Обратное наставничество: необходимость или потакание моде? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Зюликова, А. О. Обратное наставничество: необходимость или потакание моде? / А. О. Зюликова, О. А. Зюликов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3150/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья направлена на изучение понятия «обратное наставничество», выявление тонкостей и целесообразности применения этой методики, а также на исследование взаимоотношений между представителями различных поколений.

Ключевые слова: обратное наставничество, наставничество, менторство, поколения, образование.

Величественное слово — «наставник». Услышав его, в голове рисуется определенный образ — авторитетный, с мудрыми глазами и речью, пожилого возраста Учитель, обладающий недоступными для большинства знаниями.

История знает множество примеров, когда взрослый опытный человек берет под свое крыло юное дарование и делает из него настоящую звезду, такого же профессионала своего дела. Например:

— Уоррен Баффет и Билл Гейтс

Один из самых богатых людей мира Билл Гейтс утверждает, что своим успехом отчасти обязан своему ментору и лучшему другу, американскому предпринимателю и влиятельному инвестору Уоррену Баффету. «Я узнал много вещей от Уоррена за последние 25 лет, но, возможно, самое главное — это то, как много значит дружба» [1], — говорит Билл. (Баффет старше Гейтса на 25 лет)

— Стив Джобс и Марк Цукерберг

Глава Facebook, в 23 года ставший самым молодым в мире миллиардером, Марк Цукерберг поблагодарил ушедшего из жизни основателя Apple: «Спасибо за то, что продемонстрировал нам, что созданное нами может изменить мир. Мне будет не хватать тебя» [2]. Известно, что Джобс неоднократно помогал Цукербергу важными советами, которые поспособствовали столь блистательному успеху корпорации Facebook. (Джобс старше Цукерберга на 29 лет).

И стоит отметить, в обществе еще с давних времен присутствует некий стереотип, заключающийся в том, что чем человек старше — тем он умнее, и, соответственно, наоборот — чем человек младше, тем менее выдающимся интеллектом и багажом знаний он обладает в силу небольшого жизненного опыта. «Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали», — цитата романиста Джеймса Болдуина.

Но что, если все может быть с точностью до наоборот? Что, если возраст практически ничего не значит и не несет никакой информации о своем носителе? «Возраст это всего лишь цифра, она не определяет ни ум человека, ни его взгляды на жизнь. Всё зависит не от прожитых лет, а от пережитых обстоятельств в жизни…» — цитата из книги «Козел отпущения» Дафны дю Морье. В прогрессирующем современном обществе множество людей придерживаются подобных взглядов, поэтому появилась такая вещь как обратное наставничество.

Как уже очевидно из названия, суть обратного наставничества заключается в том, чтобы максимально уменьшить пропасть между взглядами поколений с помощью обучения старших и умудренных опытом прошлых лет людей у более юных и обладающих свежими взглядами.

Данная концепция приобрела широкую известность в 1999 году, благодаря Джеку Уэлчу, бывшему генеральному директору General Electric, решившемуся на неординарный шаг — он объединил 500 младших и старших сотрудников, предложив первым попробовать продемонстрировать последним способы работы с новейшими технологиями и инструментами. После его новаторских открытий многие компании позаимствовали практику обратного наставничества для своих разработок, ведь к тому времени уже стало ясно, что в сфере бизнеса и обучения наступила новая цифровая эра, реалии которой нужно знать и понимать сотрудникам всех возрастов [3].

В данной статье мне хотелось бы лучше проанализировать тонкости этой методики и определить, стоит ли компаниям применять обратное наставничество для своих разработок.

Цель: понять, насколько необходима и актуальна программа обратного наставничества для бизнеса в современном мире.

Задачи:

1) исследовать, в чем заключается основное различие между поколениями

2) проанализировать, насколько была полезна на практике данная методика, исходя из примеров крупных компаний

3) выделить основные преимущества и недостатки обратного менторства

4) определить лучшие методы для организации этой программы.

Методы исследования: поиск и анализ информации.

Объект исследования: программа обратного наставничества как явление; поколения; бизнес-компании.

Гипотеза: обратное наставничество — это новаторская методика, которая может принести компаниям большую выгоду.

Практическая значимость: результаты моего исследования могут быть использованы в рабочих и учебных отношениях.

Так чему же может научить молодое поколение? И вправду ли обратное наставничество — это такая полезная вещь, как кажется на первый взгляд?

