Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Мубинов, М. А. Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии / М. А. Мубинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 545-548. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85850/ (дата обращения: 18.11.2024).



Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать самостоятельные выводы, как о научных работах, так и работ, предназначенных для широкой аудитории.

Ключевые понятия: теология, фикх, орден, золотое кольцо, тарикат, шариат, Аль-Бухари, Накшбандия, семь пиров наставников.

The current article is drawn up in order to investigate activities and explorations about the role of central Asian theologians in the process of implantation of Islam. Having analyzed this work, one can make independent conclusions about both: scientific and widely shared literature.

Keywords: theology, fikh, ordo, the gold circle, tarikat, shariat, al-Bukhari, Naqshbandia, the seven saints.

Территория Бухары с незапамятных времен считается местом, подарившей миру великих мыслителей Востока, мудрецов, и, несомненно, теологов. В разные временные формации здесь проживали выдающиеся хадисоведы, суфисты, члены духовно-религиозных орденов, о которых впоследствии заговорил целый мир. Именно благодаря им Бухара по сей день славится как город, который озаряет мир своей святостью.

Деятельность среднеазиатских теологов всегда вызывала необычайный интерес у европейцев. По этой простой причине они проделали большой труд по их изучению. Результаты этого труда еще один раз доказывает какое важное значение имели наши улемы в формировании и повсеместном распространении исламской религии.

Текст достаточно современной книги, названной «Биография Имама Бухари» («The biography of Imam Bukhari») сравнительно новый, но, несмотря на это он содержит уйму полезной информации о рождении и ранней жизни, учителях, характере, об уровне знания фикха и суждениях о фикхе Имама аль-Бухари [1. С. 47].

Такой же масштабной является работа, изданная в Малайзии. В данной работе «Ас-Саххих аль-Бухори» рассматривается, скорее, как исторический источник, сообщающий о ранних стадиях распространения ислама. В книге собраны лучшие главы «Аль-Жоме» и интерпретированы Мухаммадом Асадом [2. С. 89].

Не менее значим труд А. Франка. В своей работе он рассказывает о вероятности построения сыном Абдулхалика Гиждувани мавзолея в Туркестане, который мог быть построен также и учеником Ахмада Яссави Хусейнбеком [3. С. 144].

А. Мария Элизабет Лоу приводит в пример хадис о пророке Мухаммаде, увидевшем свет, исходящий в небо с Земли. Этот озаряющий свет был направлен из священной Бухары [4. С. 112].

Очень интересна по своему содержанию и следующая книга, название которой можно перевести как «Классический Ислам и традиции суфийского учения Накшбандия», написанная верховным исламским консулом Америки — шейхом Мухаммадом Каббани. Книга содержит изложенные по порядку сведения членов «Золотого кольца»: их историю, происхождение, деятельность, идеи и прочее [5. С. 94–95].

Впрочем, этим не подразумевается, что научные деяния не велись лишь в Европе. Мы имеем достаточно материалов, казахских, киргизских, а также украинских, русских, и, несомненно, узбекских. Среди них можно выделить статьи Кобзевой О. («История исламской культуры и ее изучение в современном Узбекистане». Россия и Мусульманский мир.2017), Магомедовой З. А. («История проникновения Накшбандийского тариката в Дагестан». Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.2009), Анохина А. Н. («О поручительстве и залоге в хадисах Имама аль-Бухари». Ученые записки Крымского Федерального Университета им. Вернадского. Юридические науки. 2008), Алсабекова М. Х. («Ходжа Ахмед Яссави и распространение суфийского направления ислама в Казахстане». Вестник Академии Знания. 2013), Ямаевой Л.А («Суфийские братства на Южном Урале». Проблемы Востоковедения. 2008) и других.

Небывалое количество произведений имеется раскрывающих особенности жизни и деятельности среднеазиатских религиозных деятелей и в отечественных трудах. Подавляюще большинство из них было издано уже в период независимости, так как любые изыскания в данной тематике были ограничены до 90-х годов ввиду конкретных политических причин. Именно независимость дала возможность ещё более глубокого изучения деятельности тех, кем гордится не только Узбекистан, но и весь исламский мир.

В основном это небольшого объема брошюры, справочники и сборники научных статей. Проанализируем их на примере нижеупомянутых трудов.

Одним из более значимых авторов, издавших много работ по изучаемой теме, был Садриддин Салим Бухорий. Его произведения невозможно просто обойти стороной, ибо они содержат значимые, достоверные сведения.

Рассмотрим его пособие, посвященное Абу Хавс Кабиру [6. С. 57]. Данное пособие рассчитано на широкий круг читателей и примечательно содержанием достоверной информации о выдающемся мыслителе Абу Хавс Кабире, а также об улемах, покоящихся рядом с ним, в его мавзолее.

