Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 4323 раза

Библиографическое описание:

Матякубов, И. Б. Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве / И. Б. Матякубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 525-528. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41021/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки учеников, а также о том, какими качествами должен преобладать профессиональный педагог.

Ключевые слова: Мухаммад аль-Хорезми, Китаб аль-джебрва-ль-мукабала, Абу Наср Фараби, Абу Рейхан Бируни, Юсуф Хасс-Хаджиб, Кутадгу Билиг, Бурхониддин Зарнуджий, маком

Говоря о проблеме воспитания следующего поколения, важно помнить, о мастерстве учителей и мыслителей Востока. Ибо, колыбель древних цивилизаций — Восток, был деликатен по вопросам образовании. Есть ряд произведений, которые говорят о правилах поведений обучаемого и изучаемого.

Великий мыслитель Мухаммад аль-Хорезми в своём книге «Китаб аль-джебрва-ль-мукабала» оценивая деятельность учителей писал: «Один из них идет впереди других в осуществлении своих предшественников, и интерпретировав произведении предшественников, открыв тайны природы, и прояснив её. Или это тот человек, который собирает некоторых дефектов разбросанные в книгах и при этом он будет отзываться положительно о своих предшественников и не чувствует высокомерия и гордости за проделанную работу». Этим учёный поддерживает в педагоге качество объяснении сложных проблем с легкостью и навыки творчества.

Image result for Аль Хорезмий

Рис. 1.

Абу Наср Фараби в трактате «Указание пути к счастью» делит методов обучения на два типа: он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы — к ним возможно применение жестких методов, т. е. принуждения. Комментируя эти методы, Аль Фараби подчеркнул, что воспитательный процесс, как правило, должен управляться, направляться опытным педагогом, и он должен пользоваться всеми методами.

Image result for Аль Фарабий

Рис. 2.

Педагог это тот человек, который воплощает в себе врожденные качества такие как:

  1. Комплексное развитие организма.
  2. Быстрое и точное осознание любых вопросов.
  3. Хорошая память.
  4. Проницательным умом.
  5. Выразительной речью.
  6. Воздержание от употребления лишнего.
  7. Поборничество правды.
  8. Любовь к занятиям наукой, желание передавать знания ученикам.
  9. Развитое понятие чести.
  10. Умеренное отношение к деньгам.
  11. Развитые чувства справедливости.
  12. Уверенность и мужественность.

Фарабий также отметил о вреде слишком сильного или слишком мягкого отношения к студентам.

Великий мыслитель Абу Райхан Бируни обосновал такие методы как, соответствие образования с характером, мягкие принципы обучения и воспитания. В знаниях природы и общество следовал девизу: «Не проверив себя, не поверю».

Image result for Беруний

Рис. 3.

Он как опытный учитель разработал ряд рекомендаций по вопросам педагогических навыков. Например, искусство обучать всему, соответствовать характеру, учитывать особенности детей и др. Беруни писал: «Цель заключается в том, чтобы не продлить время, а не допускать однообразию. Потому что смотреть на одни и те же вещи в течение долгое время приводит к утомлению и убивает терпения. Периодически меняя виды предмет, ученик почувствует себя в разных садах, которые один перед другим открывает свои прелести. Каждое новое вдохновляет ученика и это помогает улучшить память.» Он осуждал простое запоминание в процессе обучения и твердил, что запоминание должно совместиться с пониманием. «Множество наблюдений помогает развить способность запоминать много. «Беруни в своем книге «Осорал — боқия» написал: «Собрав всю свою силу, сделав все возможное, то есть; иногда услышав, иногда увидев и сравнив, решил изложить то что знаю» и мечтал, чтобы все преподаватели, имели таких же качеств.

Image result for Ибн Сино

Рис. 4.

Учёный и философ Абу Али ибн Сина в своем произведениях «Место событие» и «Канон врачебной науки» написал о своих взглядах на педагогическое мастерство. Например, работая с детьми, учитель должен быть, умным, здоровым, и подчеркивает необходимость профессионализма.

Image result for юсуф хос хожиб

Рис. 5.

В «Канон врачебной науки» дал советы по работе гигиены речи учителя. Он сказал, что говорить в течение длительного времени с громким звуком очень опасно, вредит здоровью и учителя и ученика. Потому что для крика требуется большое количество наружного воздуха, а это вдвойне опасно. Чтобы не потерять голос и не отказали дыхательные надо начинать чтение в полголоса, а затем постепенно увеличивать, но с сильным голосом чтения не должна длиться слишком долго. Постоянный громкий голос преподавателя, не только отрицательно влияет на слух, а также угнетает психическую состоянию студента. Так же учёный Абу Али ибн Сина подтверждает: «Человеческий характер можно воспитать мелодиями Макомов». То есть, каждая часть Макома служит как воспитательное и лечебное значение.