Конечно, в первую очередь, это цифровые технологии — языки программирования, социальные сети и тому подобное. Для представления разрыва разных поколений в понимании современных гаджетов ввели термины digital natives (цифровые аборигены) и digital immigrants (цифровые иммигранты). Цифровые аборигены (или же миллениалы и зумеры) — это люди, рожденные условно после 1980-х годов и выросшие с использованием цифровых технологий. Грубо говоря, они носители цифрового языка. Цифровые иммигранты (или же поколение X и бумеры) — это люди, рожденные до 1980-х годов, которые не контактировали с цифровыми технологиями в раннем возрасте. Соответственно, им приходится наверстывать умение пользоваться гаджетами в течение жизни. 4

Следующая сфера, в которой digital immigrants могут взять пример с digital natives — это взгляды на жизнь в целом. При общении со своими бабушками и дедушками (относящимися к бумерам) я заметила одну отличительную особенность их поколения — они боятся перемен и рисков, склонны «прирастать корнями» к тому, что уже есть и не смотреть вперед. В то время как я (относящаяся к зумерам) и мои родители (относящиеся к первым миллениалам) имеем прямо противоположную точку зрения. И эта мысль основывается не только на моих субъективных наблюдениях, но и на официальных заключениях исследователей. Например, известно, что средний период работы миллениала в компании составляет всего два года [5]. Цифровые аборигены непрерывно стремятся к созданию все более и более комфортных для себя условий. Я считаю, что тяга к переменам, а следовательно к развитию себя и своего уровня жизни — это определенно положительная черта, которой, возможно, недостает у поколения X и бумеров.

А как же работает эта программа на практике? Мною были найдены следующие примеры внедрения обратного менторства:

— PricewaterhouseCoopers (PwC)

Международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита PwC запустила свою программу обратного наставничества в 2014 году с целью улучшения разнообразия и инклюзивности. Наставники — миллениалы и зумеры встречаются со своими подопечными, которые все являются сотрудниками фирмы, раз в месяц.

Кроме того, у них есть ежемесячная встреча только для наставников, на которой они обсуждают проблемы. Программа была хорошо принята как младшими, так и старшими коллегами как способ расширить возможности молодых талантов, развивая новые навыки.

«Мы хотим помочь нашим сотрудникам научиться ценить и распознавать различия, и программа обратного наставничества дает нам эту возможность», — выражается один из юных менторов компании Кристал Аллен [6].

— Heineken

Heineken запустил программу обратного наставничества с апреля 2021 года. Результаты были удивительными. При опросе 86 % подопечных — старших руководителей — хотели заниматься с младшими сотрудниками, чтобы получить новые навыки и опыт от следующего талантливого поколения. Один из участников поделился, что их встреча «была невероятно полезной для изучения бизнес-процессов в Heineken. У нас был очень открытый и честный разговор, и я получил много указаний и поддержки для достижения моих рабочих целей» [7].

Так, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод: обратное наставничество несет в себе большие достоинства для компаний. Выделим следующие весомые преимущества обратного наставничества:

— Сплочение поколений и стирание границ.

— Старшие сотрудники обучаются новым технологиям под грамотным «присмотром», что позволит наиболее компетентно усвоить материал.

— Компания становится более конкурентоспособной по сравнению с другими компаниями, возможно, практически целиком состоящими из цифровых аборигенов.

— Компания сохранится дольше на мировом рынке, если будет «идти в ногу со временем».

— Возможность «выйти за рамки» и попробовать что-то необычное.

— При грамотном подборе наставника в ученике пробуждается интерес к новшествам, а не только принудительная обязанность их понимать.

— Развитие лидерских качеств в юных учителях.

Однако если все настолько «радужно», по какой причине обратное наставничество до сих пор считается альтернативой, а не приоритетом в сопоставлении с классическим наставничеством? Это из-за того, что перевернутая позиция «учитель-ученик» обладает своими довольно ощутимыми минусами:

— Не каждый молодой ментор сумеет побороть в себе установку, что учить должны его, а не он. Ведь еще недавно наставник проходил обучение в школе и университете, и вдруг все так резко изменилось.

— Некоторые старшие воспринимают эту практику, равно как неуважение к себе, своим знаниям и труду. Все-таки они уже долгое время развиваются в данной сфере, а тут приходит «зеленый юнец» и пытается обучать их, профессионалов с многолетним стажем. А кто-то просто считает, что глубокое увлечение технологией может наложить негативный отпечаток на жизнь и личность человека. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер», — выразился журналист Сидни Харрис.

— Это нетрадиционно и может восприниматься как импульсивная самодеятельность работодателя, что вынуждает сотрудников ставить под сомнение эффективность такой практики.

Так что же делать? На мой взгляд, техникой обратного наставничества ни в коем случае нельзя пренебрегать, но нужно грамотно организовать ее процесс. Во-первых, стоит подобрать такого учителя и ученика, чтобы каждый из них был готов к передаче/получению знаний и был свободен от предрассудков, описанных мною выше. Ведь многое зависит не только от принадлежности к определенному поколению, но и от характера и психологического состояния самого человека. Во-вторых, классическое и обратное наставничество можно объединить в единое целое, тем самым умножив эффективность процесса.

