Анализ произведений Абдулхая аль-Лакнави | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 27.11.2019

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Жамалов, Саъдулла. Анализ произведений Абдулхая аль-Лакнави / Саъдулла Жамалов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15450/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлен тематический анализ произведений Абдулхая аль-Лакнави. На основе изучения работ ученого определены перспективы следующих этапов исследования.

Ключевые слова: Абдулхай аль-Лакнави, «Аль-Фавейда аль-Бахия», Маварауннахр, сокровищница книг.

В трудах историка и ученого-правоведа Абдулхая аль-Лакнави (1847–1886) нашли отражение общественно-политические взгляды, а также точки зрения на важные юридические вопросы всех ученых-правоведов, известных со времени зарождения исламского права. Поэтому изучение его трудов весьма актуально и в настоящее время.

Абдулхай аль-Лакнави в течение тридцати девяти лет написал более ста двадцати работ, что свидетельствует о его высокой работоспособности, восемьдесят шесть из них созданы на арабском языке. После ознакомления с его трудами среди них можно выделить следующие тематические группы: сорок восемь произведений посвящены фикху и хадисам, шестнадцать — истории, тринадцать — афоризмам, пять — грамматике, по два — морфологии и логике.

Книга «Аль-Фавейда аль-Бахия» [1], написанная Абдулхаем аль-Лакнави, является одним из важнейших источников сведений о средневековых ученых. В этой и других своих работах он приводит доказательства из аятов Священного Корана и более поздних хадисов, чтобы обосновать определенную точку зрения на юридический вопрос и разрешить его в полном соответствии с нормами ислама.

Следующая работа из наследия Абдулхая аль-Лакнави — «Aр-Рауф и Aт-Такмил». Она была подготовлена к публикации известным ученым Абдульфаттахом Абу Гуддой и опубликована в египетском издательстве «Дар ас-Салам» в 2000 году. Первое издание данной книги увидело свет в Объединенных Арабских Эмиратах при содействии Министерства по делам фондов. Другие труды Абдулхая аль-Лакнави недостаточно изучены. При этом в своей книге «Шарх Муватто Малик» («Комментарий к Муватту Малика») преподаватель теологии Университета Объединенных Арабских Эмиратов Такиюддин ан-Навви Абдулхай указывает, что произведение «Комментарий к Муватту имама Мухаммеда» аль-Лакнави было написано на персидском языке. Эта книга была несколько раз издана в Индии и пользовалась огромным успехом среди арабских ученых.

В своих трудах «Аль-Фавейда аль-Бахия», «Хайр аль-Амаль биз-зикр тарамим аль-Франки махал» («Похвальное упоминание о биографии ученого Фрэнка»), «Ан-Насиб аль-Авфар фи тароджим уль-аль-миат ас-салисат ашара» («Самый богатый вклад в биографии 113 ученых»), «Инба ал-хуллан би анба улама Хиндистан» («Сообщения aл-Хилал в трудах индийских ученых»), «Tараб aл-aмасил би таражум ал-aфадил» («Отрывки из биографии выдающихся ученых») Абдулхай аль-Лакнави выступает как энциклопедист.

Среди печатных книг на арабском и персидском языках, в марте 2008 года пожертвованных Х. Султоновой Международной исламской академии Узбекистана (бывш. Ташкентский исламский университет), был сборник работ Абдулхая аль-Лакнави, опубликованный в 1305/1887 годах Алави Мухаммедом Али Бахшиханом аль-Лакнави. Сборник открывает произведение «Мулла Джалал», которое является комментарием к труду «Тахрир аль-Мантик Муллы Джалалиддина» Мухаммада ибн Асад ад-Даввани (ум. 909/1502). Работа посвящена исследованию законов логики, процессу приобретения знаний. Для помощи в понимании темы читателю предлагается решение различных практических вопросов. Данное произведение на протяжении многих лет было ценным руководством по составлению учебников для медресе.