Абу Хавс Кабир имел важное значение в социально-культурной жизни Мавераннахра. Ведь именно благодаря его деяниям в стане открывается ряд учебных заведений, предназначенных для религиозных правоведов на основе учения ханафийа. Из-за пропаганды им в Мавераннахре учения Ханафийа его знали как «Учителя ученых и мыслителей Мавераннахра»[1]. Имел он величественный дворец, от которого, к слову, сохранилась всего лишь определенная часть (молельня), а также неимоверное количество учеников по всей стране.

Более обширные содержательные сведения об этом религиозном деятеле вбирает в себя работа еще одного автора — Нарзуллы Юлдашева под названием «Хожат Барор имом Абу Хавс Кабир Бухорий», изданная в Бухаре в 1994 году. Здесь можно встретить очень интересные факты: начиная от года его рождения (150 год хиджры)[2] в Бухаре. Данная работа показывает, что он являлся учеником известного исламского правоведа Абу Ханифы ан Нуъмон ибн Собита. Также в источнике сообщается, что Абу Хавс Кабир исповедовал шиитский толк исламской религии и проделал немалый труд на пути распространения мазхаба ханафия.

В общем счете Н. Юлдашев издал определенное количество работ по изучаемой теме. В их перечень можно соотнести его книгу, также написанную на родном языке «История некоторых святых Бухары» («Бухородаги айрим авлиёлар тарихи») в 1993 году.

«Самая сложна и непостижимая тайна — это сам человек, познание им себя самого» [7. С. 43]. Эти слова в полной мере отражают основную идею работы М. Н. Болтаева, посвященную жизнедеятельности Абдулхолика Гиждувони. В своем научном труде автор приводит к сведению читателя тот факт, что Гиждувани являлся духовным наставником и учителем Бахауддина Накшбанди.

В книге делается отсылка к произведениям самого Гиждувани, число которых равнялось четырем:

– «Рисола-и тарикат»;

– «Рисола-и сахабийа»;

– «Васиятнома»;

– «Зикри Абдулхолик Гиждувоний»

Выделяется среди всех трудов работа З. Жамоловой [8. С. 23]. Особенной ее делает список «силсилаи шариф», так называемый «золотой круг», включенный автором в состав книги. Список представляет собой порядковое изложение всех членов (39) «золотого кольца» с годами их жизни. Так, к примеру, в данное объединение входили: Хазрат Абу Бакр Сиддик (572–634), Имом Жаъфар ас-Содык (700–765), Хожа Абдулхолик Гиждувоний (1103–1179) и множество других.

В добавок можно упомянуть и внутренних правилах данного круга, которых автор насчитывает 17: Сабр, факр, тавозе, хавф, такво, ихлос, шукр, таваккал, ризо, якин, зикр, унс, курб, васл, мухаббат, вужуд, галаба [8. С. 7].

Считаю долгом упомянуть и о другом произведении Садриддина Салима Бухори, (изданную на узбекском языке) «Бахоуддин Накшбанд ёки етти пир» [9. С. 87]. Работа содержит очень важные и содержательные сведения о деятельности шейха Бахауддина (1318–1389), о его влиянии в духовго-религиозный орден «Накшбандия», о его жизненном пути, наставлениях и передовых идеях, которые составляют основу его учения.

Очень уместно будет упомянуть здесь о работе издательства «Нашриёт» при Бухарском Государственном университете, посвященное шейху Бахауддину. В работе отражены жизненный путь шейха, а также тезисы и статьи ученых, проводивших свои исследования по данным вопросам.

Имеет место быть в этой статье и труд Г.Наврузовой «Накшбандия тасаввуфий таълимоти ва баркамол инсон тарбияси», так как автор рассматривает в своей работы влияние учения накшбандия на умы народных масс.

Бахауддин Мухаммад бин Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари родился в 718 году Хиджры в 10 км от Бухары. Его родители — Саид Жалолиддин и Биби Арифа пользовались большим уважением среди сельского населения. С семи лет Бахоуддин уже знал наизусть Коран. Его учителями были Мухаммад Бабаи Саммаси и Абдулхолик Гиждувоний.

Своими деяниями Бахоуддин Накшбан оставил после себя неизгладимый след. К слову, как говорил первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «В современном сложном и тревожном мире, когда все еще продолжаются конфликты и столкновения, призывы Накшбанда — уважать и свято чтить человека независимо от его национальности, языка и религиозных убеждений, утверждать атмосферу взаимной любви и доброты, заботиться о сиротах и помогать нуждающимся — приобретают особое значение».