Ко всему прочему, обратное наставничество можно применять не только в рабочих моментах, но и в человеческих отношениях. Родителям стоит прислушиваться к своим детям, ведь иногда непосредственный взгляд ребенка может открыть какие-то вещи, недоступные для взрослого, «загрязненного» стереотипами и правилами, мышления.

Заключение

Невольно напрашивается вывод о том, что обратное менторство — это очень полезная вещь. Если знать все его тонкости, то обучение младшими старших может дать просто невероятные результаты. Таким образом, мы доказали приведенную мной вначале гипотезу. Обратное наставничество действительно несет в себе значительную выгоду и пользу. И, как писал М. Горький — «Учить детей — дело необходимое, но следует понять, что весьма полезно и нам учиться у детей».

Литература:

  1. 25 years of learning and laughter. — Текст: электронный // GatesNotes: [сайт]. — URL: https://www.gatesnotes.com/About-Bill-Gates/25-Years-of-Learning-and-Laughter?WT.mc_id=07_05_2016_10_25YearsWarrenBuffett_BG-LI_&WT.tsrc=BGLI (дата обращения: 14.06.2022).
  2. Zuckerberg: 'Thanks for Showing What You Can Build Can Change the World'. — Текст: электронный // WSJ: [сайт]. — URL: https://www.wsj.com/articles/BL-DGB-23253 (дата обращения: 14.06.2022).
  3. Обратное наставничество в компании General Electric. — Текст: электронный//Businessman: [сайт].— URL:https://businessman.ru/post/obratnoe-nastavnichestvo-chemu-millenialyi-mogut-nauchit-svoih-opyitnyih-kolleg-i-kak-eto-pomojet-razvitiyu-biznesa.html (дата обращения: 14.06.2022).
  4. Digital natives and digital immigrants — how are they different. — Текст: электронный // Medium: [сайт]. — URL: https://medium.com/digital-reflections/digital-natives-and-digital-immigrants-how-are-they-different-e849b0a8a1d3 (дата обращения: 14.06.2022).
  5. Nearly half of millennials plan to leave a job within two years, study finds. — Текст: электронный // Independent: [сайт]. — URL: https://www.independent.co.uk/life-style/millennials-jobs-career-work-salary-quit-young-people-study-a8361936.html (дата обращения: 14.06.2022).
  6. Inside PwC's reverse mentoring program. — Текст: электронный // HRD: [сайт]. — URL: https://www.hcamag.com/au/news/general/inside-pwcs-reverse-mentoring-program/153470 (дата обращения: 14.06.2022).
  7. Reverse Mentoring: What It Is And Why it’s Critical To The Future Of Work. — Текст: электронный//Together: [сайт]. — URL: https://www.togetherplatform.com/blog/reverse-mentoring-the-future-of-work (дата обращения: 14.06.2022).


Ключевые слова

наставничество, образование, менторство, поколения, обратное наставничество

Похожие статьи

Противоречия теории и практики гражданского образования

Статья посвящена проблеме противоречий теории и практики гражданского образования. Характеризуется компетентность преподавателей в области гражданского образования на примере Омского колледжа предпринимательства и права. Представлена авторская позици...

Анализ методов исследования одинокого отцовства как психолого-педагогического явления

В статье анализируются основные методы исследования одинокого отцовства, а также предлагается изучение данного феномена с позиции сторонников целостного подхода.

Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?

В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на основе идей педагогики сотрудничества

В статье рассматриваются понятия «отношения», «межличностные отношения», «педагогика сотрудничества», «тьюторское сопровождение». Описаны исследования формирования межличностных отношений младших школьников посредством применения учителями в своей пр...

Формирование толерантной личности в условиях вуза

В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Компетентностный подход в отечественной системе образования

Статья посвящена целесообразности широкого внедрения «компетентностного подхода» и других западных дидактических новаций в отечественное образовательное пространство.

Похожие статьи

Противоречия теории и практики гражданского образования

Статья посвящена проблеме противоречий теории и практики гражданского образования. Характеризуется компетентность преподавателей в области гражданского образования на примере Омского колледжа предпринимательства и права. Представлена авторская позици...

Анализ методов исследования одинокого отцовства как психолого-педагогического явления

В статье анализируются основные методы исследования одинокого отцовства, а также предлагается изучение данного феномена с позиции сторонников целостного подхода.

Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?

В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на основе идей педагогики сотрудничества

В статье рассматриваются понятия «отношения», «межличностные отношения», «педагогика сотрудничества», «тьюторское сопровождение». Описаны исследования формирования межличностных отношений младших школьников посредством применения учителями в своей пр...

Формирование толерантной личности в условиях вуза

В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Компетентностный подход в отечественной системе образования

Статья посвящена целесообразности широкого внедрения «компетентностного подхода» и других западных дидактических новаций в отечественное образовательное пространство.

Задать вопрос