Среди печатных трудов аль-Лакнави, хранящихся в библиотеке Международной исламской академии Узбекистана, особое значение имеет «Сибахат аль-Фикр» [2]. Эта работа по юриспруденции была написана двадцать восьмого Раби-ас-Сани в четверг, 1287 г. н. э. / в среду, 5 июля 1870 г., в Лакнав. Согласно Ибн Масуду, читать такбир громко во время молитвы считается би’да [2, с. 17]. Также в этой работе приводятся мнения таких выдающихся ученых, как Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Хизамат, Насаи и Абу Дауд [2, с. 18]. В заключительной главе произведения подчеркивается, что лучше произносить имя Аллаха на похоронах про себя, нежели вслух.

Работа Аль-Лакнави под названием «Тухфат ат-талаба фи ҳукм масх ар-ракабат» состоит из двух глав, посвященных протиранию шеи при совершении масха. В первой главе рассматриваются связанные с этим хадисы от Абу Талха, приведенные в его книге «Тахзиб ат-Тахзиб». Вторая глава посвящена словам Пророка Мухаммеда в связи с необходимостью протирания шеи и высказываниям других известных исторических личностей, включая мнение Абу Джафара из его труда «Сахиб аль-Бахре» о том, что иногда это является ересью, иногда — сунной. В заключение в работе определяется, к чему относится масх — к сунне, мустахабу, макруху или бид'а. Дается ценный совет о том, как провести протирания шеи, при этом каждое утверждение основано на цитатах из авторитетных источников, таких как «Хулоса» и «Фатаваи Кадихон».

Работа Аль-Лакнави «Зайлуху аль-мусамма бимазилат ад-дирийат» («Заполнение конца знанием») состоит из нескольких томов. Первый том начинается с главы «Ат-Тахарат» и заканчивается разделом «Вакф». Второй том содержит биографии великих людей. Цитаты взяты из «Аль-Тахзиб ва-т-тахзиб». Имена ученых и известных людей приведены в алфавитном порядке, биографии каждого из них подробно проиллюстрированы сведениями из различных исторических источников. Например, после буквы «Алиф» дана полная биография Убайя ибн Кааба ибн Кайса бин Убайда ибн Зайда аль-Хазраджий аль-Ансари, приведены даже его прозвища «Абу Мунзир» от Пророка Мухаммеда и «Абу Туфаил» от Умара ибн аль-Хаттаб. Эта работа была опубликована в двадцать девятом Рамадане 1293 г. / сентябрь 1876 г. В конце труда опубликована также еще одна книга Имама аль-Калама («Имам аль-Калам»), написанная в двадцатый месяц месяца Раби аль-Аввал (1294 г./1877 г.).

В заключение необходимо отметить, что изучению научного и духовного наследия Абдулхая аль-Лакнави не было уделено достойного внимания. Аль-Лакнави в своих трактатах, посвященных юриспруденции, хадисам, логике, истории и языку, выступал в защиту ханафитского мазхаба. Поэтому научная деятельность Абдулхая аль-Лакнави способствовала тому, что ханафиты сосредоточились на сборе хадисов, которые ученый использовал для защиты высказываний Абу Ханифы.

Литература:

  1. Лакнави Абдулхай. Аль-Фавейда аль-Бахия фи Тароджим аль-Ханафийя / под ред. Ахмад аз-За'би. — 1-е изд. — Бейрут — Ливан: Дар аль-Аркам ибн Аби Аль-Аркам, 1998.
  2. Аль-Лакнави Абдулхай. Сибахат аль-Фикр фи аль-Джахр биз-зикр. — Бейрут, 1988. — 224 с.
  3. Аль-Лакнави Абдулхай. Тухфат ал-ахйар фи ихйа санад саййид ал-абрар. — Бейрут, 1992. — 232 с.
  4. Абу Мухаммед Абдулкадир ибн Абу аль-Вафа Аль-Кураши. Аль-Джавахир Аль-Мудия Фи Табакат Аль-Ханафийя. — Каир: Хиджр ли-т-тибаат ва нашр, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, Аба, биография, книга, Международная исламская академия, персидский язык, протирание шеи, том, труд, Узбекистан, эта.

