Уложение Темура — великий политико-правовой источник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.10.2017

Статья просмотрена: 18698 раз

Библиографическое описание:

Боймирзаева, Р. Х. Уложение Темура — великий политико-правовой источник / Р. Х. Боймирзаева, Хуршида Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46185/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описываются политико-правовые воззрения Амира Темура, изложенные в «Уложении Темура».

Ключевые слова: Амир Темур, «Уложение», арзбеги, аълам, бакаул-баши, битикчи, дафтардар, мушриф, садр-и-аъзам, сахиб диван или диванбеги, таваджи, факих, хазинадар, шейхульислам

Амир Темур не только создал могущественное централизованное государство, но и чётко определил его устройство, дал ему законы. Любимыми изречениями Темура были: «Правда — здоровье, правда — порядок, правда — справедливость»; «Ремень — на пояснице и славословие — на языке» (то есть действие и речь в едином строю); «Человеколюбие и мужество прославляются как всевышним, так и народом»; «Если военачальник бессердечный и безрассудный, то не миновать войскам поражения».

Государственно-правовые воззрения Темура, изложенные в «Уложении Темура» (другие названия: «Изречения Темура», «Воспоминания Темура») — уникальном документе эпохи, своеобразной средневековой конституции. Это исторический труд, где изложена биография Темура, взгляды его на устройство и управление государством и войском.

Первоначально «Уложение» было составлено на староузбекском (на среднеазиатском тюрки) языке, о чём говорят почти все составители каталогов восточных рукописей. Труд не только был одобрен в кругах феодальных владык XV-XIХ вв., но и получил широкую известность в мире. По некоторым данным, первоначальный вариант «Уложения» поступил в библиотеку йеменского паши Джафара, для которого был сделан перевод на персидский язык. В свою очередь, персидский текст вместе с английским переводом был издан исследователями Дэви и Уайтом в 1783г. в Оксфорде. В 1787г. Л. Лянглэ издал французский перевод «Уложения». Наконец, в 1892 г. французский текст был переведён под руководством А. Ф. Проневского на русский язык. Кроме того, «Уложение» было переведено на урду и др. языки, постоянно переписывалось. Списки, выполненные на староузбекском языке в 50-е годы XIX в. в Хорезме Мухаммадом Юсуфом ар-Рафии и Пахлаваном Нияз-диваном, хранятся в настоящее время в Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В последние годы появились полные переводы «Уложения» на современный узбекский язык. Один из них, изданный отдельной книгой, был осуществлен востоковедом Х.Караматовым [1].

«Будучи единоличным правителем, Темур тем не менее считал необходимым периодическое проведение курултаев, на которые приглашались все царевичи, вельможи, главные чиновники, администраторы, военачальники.

По мнению автора «Уложения», венценосец в своей деятельности должен опираться прежде всего на общественные слои, которые служат ему верной опорой. Это сайиды, то есть потомки пророка Мухаммеда, улемы, то есть учёные-богословы, шейхи; умудрённые опытом люди — аксакалы, военачальники, ратники — и подданые, коих можно посвящать в тайны государства; везиры, лекари, астрологи, мухандисы (инженеры-строители), хадисоведы и историки, ремесленники и торговцы» [2].

Важные дела управления государством Темура сосредотачивались в совете с участием главных духовных лиц, известных своими познаниями, главных эмиров, военачальников, везирей и других. В «Уложении» содержатся правила о порядке заседаний в совете вокруг трона. Особые секретари вели специальные журналы, в которых записывались все решения совета и все суждения Темура, высказанные во время заседаний. Существовал и постоянно действующий аппарат управления — немногочисленный, но работоспособный. Темур уделял главное внимание не количеству, а качеству, поэтому во все государственные учреждения, области и города он назначал своих честных и предприимчивых людей. Помимо главной администрации — канцелярии (Дивони-Бузрук), в каждом тумане была своя администрация-канцелярия (диван). Темур установил сроки полномочий для руководителей местной администрации. Каждый такой начальник получал под своё руководство определенную территорию на три года. По истечении этого времени для проверки правильности ведения дел направлялся полномочный представитель центральной власти. Если не было жалоб населения, начальник оставался на своей должности. Если же жители жаловались на незаконные поборы, то все излишне взятое у начальника отбиралось, и он три года не получал никакого содержания. Важное место в управлении государством Темур отводил визирам [3]. По его мнению, они должны быть людьми нравственно чистыми и обладать следующими качествами: благородством и величием, умом и проницательностью, осведомленностью о положении войска и подданных, умением обходиться с ними, воздержанностью, терпимостью и миролюбием.

