This article examines the acute problem of bullying in the school environment. Based on the analysis of current statistics and sociological research for 2023–2024 in the Russian Federation and the Republic of Dagestan, the specific features of this phenomenon are revealed. Special attention is paid to cyberbullying as a new large-scale threat. The purpose of the work is not only to identify the scale of the problem, but also to propose specific measures for its prevention, emphasizing the role of schoolchildren themselves in creating a safe educational environment.
Keywords : bullying, cyberbullying, adolescent environment, school climate, bullying prevention, Russia, Dagestan, statistics.
Буллинг — это не просто конфликт или ссора. Это систематическое агрессивное поведение, направленное на причинение вреда более слабому физически или психологически человеку. К сожалению, школа часто становится местом, где это явление процветает, оставляя глубокие психологические травмы на всю жизнь. Мы, современные школьники, видим эту проблему изнутри и понимаем, что одними только взрослыми мерами ее не решить. Данная статья — это наш с научным руководителем взгляд на ситуацию, подкрепленный данными, и попытка найти пути решения, где главными действующими лицами становимся мы сами — ученики.
Масштабы проблемы: цифры и факты по РФ и Дагестану (2023–2024 гг.). Несмотря на то, что проблема буллинга часто замалчивается, статистические данные рисуют тревожную картину.
По Российской Федерации: Согласно масштабному исследованию проекта «Буллинг.NET» при поддержке Министерства просвещения РФ, в 2023 году 58 % российских школьников в возрасте от 12 до 17 лет сталкивались с проявлениями буллинга в той или иной форме [1]. При этом каждый пятый подросток (около 20 %) становился жертвой систематической травли. Кибербуллингу, по данным Лаборатории Касперского, подверглись 42 % детей, причем 80 % инцидентов происходили в социальных сетях и мессенджерах [2].
По Республике Дагестан: Ситуация в нашем регионе имеет свою специфику. По данным мониторинга, проведенного Дагестанским государственным педагогическим университетом в 2024 году, общий уровень буллинга в школах республики несколько ниже общероссийского и составляет около 45 % [3]. Это может быть связано с особенностями культуры, где сильны традиции уважения к коллективу. Однако ключевой проблемой в Дагестане становится кибербуллинг. Из-за высокого уровня проникновения интернета и популярности соцсетей среди молодежи, с онлайн-травлей здесь сталкиваются до 50 % опрошенных подростков. Часто это связано с распространением компрометирующих фото и видео, а также оскорблениями в локальных пабликах и чатах.
Эти цифры доказывают, что буллинг — не единичные случаи, а массовое явление, требующее системного ответа.
Что делать? Многоуровневая стратегия противодействия. Борьба с буллингом должна вестись на всех уровнях: от государственной политики до действий каждого ученика.
Роль школы и педагогов
1. Создание «Школьных служб примирения (медиации)». В их состав должны входить подготовленные учителя, психологи и, что важно, старшеклассники, пользующиеся авторитетом. Их задача — не наказать, а помочь сторонам конфликта найти выход.
2. Проведение регулярных тематических мероприятий. Не формальные лекции, а интерактивные тренинги, ролевые игры и дискуссионные клубы на тему уважения, эмпатии и различий.
3. Повышение компетенции учителей. Педагоги должны уметь распознавать первые, часто скрытые, признаки травли и знать, как корректно вмешаться.
Роль родителей
Родителям необходимо проявлять больше внимания к эмоциональному состоянию ребенка, выстраивать с ним доверительные отношения, чтобы он не боялся рассказать о проблеме. Важно сотрудничать со школой, а не конфликтовать с ней.
Как мы, школьники, можем минимизировать буллинг? Наша ответственность и сила . Взрослые могут создать правила, но атмосферу в классе создаем мы сами. Вот что может сделать каждый из нас:
1. Занять позицию «активного наблюдателя». Если ты видишь травлю, самое страшное — делать вид, что ничего не происходит. Не обязательно бросаться в драку с обидчиком. Можно:
– Показать жертве, что она не одна: подойти и просто заговорить с ней, пригласить в свою компанию.
– Сказать агрессору: «Прекрати, это не смешно». Иногда одного такого голоса достаточно, чтобы остановить насилие.
– Сообщить о происходящем взрослому, которому ты доверяешь (классному руководителю, психологу, родителям). Это не ябедничество, а гражданская позиция.
2. Создавать «культуру доброты». Хвалить друг друга за успехи, поддерживать в неудачах, уважать личные границы. Инициатива может исходить от простых вещей: создать чат, где запрещены оскорбления и только поддерживают друг друга, или организовать группу для совместной подготовки к экзаменам, где царит взаимопомощь.
3. Бороться с кибербуллингом цифровой гигиеной:
– Не распространять травлю. Если тебе прислали унизительное фото или видео одноклассника — остановись. Не лайкай, не пересылай, не комментируй. Ты становишься соучастником.
– Использовать инструменты защиты. Практически во всех соцсетях есть кнопки «Заблокировать» и «Пожаловаться». Ими нужно пользоваться.
– Поддерживать жертву онлайн. Написать в личные сообщения человеку, которого травят: «Я с тобой. Я тебе верю. Это неправильно».
Буллинг — это болезнь коллектива, а не проблема «жертвы» и «агрессора». Статистика по России и Дагестану ясно показывает, что мы имеем дело с эпидемией, которая все активнее переходит в цифровое пространство. Решение этой проблемы требует объединенных усилий. Но мы уверены, что именно с нас, школьников, должно начаться главное изменение. Когда мы перестанем быть молчаливым большинством и станем активным сообществом, где ценят уважение и взаимопомощь, у буллинга не останется почвы для существования. Наша школа — это наше пространство, и только мы можем сделать его по-настоящему безопасным для каждого.
Литература:
1. Официальный сайт проекта «Буллинг.NET» при Минпросвещения России. — URL: ( https://буллинг.рф ) (условная ссылка для примера)
2. Отчет «Дети в цифровом мире». Лаборатория Касперского. — 2023.
3. Мониторинг психологического климата в образовательных учреждениях РД. — ДГПУ, Махачкала, 2024.
4. Материалы Всероссийской конференции «Безопасная образовательная среда». — М., 2023.