Ключевые слова

Абдулхай аль-Лакнави, «Аль-Фавейда аль-Бахия», Маварауннахр, сокровищница книг

Похожие статьи

Редкая рукопись по ханафизму «Манакиб Аби Ханифа»

В настоящей статье речь пойдет о редкой рукописи, посвященной описанию жизни, творчества, свидетельств очевидцев и преданий об Абу Ханифе и малоизвестных фактах его биографии. Автором этой сравнительно полно сохранившейся рукописи является Абул Муайя...

«Атваку-з-захаб» Махмуда Замахшари как источник восточной дидактики

В классической литературе Востока существует традиция подражания произведениям предшественников. Это особенно часто встречается в произведениях дидактического жанра. Произведению Махмуда Замахшари по дидактике «Золотые ожерелья» «Атвақу-з-захаб» в ХШ...

Отдельные сведения из истории науки фикха в Мавераннахре в XVI веке

В статье даны сведения об источниках науки фикха, созданных в XVI веке и относящихся к фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз. Говорится о комментариях к «Мухтасар аль-Викая”, написанных в XVI веке, а также о произведениях, касающихся сборников фетва и...

Abdurahmon Jomiy Navoiy nigohida

В статье рассматривается духовно-просветительское влияние, оказанное поэтом-мистиком и философом Абдурахманом Джами на творчество великого тюркского поэта Алишера Навои.

Абу Али ибн Сино и анализ философских проблем в его произведении «Ҳайй ибн Яқзон»

Алишер Навоий асарларида ҳамд ва наът

В данной статье говорится о просветительско - литературных газелях по направлению хамд и наът. Раскрывается тайна души, так как душа “путешественник духовного мира”, богатство его любви и знания.

Из истории классической талышской литературы. Пир Шерефшах Дулаи Талеши

О некоторых философских аспектах исследования «Хамсе»

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

В статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки учеников, а также о том, какими качествами должен преобладать профессиональный педагог.

Об историческом аспекте исследования культурного наследия Гянджи XIX века (на примере творчества М.Ш.Вазеха)

Похожие статьи

Редкая рукопись по ханафизму «Манакиб Аби Ханифа»

В настоящей статье речь пойдет о редкой рукописи, посвященной описанию жизни, творчества, свидетельств очевидцев и преданий об Абу Ханифе и малоизвестных фактах его биографии. Автором этой сравнительно полно сохранившейся рукописи является Абул Муайя...

«Атваку-з-захаб» Махмуда Замахшари как источник восточной дидактики

В классической литературе Востока существует традиция подражания произведениям предшественников. Это особенно часто встречается в произведениях дидактического жанра. Произведению Махмуда Замахшари по дидактике «Золотые ожерелья» «Атвақу-з-захаб» в ХШ...

Отдельные сведения из истории науки фикха в Мавераннахре в XVI веке

В статье даны сведения об источниках науки фикха, созданных в XVI веке и относящихся к фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз. Говорится о комментариях к «Мухтасар аль-Викая”, написанных в XVI веке, а также о произведениях, касающихся сборников фетва и...

Abdurahmon Jomiy Navoiy nigohida

В статье рассматривается духовно-просветительское влияние, оказанное поэтом-мистиком и философом Абдурахманом Джами на творчество великого тюркского поэта Алишера Навои.

Абу Али ибн Сино и анализ философских проблем в его произведении «Ҳайй ибн Яқзон»

Алишер Навоий асарларида ҳамд ва наът

В данной статье говорится о просветительско - литературных газелях по направлению хамд и наът. Раскрывается тайна души, так как душа “путешественник духовного мира”, богатство его любви и знания.

Из истории классической талышской литературы. Пир Шерефшах Дулаи Талеши

О некоторых философских аспектах исследования «Хамсе»

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

В статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов по вопросам образования и подготовки учеников, а также о том, какими качествами должен преобладать профессиональный педагог.

Об историческом аспекте исследования культурного наследия Гянджи XIX века (на примере творчества М.Ш.Вазеха)