Как следует из «Уложения», огромным государством Темура управляли только семь везирей [4]:

1) везир царства и подданных, то есть верховный везир, ведающий всеми делами в государстве, должен был знать всё о настроении подданных, об урожае, об уплате налогов и исполнении повинностей, о доходах и расходах;

2) везир по делам войска был обязан заботиться о войске, своевременном обеспечении его провиантом и фуражом, осведомлять об общем его состоянии верховного правителя;

3) в обязанности везира по делам имуществ, доходов и расходов входил контроль за сбором налогов и исполнением повинностей, таможенными сборами и их расходованием; об обязанностях остальных визирей говорят названия их должностей:

4) везир по делам двора;

5) кази-калан — верховный судья;

6) джалал ал-ислам — особый царский надзиратель;

7) везир диван-и-инша — ведал отношениями с другими государствами.

О своих везирях Темур проявлял особую заботу, ибо, как сказано в «Уложении», процветание царства во многом зависело от них. Вместе с тем он не потакал им, не баловал, так как, по мнению Темура, это в конечном счёте нанесёт урон самому государству. Он предупреждал своих потомков не поддаваться наветам доносчиков: «Пусть не слушают клеветы на везирей со стороны корыстолюбивых, развращённых и завистливых людей, ибо у людей этого сословия (бывает) много врагов, а люди мира жаждут власти и богатства». Надо сказать, и злоупотребления служебным положением везирей Темур строго наказывал. Клавихо, очевидец суда над одним из везирей по имени Мухаммад Джельд (этот открытый суд состоялся 9 октября 1404 г.), свидетельствует: «Первая расправа, которую сеньор (Темур) учинил, постигла одного из его главных алькальдов, которого они называют дина (везир) и который был главным человеком во всей Самаркандской империи, (Темур) оставил его главным алькальдом в этом городе, когда ушёл оттуда около 6–11 месяцев тому назад. А в это время этот алькальд, говорят, злоупотреблял своим положением» [5].

В государственном совете и других государственных учреждениях, в общем при дворе Темура, служили также: арзбеги (чиновник по жалобам и заявлениям), ахтабеги (главный конюший), аълам (законовед по шариату), бакаул-баши (ханский шеф-повар), битикчи (письмоводитель), дафтардар (чиновник, ведущий записи в книге доходов и расходов и поступлений от налогов), мушриф (чиновник, следящий за деятельностью государственных чиновников), садр-и-аъзам (главное должностное лицо, проверяющее вакфное имущество), сахиб диван или диванбеги (начальник правительственной канцелярии), таваджи (должостное лицо, военный, отвечающий за сбор войска, определяющий эмирам и войсковым частям строительные работы), факих (законовед), хазинадар (государственный казначей), шейхульислам (глава мусульманской общины) и др. должностные лица.

Наибольшее количество глав в «Уложении» посвящено войскам и воинам. И это неудивительно. Опорой государства Темура была армия, без которой оказались бы невозможны завоевательные подходы, пополнение государственной казны за счёт богатств покорённых народов. При этом надо заметить, что Темур пытался в известных пределах сформулировать правила ведения войны и обращения с завоёванными народами («Постановления, которыми нужно руководствоваться при завоевании государств», «Правила обращения с туземцами и колонистами каждой области…», «Постановление для сбора доходов и контрибуций с народа…»). Следует сказать, что Темур старался находить «законные» поводы для завоевательных походов, как-то оправдывать их в глазах подданных (например, «...для восстановления веры и законов Магомеда») [6]».

