальностями исследуемой сферы можно назвать библиотечное дело и туризм. Исследование развития последних в их сравнение и соотношение их трансформации и дифференциации с развитием социально-культурной деятельности населения может стать темой отдельного исследования. Остальные вопросы могут быть традиционными. Это развитие сети учреждений, материально-техническая составляющая. Говоря о кадровом вопросе, следует рассматривать, во-первых, профессорско-преподавательский состав, а во-вторых, контингент учащихся и все с ним связанные проблематики. К ним можно отнести преемственность разных ступеней подготовки кадров, профориентационную работу, различные социальные и прочие показатели контингента учащихся, качество подготовки кадров, закрепляемость кадров после прохождения обучения. Вопрос содержания деятельности отсылает нас к педагогической составляющей методологии подобных исследований. Здесь стоит проследить трансформацию методики преподавания, содержания учебных курсов, воспитательную работу, различные виды практики, а также соотношение этого содержания с реалиями социально-культурной деятельности населения. Таким образом, отвечая на поставленные вопросы, мы должны, прежде всего, выявить степень эффективности функционирования системы подготовки кадров, показать ее слабые места, причины их породившие, структурообразующие принципы позволявшие системе с большей или меньшей эффективностью, но функционировать в исследуемый период.
Аспектом, влияющим на постановку хронологических рамок исследования, является выбранная периодизация. Если рассматривать подготовку кадров как частную проблематику истории социально-культурной деятельности, то следует придерживаться соответствующей периодизацию истории СКД. Однако если исследование претендует на значительный хронологический охват и степень обобщения, то можно с достаточной уверенностью выделить собственные критерии для периодизации развития системы подготовки кадров для обслуживания социально-культурной деятельности населения. Подобным критерием может стать качественная трансформация системы подготовки кадров в сфере СКД. К примеру, в советский период можно выделить следующие качественные рубежи.
1910-е гг. Начало этого этапа можно видеть в первых зачатках организованных форм курсовой подготовки таких кадров как, библиотекари и экскурсоводы. Пожалуй, это самый бурный период в развитии системы подготовки кадров. На протяжении всего этапа ищутся новые формы, структурные механизмы, расширяется сеть заведений по подготовке кадров.
1930-х гг. В этот период начинает складываться самостоятельная отрасль культурно-просветительного образования. Открываются первые чисто библиотечные вузы. В ряде столичных вузов вводятся факультативные занятия по туризму.
Середина 1960-х – начало 1970-х гг. В этот период культурно-просветительные школы преобразуются в культурно-просветительные училища. В 1964 г. четыре действовавших библиотечных института были преобразованы в институты культуры. Резко растет количество вновь открытых институтов культуры. За четыре года (1967-1971 гг.) было вновь открыто 7 институтов культуры. Начинают функционировать факультеты общественных профессий. Туризм выделяется в отдельную специализацию при ряде специальностей.
Середина 1990-х гг. В это время институты культуры, начинаю преобразовываться в университеты, академии культуры и искусств, культурно-просветительные училища в колледжи культуры и искусств. Художественные специализации окончательно выделились в отдельную специальность «Народно-художественное творчество». Туризм также окончательно выделился в самостоятельную специальность обучения. Сначала как «Социально-культурный сервиз и туризм», а затем непосредственно как «Туризм».
Таким образом, для раскрытия вопроса подготовки кадров для обслуживания сферы социально-культурной деятельности населения необходимо следующее. Во-первых, определить структуру, институты, отвечающие за подготовку кадров, формы их работы. Во-вторых, выявить место этой структуры во всей социально-культурной сфере, их соотношение. И, в-третьих, через рассмотрение ряда внутренних и внешних показателей, определить эффективность функционирования этой системы. Только рассмотрение таких частных, отраслевых вопросов истории социально-культурной деятельности, как в том числе подготовка кадров, позволит приступить к написанию фундаментальных обобщающих трудов по истории социально-культурной деятельности населения.
Литература:
Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление [Текст] / Н. А. Гурин // Молодой ученый. – 2011. – №11, Т.2. – С. 42-45.
Литовкин, Е. В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания [Текст] / Е. В. Литовкин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2003. – № 1. – С. 102-113.
О состоянии и мерах по улучшению работы музыкальных школ [Текст] : Постановление коллегии Министерства культуры СССР от 29 февраля 1968 / Министерство культуры СССР. – М., 1968. – 16 с.
Положение о факультете общественных профессий ВУЗа [Текст] / Министерство высшего и среднего специального образования СССР // Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. – М., 1973. – № 10. – С. 4-5.