В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.
Ключевые слова: Абу-л-Мансур Камари, бухарская библиотека, «князь врачей».
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Великий мыслитель, философ, глава мудрецов, учёный-энциклопедист, написавший более 450 произведений (242 из которых сохранились до наших дней) по 12 различным направлениям науки как: философия, религия, толкование, 43 по медицине, 19 по логике, 26 по психологии, 23 по физике, 7 по астрономии, 1 по математике, 1 по музыке, 2 по химии, 4 по литературе, 8 переписки с учёными, Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре в селении Афшана (980–1037). Этого великого человека история помнит как учёного оставившего значимый след в развитии и становлении ряда наук. Много публикаций посвящены жизненному пути и работам мыслителя, которые основаны на оставленную им автобиографию и научное наследие.
Данная статья посвящается рассмотрению основных трудов ибн Сины по медицине и влияние медицинской науки на его жизнь, также её роль и место в его судьбе.
С раннего детства ибн Сина отличался необычайным талантом и умом. Сложены даже легенды о возможностях его памяти, например, что он помнил себя с трёхмесячного периода. В восемь лет он уже знал Коран наизусть и изучал все известные науки того времени. Из разных источников следует, что медициной ибн Сина заинтересовался тоже очень рано, не имея еще 12 лет от роду. Он, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к науке врачевания, — говорится в автобиографии, — и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время 16 лет». [1, с. 47].
Изучал медицину ибн Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. Ибн Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии ибн Сина вспоминает: «Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему» [1, с. 52].
Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение ибн Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека — одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Библиотекой Саманидов ибн Сина пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели ибн Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки», над которым ибн Сина работал долгие годы. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
В 1002 году, когда Бухара была завоёвана тюрками и пала династия Саманидов, умер отец ибн Сины и в возрасте 22 лет, он покинул Бухару — город, где прошло его становление как ученого-энциклопедиста, город, который во времена правления Саманидов был местом собрания выдающихся людей эпохи, центром литературной, научной и богословской жизни. Направился Авиценна в Ургенч, ко двору правителей Хорезма, тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015–1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023–1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер ибн Сина в июне 1037 года. В завещании, продиктованному незнакомцу, он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Мировую славу доставило ибн Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки» — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной науки» явился и новым этапом в истории развития медицины. В этом труде ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Труд ибн Сины способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в XVI—XVII веках. «Канон врачебной науки» в XII веке в Толедо был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе и, когда появилось книгопечатание, был напечатан в Европе более 30 раз.
Своё определение медицины и ее задач ибн Сина дал в первом абзаце «Канона врачебной науки»: «Я утверждаю: медицина—наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».
Кроме «Канона врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») Авиценна посвятил свою жизнь для создания ещё ряда научных работ по медицине как:
- «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия»)— написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца;
- «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»);
- «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих»)— самый короткий трактат ибн Сины;
- «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»);
- «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»);
- «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»);
- «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох»)— описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений;
- «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда;
- «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»);
- «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»);
- «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
Ибн Сина писал в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и помогает людям.
Проанализировав жизнь ибн Сины, мы можем придти к заключению, что медицина в жизни Авиценны играла ключевую роль до конца его дней, то вознося его на вершину славы и власти или кидая в тёмные темницы. Жил он и в роскоши и в нищете, но, ни на один день не прекращал творческой и научной работы, даже когда его имущество не один раз было разграблено, и погибла его библиотека. В связи со своей деятельностью Авиценна до самой смерти скитался по чужбине из одного города в другой и не смог вернуться на родину. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, но везде посвящал себя медицине.
Литература:
1. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.
2. Абу Али ибн Сино «Канон врачебной науки», Издательство «Фан», Т., 1979.
3. Петров Б. Д. Ибн Сина — творец «Канона». В кн. «Очерки истории отечественной медицины». М., 1962.