Юсуф Хас Хаджиб в произведение «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание») пишет о личности воспитателя: «Выбирайте лучших учителей. Дети вырастут чистыми телом и духом. Учите мальчиков и девочек этике. Два мира будут принадлежать им, принесет пользу. Научите сына всем видам искусств и ремесла до совершенства. С этим он соберёт богатство. Талибу следует выбирать из всех видов наук самую лучшую — ту, в которой он нуждается сейчас для исповедания своей религии, а далее ту науку, которая необходима ему в будущем».

Бурхониддин Зарнуджий (1150 г.) в книге «Методика приобретения знаний» разработал методы для развития быстрого и тщательного знания.

C:\Users\admin\Downloads\бурхон.jpg

Рис. 6.

Он твердит: «Ученику следует выбирать из всех видов наук самую нужную — ту, в которой он нуждается. Интерес к знаниям требует, чтобы ученик был полон терпением к учителю и предмету, это поможет избегать бедствий. Для усвоений знаний есть 6 условия: интеллектуальные способности, сильная мотивация, выносливость, хорошее питание, достаточно времени для образования. Без необходимости не подобает ученику сидеть на уроках слишком близко к учителю. Расстояние между учителем и талибом должно составлять примерно с размером лука (приблизительно 1 метр). Соблюдение такого расстояния — это проявление уважения к учителю. Ученик должен стараться заниматься и учить свои уроки рано утром и в конце дня. И должен воспользоваться молодостью ради получения знаний. Учащемуся не подобает чрезмерно утруждать себя изучением науки, т. е. нельзя переутомлять себя, чтобы не возникала необходимость бросить учёбу. А, наоборот, должна быть умеренность в нагрузках. Так как умеренность — это важная основа всех дел.

C:\Users\admin\Downloads\мудрецы.jpg

Рис. 7.

Изучая, взгляды и подходы Восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки мы видим, что они не потеряли своей актуальности и в настоящем. Сегодня одним из наиболее важных вопросов, стоящих перед миром является воспитание как духовно, так и физически талантливую, интеллигентную молодежь с современными и здоровыми мышлениями. Таким образом, труды философов Востока не разумно выполнить рекомендации исследования и практики.

Литература:

  1. Аёзий Мирзо Муҳаммад Ҳайдар. Тарихи Рашидий. — Т.: O’zbekiston, 2011.
  2. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. -Алма-Ата. 2002.
  3. Ирисов А. Абу Али ибн Сино. — Т.: Фан, 1980.
  4. Кубесов А. Математическое наследие Аль-Фараби. — Алма-Ата: «Наука», 1974.
  5. Орипов З. Шарқ мусиқий манбашунослиги (X-XI-асрлар). — Т.: Фан ва технология, 2008.
  6. Ражабов И., Сагадеев А. Ближний и Средний Восток. Музыкальная эстетика стран Востока: Сборник-«Музыка», 1967.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Аба, беруни, великий мыслитель, вид наук, врачебная наука, Китаб, учитель.


Ключевые слова

маком, Мухаммад аль-Хорезми, Китаб аль-джебрва-ль-мукабала, Абу Наср Фараби, Абу Рейхан Бируни, Юсуф Хасс-Хаджиб, Кутадгу Билиг, Бурхониддин Зарнуджий

Похожие статьи

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

В статье описываются политико-правовые воззрения Амира Темура, изложенные в «Уложении Темура».

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины

В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Махмуд Замахшари и его макамы

В данной статье рассматривается научное наследие великого ученого из Харезма Махмуда Замахшари, в частности его произведение «Макамат аз-Замахшари». Автор анализирует макамы как источник средневековой арабской литературы и изучает использование саджа...

Научно-духовное наследие имама Абу Ханифы

Жизнь и творчество Нуман ибн Сабит Абу Ханифы всесторонне исследовалось и поныне изучается. В независимом Узбекистане также, как на Востоке и Западе уже налажено объективное изучение его жизнедеятельности. Не менее важным является изучение его научно...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Проблема этических норм развития науки в трудах мыслителей средневековой Средней Азии

В этой статье рассматривается роль нравственных идеалов и норм в познавательной деятельности человека. Соотношение нравственности и познания, место нравственности в системе человеческой деятельности рассматривается на примере Среденеазиатских ученых ...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Похожие статьи

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

В статье описываются политико-правовые воззрения Амира Темура, изложенные в «Уложении Темура».

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины

В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Махмуд Замахшари и его макамы

В данной статье рассматривается научное наследие великого ученого из Харезма Махмуда Замахшари, в частности его произведение «Макамат аз-Замахшари». Автор анализирует макамы как источник средневековой арабской литературы и изучает использование саджа...

Научно-духовное наследие имама Абу Ханифы

Жизнь и творчество Нуман ибн Сабит Абу Ханифы всесторонне исследовалось и поныне изучается. В независимом Узбекистане также, как на Востоке и Западе уже налажено объективное изучение его жизнедеятельности. Не менее важным является изучение его научно...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Проблема этических норм развития науки в трудах мыслителей средневековой Средней Азии

В этой статье рассматривается роль нравственных идеалов и норм в познавательной деятельности человека. Соотношение нравственности и познания, место нравственности в системе человеческой деятельности рассматривается на примере Среденеазиатских ученых ...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Задать вопрос