Большое внимание Темур уделял подбору кадров военачальников. В руководстве армией большую роль играли эмиры из 40 племён, населявших подвластные государству Темура улусы и районы, но только от 12 из них — барласов, джалаиров, арлатов, кипчаков, аргинов, сулдусов и др. — избирались военачальники. Критерием для назначения на высокие военные посты служили такие качества, как ум, опыт, отвага и храбрость. «Я на опыте постиг, что только тот достоин быть эмиром и властвовать, кто постиг тайны ведения сражения, знает пути и способы рассеивания вражеских войск, не теряет присутствия духа в разгар сражения и без страха и колебания вводит отряды в бой. При расстройстве же (боевого) порядка, без промедления восстанавливает его [7]». Тем эмирам, которые на поле битвы проявили образцы храбрости и мужества, вручались знаки отличия (штандарт, литавры и звание бахадура), предоставлялось право беспрепятственно входить на государственный совет и должность заместителя правителя области или приграничного района. Их часто награждали различными подарками, жаловали поместья. Поэтому служили они, не щадя своей жизни, на совесть, и являлись верной опорой государства.

Важное место в «Уложении» и практике управления государством Темура занимают вопросы укрепления законности и правопорядка. В «Уложении» мы читаем: «Опыт доказал мне, что власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время своё положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить её и с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек.

Вот почему я основал здание своего величия на исламе, с прибавлением к нему правил и законов, которые я точно соблюдал в продолжение моего царствования [8]».

Проявляя заботу об укреплении порядка в своём государстве, Темур принимал меры к тому, чтобы «все пути к грабежу и разбою были закрыты». Он назначал в городах и городских кварталах профоса (полицейского), который должен был заботиться о безопасности народа и солдат. На больших дорогах была расставлена стража, чтобы делать разъезды и обезопасить сообщение. В государстве Темура не позволялось взимать ни подушного сбора, ни пошлины в городах и предместьях. Ни один солдат не имел права занять постоем дома частного лица или присвоить себе стадо или имущество гражданина. Темур также приказал обеспечить работой нищих, чтобы таким путём покончить с этим явлением — нищенством, являющимся питательной почвой для роста преступности.

Интересные наблюдения о законности и правосудии в государстве Темура содержатся в опубликованном «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура», который вёл испанский посол Клавихо. Он, в частности, писал: «В городе Самарканде соблюдается законность, так что ни один человек не имеет право обидеть другого или совершить (какое-либо) насилие без приказания сеньора…» (то есть Темура) [9].

Далее Клавихо сообщает, что Темур всегда возил с собой судей, которые разрешали «важные дела и ссоры». После выслушивания сторон, судьи докладывали дела Темуру, после чего выносили решения по шести или четырём делам сразу. Причём, как подчёркивается в «Уложении», судьям строго воспрещалось наказывать граждан по обвинениям и наветам подозрительных и неблагонамеренных людей. Но по убеждению, основанному на 4-х показаниях, на виновного возлагался штраф или другое наказание, соразмерное с его преступлением. По свидетельству Клавихо, решения судей исполнялись «в тот же день, в тот же час без малейшего промедления [10]».

Правила и положения, выработанные Темуром для своих подданных, и государственно-правовая практика их применения ненадолго пережили своего творца. В «Автобиографии Тамерлана» есть такие слова: «Я слышал, что если бог возвеличит кого-либо и этот человек во всех своих делах будет руководствоваться справедливостью и будет милостив к своим подданным, то его могущество возрастёт, если же такой человек уклонится на путь несправедливости и жестокости, то падёт и его могущество [11]». Темур и в этом оказался провидцем: после его смерти созданная им в результате военных походов обширная империя распалась. Впрочем, такова судьба всех империй.

