Как показывает педагогический опыт, ни одна воспитательная система не обходится без профессиональной подготовки. Данное разграничение закреплено даже в дидактике и в системе образования, поскольку последнее может и должно рассматриваться в современном подходе.
Считается, что образование есть «единый процесс физического и духовного формирования личности», процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Следовательно, каждый последующий этап системы подготовки основывается на устойчивых исторически сложившихся стереотипах, несёт отпечаток разных эпох развития человеческого общества. Можно говорить о том, что подготовка молодого поколения не просто копирует имеющиеся в обществе образцы поведения, но и интерпретирует их.
Логично предположить, что изменения, происходящие в подготовке студентов, неизбежно отражаются на системе образования. При этом, поскольку система «впитывает» только исторически устоявшиеся образцы, то усваиваться будут далеко не все инновации, а только просуществовавшие достаточно длительный период. Именно эта особенность придаёт к процессу подготовки консервативный характер. Однако, что касается модельных установок и стереотипов, то эти феномены имеют многовековую природу, поэтому они в первую очередь должны учитываться в рассматриваемой системе. Их игнорирование противоречит вышеуказанной особенности образования.
Тем не менее на каждом этапе развития система образования расставляла свои акценты в подготовку кадров. Для того чтобы в полной мере проанализировать подготовительные аспекты в историко-педагогической ретроспективе, необходимо рассмотреть образование не только как процесс обучения, но и воспитания, развития и становление личности.
В истории педагогики подготовительный процесс кадров в соответствие с периодизацией, рассматривается, в позиции гражданской истории. Поэтому в нашем исследовании проблемы подготовки специалистов будут анализироваться с установкой на эпохи.
Прежде чем анализировать подготовительные аспекты кадров в историко-педагогической ретроспективе, рассмотрим два понятия близких по смысловому значению: историческое образование и подготовка специалистов.
В античный период наиболее полное представление мы имеем о греко-римской школе. Раздельное обучение, ориентация на индивидуальность ребёнка наблюдалось в Афинской гимназии для мальчиков. Великие мыслители использовали здесь проблемный метод обучения, с возможностью поиска, спора, доказательства, что присуще именно мужскому интеллекту. Так, Демокрит считал, что мальчики должны обладать совокупностью трёх даров: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».
Именно принцип раздельного обучения в эпоху античной цивилизации лежал в основе первых педагогических систем и их технологий. На этом представлении были сформированы мужские школы Пифагора, Сократа, Аристотеля.
Говоря об афинской системе мужского воспитания, укажем, что основная задача сводилась к всестороннему развитию личности, раскрытию физических, художественных, интеллектуальных, природных способностей. Это было продиктовано жёсткой поляризацией общественных функций полов, согласно которой мужчина должен был занимать социально более значимое положение. Поэтому мальчика готовили к роли воина, вождя, чиновника,
В то же время греки, давшие Европе в определённом смысле и миру философию, не допускали женщин к участию в общественной жизни. Видимо, для высокой греческой культуры исключение женщин из общественной жизни означало и их дискриминацию в образовании. Поэтому, в Древней Греции, женщины, выключенные из общественной и культурной жизни, получали самые элементарные знания. Исторически сформировавшийся стереотип в отношении женщины как низшего существа, «не способного к учению» истекает из влияний (установок общества) на женскую сущность.
Однако однозначно утверждать о дискриминации женского образования, видимо, не совсем правильно. Дело в том, что в Древней Греции формируется определённый слой свободных, образованных женщин (гетер), обладающих артистическими способностями. Имеющие изысканный вкус, владеющие определённой манерой поведения гетеры могли оказывать влияние на представителей сильного пола, ставя их в некоторую сексуальную зависимость. Занимаясь «древним ремеслом», женщина могла развить свои способности, быть самостоятельной, образованной, быть личностью. Женское воспитание не отличалось от мужского. Спартанки характеризовались атлетическим телосложением, физической силой, выносливостью, мужеством.
В педагогике употреблялся также термин раздельное образование, дело в том, что половозрастная стратификация общества до середины XIX века обусловила необходимость раздельного обучения и воспитания молодежи. Это было связано со строгой иерархией половых ролей, при этом мужчина должен был занимать доминирующую позицию, а женщина подчинённую, зависимую. Сохранение соответствующих стереотипов поддерживалось существующим уровнем социально-экономического развития, общественным разделением труда, культурными укладами жизни.
В то время средней Азии в обучении и воспитании в широком практическом применении имелось произведение Юсуфа Хос Хаджиба «Кутадгу билиг». Предусматривая учёт познавательного механизма молодого поколения, он концентрирует внимание на раскрытие и развитие мужской и женской индивидуальности, построение гармоничных отношений между полами.
Уточним, что такое обучение и воспитание не отрицает опыт подготовки к профессии или раздельного образования, а стремится использовать то позитивное, что было накоплено в истории педагогической и психологической мысли.
Литература:
1.Коротяев В.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М.: Просвещение, 1986, С. 208
2.Максудов А.Т. Педагогическая философия в произведениях Юсуфа Хос Хаджиба. 1999, С. 105