Литература:

  1. «The Biography oh Imam Bukhari». By IDP research division. 2019
  2. « Sahih al Bukhari. The early years of islam» Pola Hamida Asad.1981. IBT. Kuala Lumpur.
  3. «Bukhara and the muslims of Russia: sufism, education and the paradox of islamic prestige». Boston. 2012
  4. «Everyday Islam in Post-Soviet Central Asia». Maria Elisabeth Louw. 2007.NY.
  5. «Classical Islam and the Naqshbandi sufi tradition» Chairman, Islamic Supreme Council of America Shaykh Muhammad Hisham Kabbani.
  6. Садриддин Салим Бухорий. «Хазрат Абу Хавс Кабир. Имом Хожатбарор»: Бухоро. 2006.
  7. Болтаев М. Н. «Хужа Абдулхолик Гиждувоний — инсондуст хаким, ърифат шайх». 1994.
  8. Жамолова З. «Етти пири комил»..:2005.
  9. «Бахоуддин Накшбанд ёки етти пир». Садриддин Салим Бухорий.: Т. Ёзувчи. 1993.
  10. Mubinov M. A. Diplomacy of the eastern states and central asian khanates in the struggle for independence.// Central Asian journal of social sciences and history. Volume: 02 Issue: 05 | MAY 2021 (ISSN: 2660–6836). P.26–31.
  11. Мубинов М. А. Дипломатия среднеазиатских ханств с государствами Востока в своей борьбе за независимость // Scientific progress. Volume 2 ǀ Issue 1 ǀ 2021 ISSN: 2181–1601. Page.778–783.
  12. Мубинов М. А. Дипломатические и посольские отношения среднеазиатских ханств с Османской империей // Вестник хорезмской академии Маъмуна –1/2021. Стр.116–119.
  13. Мубинов М. А. Из истории внешних отношений Бухарского эмирата (XVIII-XIX века) // Знания и наука в Сурхандарье № 1/2020. Стр.36–39.
  14. Muhammadali Mubinov. The role of the Bukhara emirate in domestic and foreign trade routes (based on the works of Russian travelers).// Central Asian academic journal of scientific research. ISSN: 2181–2489 VOLUME 1 ǀ ISSUE 1 ǀ 2021. P.187–190.
  15. Мубинов М. А. Внешнеполитическая деятельность Бухарского эмирата (XVIII-XIX вв.) // Ученый XXI века. 2021. № 8 (79). Стр.88–90.

[1] Как сообщает источник, данная надпись была обнаружена в эпитафии мыслителя.

[2] В григорианском летоисчислении данная дата отождествляется с 767 годом

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, работа, исламская религия, Аба, автор, книга, труд, Узбекистан.


Ключевые слова

тарикат, теология, шариат, орден, фикх, золотое кольцо, Аль-Бухари, Накшбандия, семь пиров наставников

Похожие статьи

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Научно-духовное наследие имама Абу Ханифы

Жизнь и творчество Нуман ибн Сабит Абу Ханифы всесторонне исследовалось и поныне изучается. В независимом Узбекистане также, как на Востоке и Западе уже налажено объективное изучение его жизнедеятельности. Не менее важным является изучение его научно...

Решение проблемы идеи гуманизации дидактических отношений между учителем и учащимися в творчестве Хусейна Кошифи

Данная статья посвящена о значении творчества Хусейна Ваиз Кошифи в гуманизации дидактических отношений. В статье также рассказывается, как можно использовать идеи суфизма в современном образовании.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли

В статье освещены взгляды Имома Газзоли по вопросам обучения и воспитания молодого поколения, кратко изложено содержание его произведений философского характера, отмечена его роль в классификации знаний. Особо выделен психологический аспект творчеств...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Похожие статьи

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Научно-духовное наследие имама Абу Ханифы

Жизнь и творчество Нуман ибн Сабит Абу Ханифы всесторонне исследовалось и поныне изучается. В независимом Узбекистане также, как на Востоке и Западе уже налажено объективное изучение его жизнедеятельности. Не менее важным является изучение его научно...

Решение проблемы идеи гуманизации дидактических отношений между учителем и учащимися в творчестве Хусейна Кошифи

Данная статья посвящена о значении творчества Хусейна Ваиз Кошифи в гуманизации дидактических отношений. В статье также рассказывается, как можно использовать идеи суфизма в современном образовании.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли

В статье освещены взгляды Имома Газзоли по вопросам обучения и воспитания молодого поколения, кратко изложено содержание его произведений философского характера, отмечена его роль в классификации знаний. Особо выделен психологический аспект творчеств...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Задать вопрос