Выдающийся полководец, государственный деятель, всю жизнь посвятивший заботе о благе и процветании Родины, прогрессе её экономики, науки и культуры «сегодня, благодаря обретённой независимости, суверенитету вернулся на Родину [12]». Эти слова, сказанные на торжестве, посвящённом открытию памятника Амиру Темуру, принадлежат Первому Президенту Республики Узбекистан, Ислама Каримова. Действительно, только с обретением независимости мы смогли воздать должное нашему великому предку. Открытие памятника в центре столицы и музея Амира Темура и Темуридов, празднование 660-летнего юбилея сахибкирана, название его именем улиц, парков и скверов, многочисленные публикации статей, брошюр, монографий, объективно освещающих деятельность этой выдающейся и вместе с тем противоречивой исторической личности, учреждение ордена «Амир Темур» и многое другое — всё это свидетельства благодарной памяти его потомков.

Ведь личность Амир Темура столь масштабна, что «является достоянием не только нас, его потомков, но и всех народов нашего региона, всего цивилизованного человечества [13»]. И мы вправе гордиться этим и должны быть достойны его памяти.

Литература:

  1. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-10–11.
  2. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-55
  3. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-54
  4. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-85–86
  5. Руи Гонсалес де Клавихо. (на узбекском языке). Самаркандга — Амир Темур саройига саёхат кундалиги (1403–1406) (на узбекском языке), Т.: «Узбекистан».2010.стр-174–175
  6. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-70
  7. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-64–67
  8. Уложение Темура. (на узбекском языке).Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-68
  9. Руи Гонсалес де Клавихо. Самаркандга — Амир Темур саройига саёхат кундалиги (1403–1406). (на узбекском языке).Т.: «Узбекистан». 2010. стр-204
  10. Руи Гонсалес де Клавихо. Самаркандга — Амир Темур саройига саёхат кундалиги (1403–1406). (на узбекском языке).Т.: «Узбекистан». 2010. стр-204
  11. Уложение Темура.Т.:издательство имени Гафур Гуляма. 1991, Стр-61
  12. См. Правда Востока, 1993, 30 ноября
  13. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы, безопасности, условия и гарантии прогресса.-Т: Узбекистан, 1997.-с.135.
Основные термины (генерируются автоматически): государство, управление государством, везир, военачальник, город, дело, исполнение повинностей, народ, открытие памятника, Самарканд.


Ключевые слова

факих, Амир Темур, «Уложение», арзбеги, аълам, бакаул-баши, битикчи, дафтардар, мушриф, садр-и-аъзам, сахиб диван или диванбеги, таваджи, хазинадар, шейхульислам

Похожие статьи

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

В статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки учеников, а также о том, какими качествами должен преобладать профессиональный педагог.

Махмуд Замахшари и его макамы

В данной статье рассматривается научное наследие великого ученого из Харезма Махмуда Замахшари, в частности его произведение «Макамат аз-Замахшари». Автор анализирует макамы как источник средневековой арабской литературы и изучает использование саджа...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Ибн Халдуннинг фалсафий ва ахлоқий қарашлари

Мақолада Ибн Халдуннинг фаолияти, ҳаёт йўли ва ул зотнинг машҳур асарлари акс эттирилган. Унинг ахлоқий ва фалсафий қарашлари ўрганилган.

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Похожие статьи

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

В статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки учеников, а также о том, какими качествами должен преобладать профессиональный педагог.

Махмуд Замахшари и его макамы

В данной статье рассматривается научное наследие великого ученого из Харезма Махмуда Замахшари, в частности его произведение «Макамат аз-Замахшари». Автор анализирует макамы как источник средневековой арабской литературы и изучает использование саджа...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Ибн Халдуннинг фалсафий ва ахлоқий қарашлари

Мақолада Ибн Халдуннинг фаолияти, ҳаёт йўли ва ул зотнинг машҳур асарлари акс эттирилган. Унинг ахлоқий ва фалсафий қарашлари ўрганилган.

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Задать вопрос